Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:19, реферат
Среди выдающихся мыслителей кануна французской буржуазной революции 1789-1794 годов особое место занимает Жан-Жак Руссо. Просветитель и романтик, индивидуалист и коллективист, Руссо стал объектом многих исследований. Например, Кант назвал его "Ньютоном нравственности", а Г. Гейне - "революционной головой, исполнительной рукой которой стал Робеспьер"
Введение……………………………………………………………………….3
Жан-Жак Руссо и его предшественники………………………...………5
Основные положения «Общественного договора» Жан-Жака Руссо.....6
Влияние взглядов Жан-Жака Руссо на русское общество……...……..10
Заключение……………………………………………………...……………13
Список источников и литературы…………………………………………..15
Содержание:
Введение…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников
и литературы…………………………………………..15
Введение.
Среди выдающихся мыслителей кануна французской буржуазной революции 1789-1794 годов особое место занимает Жан-Жак Руссо. Просветитель и романтик, индивидуалист и коллективист, Руссо стал объектом многих исследований. Например, Кант назвал его "Ньютоном нравственности", а Г. Гейне - "революционной головой, исполнительной рукой которой стал Робеспьер".
Французский философ, моралист и политический мыслитель, фигура богато одаренная и полная противоречий, Жан-Жак Руссо выражал стремление к обновлению общества, и, одновременно, консервативные настроения, желание и вместе с тем боязнь радикальной революции, ностальгию по примитивной жизни - и страх перед варварством.
Социально-экономические и демократические идеи Руссо получали восторженную оценку во многих странах, где развивалась борьба против средневековья, феодального порабощения, абсолютных монархий.
Литературная деятельность Руссо была весьма плодотворна. Он написал ряд сочинений по философии, социологии, педагогике, а также художественные произведения.
Наше внимание обращено к работе, в которой Руссо попытался изложить историю происхождения и развития неравенства, возникновения политических обществ.
Предметом исследования являются социальные и политико-правовые взгляды Жан-Жака Руссо, изложенные им в одном из самых значительных его сочинений - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).
Цель исследования – изучить социальные и политико-правовые взгляды Руссо на основе его трактата «Об общественном договоре, или Принципы политического права», проанализировать влияние взглядов Руссо на русское общество.
Знакомясь с мнениями различных социологов, политологов, философов, нетрудно заметить, что далеко не все из них сходятся на одной точке зрения относительно идей Жан-Жака Руссо.
Джованни Реале и Дарио Антисери в книге «Западная философия от истоков до наших дней» отмечают, что Жан-Жак Руссо заложил основы демократического государства, где власть принадлежит народу. И в этом, по их мнению, состоит огромный вклад Руссо в политологию.
Разделяет точку зрения Реале и Антисери и Х.Н. Момджян. В книге «Французское Просвещение XVIII века» он подчеркивает, что в работах Руссо с достаточной ясностью выражена идея восходящего развития истории, идея социального прогресса. При всех глубоких симпатиях к «естественному состоянию» Руссо достаточно отчетливо осознает невозможность попятного развития, возвращения к пройденным историческим ступеням.
Абсолютно противоположного мнения придерживается Б.А. Леви, утверждая, что идея справедливого общества Руссо - абсурдная мечта, а вся система французского просветителя направлена на борьбу с прогрессом.
Леви
и его единомышленники, охваченные
желанием сразить идею исторического
прогресса, пытаются, не считаясь с
фактами, превратить Руссо в своего
союзника. Можно
с уверенностью сказать, что все попытки
извратить диалектическую мысль Руссо
в целях обоснования реакционных, антинаучных
решений обречены на полный провал. Творчество
Руссо принадлежит науке и социальному
прогрессу.
К числу ближайших предшественников Руссо в области общественно-политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755).
Гуго Гроций, крупный нидерландский ученый-юрист, в 1625 году выпустил в свет свое главное сочинение - «О праве войны и мира», в котором утверждал, что в условиях первобытных отношений господствовало естественное право, коренящееся в самой природе человека, и что нормы его неизменны, вечны. Затем главную роль в этих отношениях, по мнению Гроция, стала играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в результате добровольного отказа людей от своей естественной первобытной свободы.
Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе с тем власти, подчеркивал враждебность учения о происхождении верховной власти интересам народа.
Жан-Жак Руссо резко критиковал антидемократические тенденции во взглядах Томаса Гоббса. Но это не мешало ему видеть сильные стороны учения английского философа-материалиста. Руссо писал, что Гоббс впервые «...осмелился предложить соединить обе головы орла (т.е. церковь и государство) и привести все к политическому единству, без которого ни Государство, ни Правление никогда не будут иметь хорошего устройства»1.
На политические взгляды Руссо оказали влияние и труды английского философа Джона Локка. Согласно системе обучения и воспитания Локка, изложенной в трактате «Несколько мыслей о воспитании», на детей следует воздействовать главным образом убеждением, обращаясь к их разуму. Жан-Жак Руссо не разделял такую точку зрения, утверждая, что самая важная и первоначальная задача воспитания - это сделать детей восприимчивыми к тому, что им внушают. «Сам Локк, мудрый Локк, - писал Руссо в романе «Юлия, или Новая Элоиза», - позабыл сию основу; он больше говорит о том, что следует требовать от детей, нежели о том, как этого добиться от них»2.
В
работах Жан-Жака Руссо нашли отражение
и идеи французского социолога Шарля Луи
Монтескье. В произведении «О духе законов»
Монтескье рассматривал три типа государств:
монархию, деспотию и республику, отмечая,
что прочность монархии зависит от чувства
чести, деспотии - от чувства страха, республики
- от чувства любви к отечеству.
Лучшей гарантией политической свободы
Монтескье считал разделение и уравновешение
властей: законодательной, исполнительной,
судебной. Позднее его теория разделения
властей получила сильное практическое
и теоретическое развитие в трудах Жан-Жака
Руссо, который рассматривал три ветви
власти как различные проявления власти
народа. В отличие от Монтескье, признававшего
феодально-абсолютистский порядок, Руссо
настаивал на необходимости борьбы с феодализмом.
Сочинения
Жан-Жака Руссо изобилуют не только
возражениями против тех или иных
принципов, сформулированных его предшественниками
и современниками или одобрениями
их. У Руссо мы находим страстный
протест против лжи и лицемерия
аристократии, против прогнившего феодально-
Трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права» - самое значительное политическое произведение Жан-Жака Руссо, опубликованное в 1762 г.
Рассуждая в нем о принципах общественного устройства, Руссо говорит о том, что люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами - на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо е к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что опять порождает социальный взрыв и хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое - под контролем народа - будет гарантировать законность, порядок и справедливость.
Самой первой формой общественного объединения Руссо называет семью, которая предстает как своего рода первый образчик общества, построенного на общественном договоре: «…Ведь и в семье дети связаны с отцом лишь до тех пор, пока нуждаются в нем. Как только нужда эта пропадает, естественная связь рвется. Дети, избавленные от необходимости повиноваться отцу, и отец, свободны от обязанности заботиться о детях, вновь становятся равно независимыми. Если они и остаются вместе, то уже не в силу естественной необходимости, а добровольно; сама же семья держится лишь на соглашении»3.
Государство - большая семья. В государстве отражаются все особенности семей, которые его составляют. Равноправие или подчинение одних другим, взаимная поддержка или междоусобицы, все это присуще как самому большому государству, так и самой маленькой семье.
Власть в обществе может быть основана только на праве – но это не может быть право сильного, ведь оно прекращается, как только исчезает сила. В то же время Руссо отрицает и право рабства, поскольку оно основано на праве сильного, которого нет.
Так как ни один человек не обладает естественной властью над другими, а сила сама по себе не порождает права, то, следовательно, по мнению Руссо,
любая законная власть должна основываться на соглашении людей. Иными словами, еще до того, как образуются те или иные власти, управляющие обществом, должно существовать некое общественное единство, должен быть народ как некая социальная целостность. Решением этой задачи, по мысли Жан-Жака Руссо, является общественный договор, суть которого состоит в следующем: «Каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого»4.
Таким образом, общественный договор обеспечивает абсолютное соответствие между индивидуальной и общей волей. Последняя соответствует воле того Организма, который возникает в результате общественного договора и который является единственным истинным сувереном. Иными словами, суверен это народ.
Жан-Жак Руссо утверждает, что общая воля не имеет никаких других целей, кроме общего блага, у нее нет других стремлений, кроме стремления к равенству. Вместе с тем он подчеркивает, что из этого еще не следует, что воля народа не может заблуждаться.
Важно отметить, что Руссо видит существенное различие между понятиями «общая воля» и «воля всех». Он говорит, что вместе с общей волей существует и воля всех, представляющая собой волю отдельных лиц.
Для того чтобы общая воля могла проявиться, нужно, по меньшей мере, устранить наиболее явные препятствия на ее пути, которыми, по мнению Руссо, являются партии и всевозможные частные группы.
Вторым важнейшим условием общей воли является то, чтобы она всегда была направлена на решение общих вопросов. Общая воля не может принимать решений по частным вопросам. Она вправе, например, установить сословия в государстве, но не вправе указать, кто поименно будет входить в то или иное сословие, выбрать форму правления, считающуюся лучшей при данных обстоятельствах, но не вправе назначать самого правителя.
Единогласия для определения общей воли Руссо требует исключительно в случае образования общества. Те, кто при таком голосовании выскажутся против, не могут препятствовать возникновению общества - они просто не войдут в его состав, останутся в естественном состоянии и будут принуждены - если это возможно, покинуть территорию государства, поскольку власть суверена распространяется на эту территорию и принуждает каждого, находящегося на ней, подчиняться приказам суверена.
В своем «Общественном договоре» Руссо дает четкое понимание народного суверенитета. Действительно, государственная власть, как власть народа, носит суверенный характер, то есть верховный, независимый от любой другой власти.
К важнейшим атрибутам государственной власти Жан-Жак Руссо относит неограниченность, неотчуждаемость и неделимость. Неотчуждаемость власти заключается в том, что никто не может отнять верховные права народа, и он никому не может их передоверить. Суверенитет, с его точки зрения, является неотъемлемым и неделимым принципом полновластия народа. Так как суверенитет не делим, то, следовательно, доктрина разделения властей ошибочна. Это не означает, что не существует законодательной и исполнительной власти, однако любая власть, отличная от власти суверена, действует по его поручениям и в пределах своих полномочий.