Оглавление:
Социализация
личности…………………………..2
Теории лидерства………………………………….9
Тест по социологии
В3 от П до Т………………...18
Тест по политологии
……………………………...19
Социализация личности
Социология
после трудного становления приобрела
наконец-то статус самостоятельной
науки. На этом пути были и открытия,
и надежды, и разочарования, маленькие
победы и крупные поражения, ибо
долгие годы догматический стиль
мышления, боязнь нововведений сдерживали
ее развитие. Но, несмотря на все противоречия,
социологическая мысль продолжала
развиваться.
Термин “социология” в буквальном
смысле слова означает “наука
об обществе” или “учение
об обществе”. Впервые его
употребил Огюст Конт, крупнейший
французский ученый, живший в
19 веке. В главных своих сочинениях
— “Курс позитивной философии”
и “Система позитивной политики”
— он высказал рациональную
идею о необходимости всестороннего
анализа общественных явлений.
То, что О.Конт большое внимание уделял
познанию не столько сущности, сколько
явления, стало основанием для возникновения
позитивистских взглядов и концепций
, получило дальнейшее развитие в трудах
его последователей.
Постепенно
объектом изучения становилась
все большая группа вопросов,
характеризующих состояние сознания
человека, его поведение и отношение
к происходящим в обществе
процессам, профессиональное, национальное
и региональное их звучание.
В настоящее время среди проблем,
ставших ведущими для социологии,
являются: социальное положение
человека в обществе и группе,
социальная структура, участие
в управлении, “человеческие отношения”,
общественное мнение, межличностное
общение и другие вопросы, связанные
с конкретной исторической и
социально-экономической ситуацией.
Таким образом, социология возникла
в ответ на потребности общественного
развития.
Социология
личности оперирует категориями,
которые нередко рассматриваются
как синонимы, — формирование, развитие,
воспитание, социализация. Их неодинаковое
использование затрудняет возможности
социологического анализа.
Когда
употребляется понятие “формирование
личности” , то имеется в виду единство
объективных и субъективных условий, определяющих
процесс становления и развития человека.
Конечно, только при учете влияния всей
совокупности общественных отношений
в сочетании с субъективной деятельностью
классов, общественных организаций
и самого человека можно говорить о многостороннем
воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
Понятие
“развитие личности” характеризует
последовательность и поступательность
изменений , происходящих в сознании и
поведении личности. Воспитание связано
с субъективной деятельностью, с выработкой
у человека определенного представления
об окружающем его мире. Хотя воспитание
и учитывает влияние внешней среды, однако
оно воплощает те усилия, которые осуществляют
социальные институты.
Социализация
представляет собой процесс становления
личности, постепенное усвоение
ею требований общества, приобретение
социально значимых характеристик
сознания и поведения , которые регулируют
ее взаимоотношения с обществом. Социализация
личности начинается с первых лет жизни
и заканчивается к периоду гражданской
зрелости человека , хотя, разумеется,
полномочия , права и обязанности, приобретенные
им , не говорят о том , что процесс социализации
полностью завершен: по некоторым аспектам
он продолжается всю жизнь. Именно в этом
смысле мы говорим о необходимости повышения
педагогической культуры родителей, о
выполнении человеком ответственных поручений,
о соблюдении правил межличностного общения
.Иначе говоря, социализация означает
процесс постоянного познания, закрепления
и творческого освоения человеком правил
и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Для
успешной социализации, по Д. Смелзеру,
необходимо действие трех фактов: ожидания,
изменения поведения и стремления соответствовать
этим ожиданиям. Процесс формирования,
по его мнению, происходит по трем различным
стадиям: 1) стадии подражания и копирования
детьми поведения взрослых; 2) игровой
стадии, когда дети осознают поведение
как исполнение роли; 3) стадии групповых
игр, на которой дети учатся понимать,
что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы
социализации ребенка З. Фрейд.
По Фрейду, личность включает
три элемента: “ид” — источник
энергии, стимулируемый стремлением
к удовольствию; “эго” — осуществляющий
контроль личности, на основе
принципа реальности , и “суперэго”,
или нравственный оценочный элемент. Социализация
представляется Фрейдом процессом “развертывания”
врожденных свойств человека, в результате
которого происходят становления этих
трех составляющих элементов личности.
В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии,
каждая из которых связанна с определенными
участками тела, так называемые эрогенные
зоны: оральная, анальная, фаллическая
и фаза половой зрелости.
Французский
психолог Ж. Пиаже, сохраняя
идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии
познавательных структур индивида
и их последующей перестройке
в зависимости от опыта и
социального взаимодействия. Эти
стадии сменяют одна другую
в определенной последовательности:
сенсорно-моторная ( от рождения
до 2 лет), операциональная
( от 2
до7), стадия
конкретных операций ( с 7 до 11 ), стадия
формальных операций ( с 12 до 15 ). Многие
психологи и социологи подчеркивают, что
процесс социализации продолжается в
течении всей жизни человека, и утверждают,
что социализация взрослых отличается
от социализации детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее изменяет
внешнее поведение, в то время, как социализация
детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на
то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве
в большей мере имеет дело с мотивацией
поведения. Психолог Р.Гарольд предложил
теорию, в которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором
изживаются психологические приметы детства:
отказ от детских мифов.
Каковы
же механизмы социализации ? Уже
З.Фрейд выделил психологические механизмы
социализации: имитацию, идентификацию,
чувство стыда и вины. Имитацией называется
осознанная попытка ребенка копировать
определенную модель поведения. Образцами
для подражания могут выступать родители,
родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ
осознания принадлежности к той или
иной общности. Через идентификацию дети
принимают поведение родителей, родственников,
друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,
образцы поведения как свои собственные.
Имитация
и идентификация являются позитивными
механизмами, поскольку они нацелены
на усвоение определенного типа
поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так
как они подавляют или запрещают
некоторые образцы поведения.
З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и
вины тесно связаны друг с другом и почти
неразличимы. Однако между ними имеются
определенные различия. Стыд обычно ассоциируется
с ощущением, что вас разоблачили и опозорили.
Это чувство ориентировано на восприятие
поступков индивида другими людьми. Ощущение
же вины связано с внутренними переживаниями,
с самооценкой человеком своих поступков.
Наказание здесь совершается самим собой,
контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс
и С.Бейлз применяли понятия, введенные
З.Фрейдом к теории социального действия
и социальных систем. Они определяют имитацию
как процесс, с помощью которого усваиваются
спецфические элементы культуры, особые
знания, умения, обряды и т.д. По их мнению,
имитация не предполагает никакого длительного
отношения с “моделью”. Идентификация
же для них означает внутреннее освоение
ценностей людьми и представляет собой
процесс социального научения. Степень
идентификации определяется характером
привязанности к “ другому”. Поскольку
наиболее сильны привязанности в семье,
постольку она считается основной формой
социализации. В социологии обращено внимание
на тот факт, что ценность семьи как социального
института долгое время недостаточно
учитывалась. Более того, ответственность
за воспитание будущего индивида пытались
в определенной степени снять с семьи,
переложив на школу, трудовой коллектив,
общественные организации. Принижение
роли семьи принесло большие потери, в
основном нравственного порядка, но которые
впоследствии обернулись крупными издержками
в трудовой и общественно-социальной
жизни.
Эстафету
социализации личности принимает
школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского
долга совокупность усваиваемых
молодым человеком знаний усложняется.
Однако не все они приобретают
характер последовательной системы знаний.
Так, в детстве ребенок, подросток учится
понятию о Родине, в общих чертах начинает
формировать свое представление об обществе,
в котором он живет, о принципах построения
жизни. Но социологов и поныне волнует
вопрос: почему так различен процесс социализации
личности, почему школа выпускает в жизнь
индивидов , отличающихся не просто своими
взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо противостоят
друг другу ? Мощным инструментам
социализации личности высту
пают средства
массовой информации - печать, радио, телевидение.
Ими осуществляется интенсивная обработка
общественного мнения, его формирование.
При этом в одинаковой степени возможна
реализация как созидательных, так и разрушительных
задач.
И
наконец, социализация личности
связана с трудовой, общественно-политической
и познавательной деятельностью
человека. Недостаточно просто обладать
знаниями. Необходимо обратить их
в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно
соединение знаний, убеждений и
практических действий и образует
характерные черты и качества,
свойственные тем или иным
типам личности.
В
современных условиях процесс
социализации предъявляет новые
требования к духовному облику,
убеждениям и действиям людей.
Это обусловлено, во-первых, тем,
что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения
могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным
и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только
человек, глубоко убежденный в
необходимости намеченных преобразований,
может быть активной, действенной
силой исторического процесса.
Во-вторых,
чрезвычайная сложность процесса
социализации личности требует
постоянного совершенствования
средств его осуществления. Они
нуждаются в обновлении, каждодневном
поиске, конкретизирующем и уточняющем
место и ответственность человека
при решении как общественных
, так и личных проблем.
В-третьих,
социализация личности является
неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь
убедительно свидетельствует, что
это настолько взаимосвязанный
процесс, что он в многократной
степени может усиливать (или
замедлять) общественный процесс,
если не учитываются объективные
перемены, а также изменения в
сознании и поведении людей.
В-четвертых,
социализация личности предполагает
преодоление негативных явлений
в сознании и поведении людей.
До сих пор социология личности
не смогла ответить на такие
вопросы: почему часть людей,
имеющих одинаковое стартовое
начало, становятся хулиганами, пьяницами,
ворами ? Почему часть превращается в бюрократов,
подхалимов, угодников, карьеристов и
т.д.? Почему формируются антиобщественные
типы поведения, социально опасные для
общества, представленные преступниками,
мафией, рэкетирами ?
И
наконец, социализация личности
происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур.
И хотя общечеловеческие мотивы
признаны ведущими в структуре
общественного сознания и поведения,
влияние национальных особенностей
оказывается решающим фактором,
который во многом определяет
облик общественных и политических
движений. Феномен национального
в процессе социализации поставил
перед социологией вопрос о
поиске новых резервов его
сочетания с общечеловеческими
ценностями, привел к необходимости
более глубокого понимания социально-психологических
мотивов признания его особого
места в общественной жизни
каждого народа, каждой нации
и национальности и каждого
отдельного их представителя.
Социализация
личности предполагает, что объектом
исследования является не одно
или несколько, а весь комплекс
общественно значимых качеств
человека в их тесном единстве
и взаимодействии. Они охватывают всю
совокупность черт сознания и поведения:
знания, убежденность, трудолюбие, культуру,
воспитанность, стремление жить по законам
красоты, физическую подготовку, и т.д.
Важное значение имеет преодоление пережитков
прошлого в сознании и поведении людей.
На
путях социализации человека
серьезным препятствием являются
различные формы ложного сознания,
проявляющегося в мифотворчестве,
в извращенных формах реально
функционирующего сознания.
Так,
мифологизация в нашей стране базировалась
на многих “священных коров”, которые
были неприкосновенны и неоспоримы: требовалось
только их неустанное восхваление и почитание.
К ним можно отнести и такие утверждения
, как “загнивание капитализма” и “расцвет
социализма”, “социальное равенство”
и “дружба народов”, а также такие
перлы, как “экономика должна
быть
экономной”
, “единодушная признательность “ , “долгие,
продолжительные аплодисменты”, “догнать
и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный
вначале 60-ых гг., что через 20-25 лет мы будем
жить при коммунизме принес разочарование
и утрату той перспективы, которая питала
людей в их стремлении
к благополучию и
счастью.