Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:34, контрольная работа
Общественное лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством разрешения несущих вопросов.
Уже на первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более опытные, умные, сильные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни усложнялась система лидерства. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам.
Введение 3
1.Понятие и содержание лидерства ………………………………………….. 4
2.Определение дидерства и лидера 6
3. Типология лидерства. 7
Заключение 14
Библиографический список 16
Обаяние.
Способность идти на риск в таких вопросах, как передача части работы, полномочий последователям.
Гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт.
Решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства.5
2) Ситуативная теория лидерства
Согласно
этой теории появление лидера рассматривается
как результат встречи
Эта
концепция не показалась исследователям
достаточно убедительной. Даже была попытка
усмотреть в ней личность лидера
как марионетки. Преодолеть это ограничение
решил американский ученый лидерства.
Он сформулировал ряд
Э. Хартли, который предложил модификацию ситуативной теории:
Несмотря на то, что концепция лидерства Хартли была более гибкой по сравнению с предшествующими, ей все же не удалось приобрести четкости и строгости в качестве научной теории лидерства.6
3) Ситуативно-личностная теория
Более
или менее компромиссный
Позднее, появились предложения изучать лидерство с точки зрения
статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться как межличностные отношения, а не как характеристика отдельного индивида.
Следуя этой традиции, известный психолог и диагност Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями и потребностями лидера и целями и потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей. В рамках этой традиции развивали теорию лидерства Э. Холландер, Дж.Джулиан.
4) Теория ожидания-взаимодействия
Ее разрабатывали многие американские исследователи — Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. В рамках этой школы создавались операциональные модели лидерства, и Ф. Фидлер предложил свой вариант — вероятностную модель эффективности лидерства. В ней акцент делается на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства:
По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными таким образом, что самая благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями, тщательно разработанную задачу, сильную позицию лидера.
Фидлер делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более
эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.7
5)
Теория гуманистического
Эта
концепция утверждает, что человеческое
существо по природе своей - сложный
мотивированный организм, а организация
в принципе всегда управляема. Поэтому
лидер должен так преобразовать
организацию, чтобы индивиду была обеспечена
свобода для осуществления
6) Мотивационная теория
Представители этой версии - С. Митчел, С. Эванс и др. В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.
Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения:
При исследовании феномена лидерства считается необходимы учитывать:
7) Атрибутивная теория
Рассматривает лидера как своего рода «марионетку»: лидер получает прямые указания и власть от своих последователей. Последние приводят лидера в движение, «как кукольник — куклу».
Существует
множество других подходов и точек
зрения, разработанных на уровне общей
схемы, без тщательного
Заключение
Вопросы лидерства занимают важное место в современной психологии. Большое количество исследований и публикаций посвящено этой теме.
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров. Ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения8
В тоже время, всем известно, что человек, желающий стать лидером, может приобрести все необходимые качества для достижения успеха. Личность, обладающая лидерскими качествами, приобретает в обществе и в профессиональной сфере авторитет.
Основные проблемы, с которыми может столкнуться лидер в процессе работы - это утверждение и развитие определенного типа организационной культуры, формирование рабочих групп и управление ими, проблемы коммуникабельности из-за большого различия в уровнях интеллектуального и творческого развития, управление конфликтами, развитие партнерских отношений, своевременное реагирование на изменения внешней среды.
Эффективным является управление, связанное со способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (с ориентацией на новые достижения) и с разумным использованием ресурсов организации в случае решения насущных проблем.
Менеджмент
обеспечивает эффективное функционирование
организации без учета
Библиографический список
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2001. -528 с.
2. Захарова Т.И. Организационное поведение: учебно-методический комплекс/ Т. И.. Захарова – М.: центр ЕАОИ, 2008-330 с.
3. Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.-548 с.
4. Мокшанцев, Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007.213 с.
5. Шалагинова, Л.
В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова.
– СПб. : Речь, 2007.-458 с.