Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:03, реферат
Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».
Введение
Основные положения теории народонаселения Мальтуса
Критика Мальтузианства с точки зрения других социально-экономических учений
Взгляд на теорию Мальтуса с точки зрения математики и биологии
Роль теории Мальтуса в формировании научных концепций. Актуальные экономические проблемы антропосоциогенеза
Заключение
несмотря
на максимально благоприятные
Далее Агаджанян указывает как на ошибочность мальтузианства, так и на неадекватность основанной на его положениях математической модели Лотке – Вольтерра, которая с 30-х годов нашего столетия широко применяется в физике, химии, медицине, демографии и биологии. Эта модель описывает в биологии численные взаимосвязи в классических системах «хищник – жертва». По замечанию Агаджаняна, в ней недостает обратной связи между гибнущими и остающимися в живых особями популяции, а подтверждение адекватности модели было получено прежде лишь в некорректно поставленных экспериментах.
Известный
философ и исследователь в
области логики Бертран Рассел также
отмечает связь теории Дарвина с
теорией народонаселения
Приведённые
критические замечания
4.
Роль теории Мальтуса
в формировании
современных научных
концепций. Актуальные
экономические проблемы
антропосоциогенеза
Следует заметить,
что предложенное Мальтусом решение
проблемы дисбаланса между потреблением
и возможностями производства пищи
через ограничение рождаемости
является малоэффективным. Дело в том,
что население растёт не только за
счёт естественного прироста, но и
за счёт увеличения средней продолжительности
жизни и других факторов. Ограничение
рождаемости в совокупности с
ростом продолжительности жизни
приводит к старению общества, уменьшению
доли экономически активного населения.
И тогда здесь возникают
По всей видимости, решение поднятых Мальтусом проблем существенно выходит за рамки экономической теории. Теория Мальтуса оказала большое влияние на развитие некоторых научных концепций – начиная от теории эволюции и естественного отбора Чарльза Дарвина и заканчивая концепцией устойчивого развития, предложенной Римским клубом. Немалую роль теория Мальтуса сыграла также в формировании концепции «золотого миллиарда»– именно в такую величину оценивается оптимальное количество людей, населяющих землю. И уже за саму постановку вопроса о том, что делать с остальными пятью миллиардами, противники этой концепции обвиняют Мальтуса в человеконенавистничестве. Между тем проблема очевидна: потребности человечества в пищевых ресурсах могут очень скоро превзойти возможности биомассы Земли по их удовлетворению. Как отмечает Н.Н. Моисеев [9], неизбежным для человечества становится введение самоограничений, прежде всего на производство и потребление.
В современной экономической, социологической и философской проблематике вопросы эволюции человека как господствующего в общепланетарном масштабе биологического вида приобретают всё более возрастающее значение. Это обусловлено прежде всего осознанием отчётливо проявляющихся противоречий между возможностями окружающей среды и теми антропогенными тенденциями, которые, будучи заложены в самой природе человека или приобретены им в процессе многовекового развития, начинают носить глобальный характер, существенно превышающий предел устойчивости регуляционных механизмов биосферы. В широкое научное рассмотрение этот круг проблем ввели В.И. Вернадский, Ле Руа и Тейяр де Шарден. Этими учёными были предложены различные пути решения указанных проблем, опирающиеся на концепции ноосферы и коэволюции человека и природы. Они связаны с необходимостью изменений в мировоззрении и ценностных ориентирах человечества, в его действительном понимании своей ответственности за состояние планеты и осознании своего прогрессирующего влияния на неё. Свой вклад в такое осознание и изменение мировоззрения, несомненно, внёс и Т.Р. Мальтус.
Классики
марксизма дали уничтожающую критику
мальтузианского «закона» народонаселения,
раскрыли его реакционную роль. Маркс
показал, что основное содержание этого
«закона» основано на подмене специфических
социально-экономических
В противоположность
Мальтусу Маркс доказал, что нет
закона народонаселения вообще, что
каждой общественной формации присущ
свой специфический закон
Заключение
Основным
«аргументом» Мальтуса в пользу того,
что рост средств существования
резко отстает от роста народонаселения,
был ненаучный «закон»
Классики марксизма дали резкую критику этого «закона», показав, что сторонники его оставляют в стороне самое главное, игнорируют рост производительных сил общества, рост техники производства. Критикуя «закон» убывающего плодородия почвы, В.И. Ленин доказал, что существует не вообще трудность получения пищи, а трудность получения пищи только для одной части населения – для рабочего класса, и она всецело определяется специфическими законами капитализма, а не вечными законами природы.
В связи
с теорией народонаселения
Несмотря
на научную несостоятельность
Список
использованных источников
1. Т.Р. Мальтус. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993.
2. Л. фон Мизес. Индивид, рынок и правовое государство. Санкт-Петербург, «Пневма», 1999.
3. Большая Советская Энциклопедия. Москва, 1984.
4. Б. Рассел. Почему я не христианин. Москва, «Политиздат», 1987.
5. И.А. Агаджанян. Ранее неизвестные сигналы гибнущих. Ереван, «Наири», 1997.
6. Я.С. Ядгаров. История экономических учений. Учебник для вузов. 3-е издание. Москва, «ИНФРА-М», 1999.
7. Хрестоматия по экономической теории. Составитель: д.э.н., проф. Е.Ф. Борисов. Москва, «Юрист», 1997.
8. В.А. Лось. Касссандра ХХ века. К 25-летию Римского клуба. // Вестник РАН, том 64, №9, 1994.
9. Н.Н. Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. // Вопросы философии, №1, 1995.