Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:23, реферат
Содержательные теории мотивации отличает глубокий анализ мотивационной сферы человека – выявляются основные категории потребностей, определяющих поведение человека, и устанавливаются взаимоотношения между ними. Впервые представления Маслоу были опубликованы в 1943 году в статье «Теория человеческой мотивации».
В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что:
1) социология
как наука должна строится
по типу естественных наук. Ни
о каком противопоставлении «
2) социология
должна изучать мир таким,
3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;
4) поскольку
социология хочет быть опытной
и точной наукой, она должна
прекратить всякое «
5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.
П. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела:
1.Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Дается определение общества, описываются основные его черты, проводиться анализ процесса социального взаимодействия, формулируются основные социальные законы, а также рассматривается история социологии, основные социологические направления и учения.
2.Социальная механика. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – процесс взаимодействия людей, иными словами, - поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Выполняет задачу, связанную с изучением закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях. В этом отделе сложные общественные явления подвергаются разделению на более простые элементы, которые изучаются не только с точки зрения их свойств, но и с точки зрения их влияния на поведение людей в обществе.
3.Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Социальная генетика содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.
Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как социальном пространстве, элементарной частицей которого является отдельный индивид. Положение человека в социальном пространстве определяется:
1) его отношением к социальным группам, с которыми он взаимодействует;
2) отношением групп друг к другу внутри популяции;
3) отношением данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество. Индивиды имеют возможность перемещаться внутри социального пространства.
В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:
1) закрытый, в котором социальные
перемещения невозможны или зат
2) открытый, характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса
Типы (виды) мобильности:
1) вертикальная – перемещение индивида или
группы по "социальной лестнице"
вверх (восходящая мобильность) или вниз(нисходящая мобильност
2) горизонтальная – изменение социального положения на равноценное (переезд из одного города в другой, переход с одного предприятия на другое без изменения должности и уровня заработной платы и т.д.);
3) межпоколенная, когда дети достигают иного статуса, чем их родители, например, у родителей статус рабочих, а их сын, получив высшее образование, стал инженером;
4) внутрипоколенная, когда человек (или возрастная группа) один и более раз изменяет свой социальный статус на протяжении жизни (бедняк разбогател – его статус повысился, затем обанкротился – его статус понизился);
5) межклассовая, когда индивид или группа совершают межклассовые перемещения (был крестьянин – стал рабочий, был рабочий – стал предприниматель);
6) внутриклассовая – повышение или понижение социального статуса в пределах одного и того же класса (был мелким предпринимателем – стал банкиром);
7) индивидуальная;
8) групповая.
С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов даетабсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.
Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.
Теория существования
суперсистем культуры П. Сорокина -
одна из наиболее оригинальных культурологических
концепций XX в. Она изложена в четырехтомном
труде “ Социокультурная динамика” (1937-1941).
Сорокин рассматривает историческую действительность
как целостное единство различных культурных
систем. Подчеркивая своеобразие каждой
культуры, философ вместе с тем акцентирует
внимание не только на общих чертах в их
исторической судьбе, но фиксирует единые
и неизменные тенденции, идеи, проблемы,
составляющие то, что определяет содержание
каждой культуры и выражает ее главную
ценность, которая, в свою очередь, является
“основой и фундаментом всякой культуры”.
Исходя из двойственной психобиологической
природы человека - существа чувствующего
и мыслящего, Сорокин выделял три типа
культуры:
а) чувственный, в котором преобладает
эмпирически-чувственное восприятие и
оценка действительности преимущественно
с утилитарной и гедонистической точки
зрения, т.е. преобладает “истина чувств”
и истина наслаждения.
б) идеациональный тип, где преобладают
сверхчувственные, духовные ценности,
поклонение некоему Абсолюту, Богу или
Идее, т.е. “истина веры” и истина самоотречения.
в) идеалистический тип, представляющий
некий синтез чувственного и идеационального
типов, где чувство уравновешивается интеллектом,
вера - наукой, эмпирическое восприятие
- интуицией, т.е., по выражению Сорокина,
“человеческими умами будет руководить
истина разума”.
В основу различия двух противоположных
суперсистем культуры Сорокин полагает
главный критерий: представления о природе
реальности. Идеациональная суперсистема
имеет сверхчувственную природу, божественное
начало. Чувственная - реальна, адекватна
восприятию наших органов чувств.
Сорокин подчеркивает, что в “чистом виде”
в конкретном обществе идеациональная
и чувственная суперсистемы культуры
никогда полностью не реализуются. Речь
может идти лишь о доминировании и об определенном
господстве каждой из них в тот или иной
исторический период. Предложенную типологию
суперсистем культуры философ наполняет
фактическим содержанием, выделяя основные
ее составляющие - искусство, истину, мораль,
право - и давая им характеристики.
Чувственная (или
сенситивная) культура является антиподом идеациональной.
По мнению Сорокина, она существовала
во времена палеолита, в Древней Ассирии,
в античной Греции и Риме. Начиная с XV в.
этот тип культуры становится доминирующим
в Западной Европе, включая и XX столетие.
Сенситивное искусство живет и развивается
в мире чувств. Его темами и персонажами
являются реальные события и представители
различных социальных групп. Задача искусства
- доставить удовольствие реципиенту (т.
е. зрителю, слушателю, читателю), снискать
у него успех, признание и славу. Стиль
сенситивного искусства натуралистичен,
свободен от любого символизма. Создателями
этого искусства являются профессиональные
художники. Однако “рядом с этими великолепными
достижениями, - подчеркивает Сорокин,
- наше чувственное искусство заключает
в себе самом вирусы разложения и распада...”,
которые “и обращают многие добродетели
чувственного искусства в его же пороки”
. По мысли философа, искусство становится
“музеем социальной патологии”. И все
же Сорокин далек от пессимизма: на смену
разрушительным тенденциям чувственного
искусства он ожидает приход нового, и
скорее всего идеационального, искусства.
Серьезные проблемы, по мысли философа,
существуют и в функционировании истины.
Целостное мировоззрение в чувственной
суперсистеме культуры подменяется мешаниной
“из кое-как склеенных друг с другом фрагментов
науки”.
Если период
становления чувственной
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина,
является идеалистическая культура. Она
связывает сверхчувственный и сверхрациональный
аспекты, выступая как промежуточная и
переходная между вышеназванными суперсистемами.
Ее расцвет приходится на золотой век
античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее
европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для
главных составляющих идеалистической
культуры - искусства, истины, морали, права
- действует исходный принцип: реальная
действительность многообразна, в ней
задействованы чувственная и сверхчувственные
стороны, сочетаются идеациональные и
сенситивные ценности.
С помощью оригинальных методик, с привлечением
специалистов из разных областей науки,
опираясь на обширный фактический и статистический
материал, П.А. Сорокин пришел к выводу,
что в истории развития человечества наблюдается
циклическая смена суперсистем культуры
в последовательности: идеациональная,
идеалистическая, чувственная.
Своеобразие каждого
из предложенных типов культуры воплощается
в праве, искусстве, философии, науке,
религии, структуре общественных отношений
и определенном типе личности. Их радикальное
преобразование и смена обычно
сопровождаются кризисами, войнами и революциями.
Подробно анализируя историю европейской
культуры, в том числе и статистическими
методами, П. Сорокин относил к периодам
расцвета “чувственной” культуры греко-римскую
цивилизацию III-IV вв. н.э., т.е. периода ее
разложения и упадка, и западную культуру
последних пяти веков, с эпохи Возрождения
до нашего времени. К идеациональному
типу культуры, помимо хорошо знакомого
Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую
культуру христианского Запада (с VI по
XIII век), а к идеалистическому - великую
культуру эпохи Возрождения. Кризис современной
культуры, лишенной абсолютных идеалов,
т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному
наслаждению и потребительству, П. Сорокин
связывал с развитием материалистической
идеологии и экспериментальной науки
в ущерб духовным ценностям, что довольно
четко ощущается многими людьми в сегодняшнем
“расколдованном” мире. Будучи человеком
верующим, Сорокин видел выход из нынешнего
кризиса в неизбежном восстановлении
“идеациональной” культуры с ее абсолютными
религиозными идеалами. Свое главное пророчество
в отношении будущего человечества П.
Сорокин сформулировал так: “Мы живем,
мыслим, действуем в конце сияющего чувственного
дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего
солнца все еще освещают величие уходящей
эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся
тьме нам все труднее различать это величие
и искать надежные ориентиры в наступивших
сумерках. Ночь этой переходной эпохи
начинает опускаться на нас, с ее кошмарами,
пугающими тенями, душераздирающими ужасами.
За ее пределами, однако, различаем расцвет
новой великой идеациональной культуры,
приветствующей новое поколение - людей
будущего”.
Как социолог, искавший в фактах общественной
жизни объяснения многим явлениям культуры,
Сорокин был одним из создателей теорий
“социальной мобильности” и “социальной
стратификации”. Согласно первой, в высоко
развитом обществе постоянно происходит
движение отдельных людей и групп из одного
слоя в другой, с низшего социального уровня
в высший, и наоборот. В этом случае говорят
о восходящей или нисходящей вертикальной
мобильности, однако есть и мобильность
горизонтальная, т.е. передвижение индивидуумов
на одном и том же социальном уровне, например
при смене места жительства или характера
работы. Различают также интергенерациональную
(между поколениями) и интрагенерациональную
(внутри поколения) мобильность. Понятие
социальной мобильности характеризует
степень цивилизованности, открытости
или закрытое, свободы и демократизма
того или иного общества и является важным
показателем уровня его культуры. Что
касается теории социальной стратификации,
то она рассматривает общество не как
жесткую и антагонистическую классовую
структуру, как это делают марксисты, а
как живую систему многочисленных взаимопроникающих
общественных слоев, выделяемых по признакам
образования, обеспеченности, психологии,
бытовых условий, возраста, пола и находящихся
в состоянии не борьбы, а равновесия и
сотрудничества. Легко догадаться, что
как теория социальной стратификации,
так и теория социальной мобильности,
по существу, противостоят марксистскому
пониманию процессов, происходящих в современном
обществе, а посему и яростно отвергаются
догматизированным историческим материализмом.
Не менее яростно его адептами до последнего
времени отвергалась и сформулированная
П. Сорокиным в 60-х гг. известная теория
конвергенции между капитализмом и социализмом,
в результате которой должно появиться
новое, более совершенное общество. П.А.
Сорокин принадлежал к той достаточно
редкой породе мыслителей и ученых нашего
века, которые объективно, без политико-идеологических
и национальных пристрастий, опираясь
на конкретные социологические и культурные
критерии, осмысливали путь человечества
к лучшему будущему.