Теория лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Общественное лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством разрешения несущих вопросов.
Уже на первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более опытные, умные, сильные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни усложнялась система лидерства. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и содержание лидерства ………………………………………….. 4
2.Определение дидерства и лидера 6
3. Типология лидерства. 7
Заключение 14
Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

контрольная социалогия.docx

— 37.00 Кб (Скачать)

     Обаяние.

     Способность идти на риск в таких вопросах, как  передача части работы, полномочий последователям.

     Гибкость  — способность отзываться на новые  идеи и опыт.

     Решительность, твердость, когда этого требуют  обстоятельства.5

     2) Ситуативная теория лидерства

     Согласно  этой теории появление лидера рассматривается  как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Это означает, что в различных  конкретных ситуациях групповой  жизни выделяются отдельные члены  группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. Интересно, что ситуативная теория лидерства подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать и качественно разных личностных черт тех или иных индивидов, которые и становятся лидерами.

     Эта концепция не показалась исследователям достаточно убедительной. Даже была попытка  усмотреть в ней личность лидера как марионетки. Преодолеть это ограничение  решил американский ученый лидерства. Он сформулировал ряд заслуживающих  внимания предположений, в частности:

                                                                                                                    10

     Э. Хартли, который предложил модификацию  ситуативной теории:

                                                                                                                                       

  • если человек становится лидером в одной ситуации, то не
  • исключено, что он может им стать и в другой;
  • в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»;
  • став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации;
  • лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.

     Несмотря  на то, что концепция лидерства  Хартли была более гибкой по сравнению  с предшествующими, ей все же не удалось приобрести четкости и строгости в качестве научной теории лидерства.6

     3) Ситуативно-личностная теория

     Более или менее компромиссный вариант  теории лидерства предложили в 1952 г. Г. Герт и С. Милз. Они выделили пять факторов, которые необходимо учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

  • черты лидера как человека;
  • его мотивы; 
  • образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним; 
  • личностные характеристики лидера как социальной роли;
  • институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

       Позднее, появились предложения изучать лидерство с точки зрения

                                                                                                                     11

     статуса, взаимодействия, восприятия и поведения  индивидов по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться как межличностные отношения, а не как характеристика отдельного индивида.

     Следуя  этой традиции, известный психолог и диагност Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями и потребностями лидера и целями и потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей. В рамках этой традиции развивали теорию лидерства Э. Холландер, Дж.Джулиан.

     4) Теория ожидания-взаимодействия

     Ее  разрабатывали многие американские исследователи — Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. В рамках этой школы создавались операциональные модели лидерства, и Ф. Фидлер предложил свой вариант — вероятностную модель эффективности лидерства. В ней акцент делается на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства:

  • ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»);
  • ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»).

     По  мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными таким образом, что самая благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями, тщательно разработанную задачу, сильную позицию лидера.

     Фидлер делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более

                                                                                                                         12

эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.7

     5) Теория гуманистического направления

     Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей - сложный  мотивированный организм, а организация  в принципе всегда управляема. Поэтому  лидер должен так преобразовать  организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных  целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад  в осуществление целей и потребностей организации. Идею разрабатывали американские психологи Р. Блейк, Дж. Макгрегор и др.

     6) Мотивационная теория

     Представители этой версии - С. Митчел, С. Эванс и др. В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

     Идея  предполагает определенную структуру  лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения:

  • поддерживающее лидерство;
  • директивное лидерство;
  • лидерство, ориентированное на успех, и др.

            При исследовании феномена лидерства считается необходимы учитывать:

                                                                                                                         13

  • установки и поведение последователей;
  • удовлетворение или неудовлетворение работой;
  • одобрение или неодобрение лидера;
  • мотивацию поведения;
  • ситуативные факторы: индивидуальные черты последователей и фактор окружающей среды (задачи, система власти в группе).

     7) Атрибутивная теория

     Рассматривает лидера как своего рода «марионетку»: лидер получает прямые указания и  власть от своих последователей. Последние приводят лидера в движение, «как кукольник — куклу».

     Существует  множество других подходов и точек  зрения, разработанных на уровне общей  схемы, без тщательного операционального анализа. Исследования в этой области интенсивно продолжаются. 
 

 

     

                                                                                                                      14                                                                                                                              

     Заключение

           Вопросы лидерства занимают важное место в современной психологии. Большое количество исследований и публикаций посвящено этой теме.

     Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует  в составе разнообразных групп  и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и  неформальных лидеров. Ими могут  быть люди разных личностных качеств  и общественного положения8

     В тоже время, всем известно, что человек, желающий стать лидером, может приобрести все необходимые качества для  достижения успеха. Личность, обладающая лидерскими качествами, приобретает  в обществе и в профессиональной сфере авторитет.

     Основные  проблемы, с которыми может столкнуться  лидер в процессе работы - это  утверждение и развитие определенного  типа организационной культуры, формирование рабочих групп и управление ими, проблемы коммуникабельности из-за большого различия в уровнях интеллектуального  и творческого развития, управление конфликтами, развитие партнерских  отношений, своевременное реагирование на изменения внешней среды.

     Эффективным является управление, связанное со способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (с ориентацией  на новые достижения) и с разумным использованием ресурсов организации  в случае решения насущных проблем.

                                                                                                                                        

                                                                                                                    15

     Менеджмент  обеспечивает эффективное функционирование организации без учета отношений  лидерства. Однако в случае нестабильной ситуации, которая требует от компании постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми запросами, эффективность организационной  деятельности напрямую зависит от потенциала лидерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                 16

Библиографический список

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2001. -528 с.

2. Захарова Т.И. Организационное поведение: учебно-методический комплекс/ Т. И.. Захарова – М.: центр ЕАОИ, 2008-330  с.

3. Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.-548 с.

4. Мокшанцев, Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007.213 с.

5. Шалагинова, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007.-458 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теория лидерства