Теория общества Н. Лумана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:37, реферат

Описание работы

С самого своего возникновения социология пыталась реагировать на два очень важных вопроса: “Что происходит“ и “Что за этим кроется “. Трудно сохранять единство дисциплины, когда вопросы столь различны. Иногда (прежде всего, в конце 60-х гг.) полемика между теми, кто стремится поставить во главу угла либо один из этих вопросов, либо другой, становилась настолько острой, что угрожала существованию социологии как особой отрасли науки. В Германии она широко известна как “спор о позитивизме”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Власть как коммуникация: опыт и актуальные уроки демаркации политического в концепции Никласа Лумана………………………………..3
Альтернативная наука - наука как коммуникация………………………7
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………….2

Работа содержит 1 файл

история соц-ии2.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Для преодоления всех этих противоречий и была создана в 1831 г. Британская ассоциация развития науки. Годичные собрания этой ассоциации, собиравшие большое число слушателей и проводившиеся каждый год в разных городах, были лучшей формой пропаганды науки, проверки ценности открытий, их оригинальности, ознакомления с особенностями научных методов, пробуждения любознательности у молодых людей, их личного приобщения к научным открытиям. Вместе с тем эти собрания сформировали идеал ценностно- нейтральной науки, выработали новые критерии научности единого индуктивного метода, медленной кумуляции индуктивных наблюдений, образ науки, редуцированной к физико-математическим наукам, отказ от соображений утилитарных ради науки как средства социально признанного самоутверждения и самосознания, достигаемых в процессе объективного исследования и общения в целях постижения Истины. Неформальное, межличностное общение между учеными различных специальностей, с одной стороны, и между учеными и широкой общественностью, с другой, восполняло те формальные, институциональные способы и каналы коммуникации, которые существовали в Лондонском Королевском обществе. Оно дало мощный импульс развитию натуралистического образования, перестройке преподавания естественных наук и математики в английских колледжах и университетах. Ведущие ученые Англии подготовили сборник статей в защиту научного воспитания "Новейшее образование. Его истинные цели требования". Его авторами были М.Фарадей, В.Уэвелл, Д.Тиндаль и др. Исходные установки новой программы преобразования всей системы образования естественных наук в колледжах и университетах Англии, пропаганды естествознания были изложены Д.Гершелем в его "Философии естествознания" и В.Уэвеллом в "Философии индуктивных наук". Гершель подчеркивал, что "знания не могут правильно развиваться деятельностью небольшого числа лиц. Оно может быть не приобретает высшей степени достоверности от всеобщего содействия, но приобретает по крайней мере большое доверие и становится прочнее... По мере того, как число занимающихся отдельными отраслями физического исследования увеличивается и все более и более распространяется в различные страны земного шара, необходимо соответственное увеличение легкости в сообщении и взаимном обмене знаний". Он предлагает создать целый ряд учреждений, способствующих развитию науки, издавать месячные и квартальные журналы, своды, рефераты и учебники по определенным отраслям науки.

     Однако, развитие науки пошло по другому  пути - личное, живое общение между учеными было сдвинуто на периферию, принимало форму "невидимого колледжа" и возрастал удельный вес опосредованной коммуникации внутри научного сообщества. Эту тенденцию отметил Ф.Клейн, который, характеризуя науку XIX века, писал: "вместо прежнего живого личного общения между учеными возникает огромная литература, особенно периодическая, устраиваются большие интернациональные конгрессы и другие организации, стремящиеся поддерживать хотя бы внешнюю связь". XX век лишь усугубил эту ситуацию - опосредованность научных коммуникаций резко возросла, массив периодических изданий резко возрастает небывалыми темпами, сеть коммуникационных связей все более усложняется и запутывается, а включенность науки в систему власти приобретает невиданный размах, связь научного сообщества с технократией и политической бюрократией приобрели невиданный масштаб.

     Однако, было бы неверным видеть в контрнаучном движении одни лишь негативные моменты. При всей своей экстравагантности, оно способствовало обсуждению социально значимых проблем, таких, как наука и власть, место науки в системе власти, властные функции науки. Из него выросли не только новые социальные движения, например, экологическое движение "зеленых", но и ряд научных и методологических течений. С контрнаучным движением тесно связано возникновение биоэтики в США и странах Европы, экологической этики, новое методологическое направление, которое обычно называют "анархизмом в методологии", а точнее было бы назвать антинормативистской концепции методологии. Движение "альтернативной науки" поставило во главу угла знание, понятое как коммуникация, как личное общение в противовес науке как власти. 

 

      Заключение 

     Если  подвести итог, то следует подчеркнуть, что наука представляет собой сложную систему, которая, будучи рассмотрена с коммуникативной стороны, включает в себя как формы самоорганизации и межличностного общения, так и формы институциональной организации и опосредованного общения. Односторонне делать акцент на науке как системе властных отношений, на включенность науки в систему власти, на властный характер идеологии овладения природой, ее эксплуатации. Но столь же односторонним оказывается и акцент на межличностных контактах ученых, межличностном общении внутри научного сообщества, на идеологии гармонии, союза с природой. Если технократизм делает акцент на сопряженность науки с системой власти, подчеркивает властные функции научного знания и науки как социального института, то романтическое, контрнаучное движение выпячивает другую сторону науки, а именно существование в ней малых групп, пронизанных отношениями солидарности и живого контакта между учеными. Заостряя одну из сторон жизни науки и научного сообщества, каждая из этих позиций выдвигает свой утопический вариант переустройства науки, строит специфический "образ науки". Этот "образ науки" весьма далек от реальной жизни науки, в которой воедино переплавлены различные уровни коммуникации от межличностного контакта до властных отношений внутри научного сообщества. Эти уровни коммуникации, интерферирующиеся друг с другом, восполняют друг друга, образуют некоторую целостность, в которой каждый из них занимает свое, специфическое место и выполняет вполне определенные, но весьма значимые функции: одни функции управления и инстанций власти, другие  функции самоорганизации и самоуправления научного сообщества. Лишь тоталитарная система власти стремится подавить и уничтожить существующие в науке механизмы самоорганизации и самоуправления, подменяя их бюрократически-командными методами организации.

 

      Список литературы: 

  1. Култыгин  В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. - М., 2006
  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон - М., 2007
  3. История социологии в Западной Европе и США / под. редакцией Г. В. Осипова. - М., 2005
  4. Фролов С. С., Социология / С. С. Фролов. - М: Логос, 2006
  5. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. - М., 2006

Информация о работе Теория общества Н. Лумана