Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:34, контрольная работа
Общественное лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством разрешения несущих вопросов.
Уже на первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более опытные, умные, сильные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни усложнялась система лидерства. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам.
Введение 3
1.Понятие и содержание лидерства ………………………………………….. 4
2.Определение дидерства и лидера 6
3. Типология лидерства. 7
Заключение 14
Библиографический список 16
Введение 3
1.Понятие и содержание лидерства ………………………………………….. 4
2.Определение дидерства и лидера 6
3. Типология лидерства. 7
Заключение 14
Библиографический
список 16
Введение
Общественное
лидерство присуще самой
Уже
на первых этапах развития человечества
выбирался такой порядок
В обществе существует объективная потребность в лидерстве, и она не может не реализовываться. Лидерство - один из механизмов объединения групповой деятельности.
Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею.
«Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других»,- писал известный американский специалист в области менеджмента Д. Кэмбелл.1
Действительно,
пожалуй, ни одна другая тема, связанная
с организационным поведением людей,
не вызывала и не продолжает вызывать
столь большой интерес у
судьбы
многих миллионов людей, что придает
проблеме понимания и объяснения
феномена лидерства поистине глобальный,
философский характер.
1.
Понятие и содержание
лидерства
Практика
показывает, что ни один фактор не обеспечивает
большую выгоду и пользу для организации,
чем эффективное лидерство. Лидеры
нужны для определения целей
и задач, для организации, координации,
обеспечения межличностных
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций2.
Лидерство
определяют как процесс социального
влияния, при котором лидер ищет
добровольного участия
Лидерство
определяют также как конкретные
действия лидера по координации и
управлению деятельностью группы (Фридлер).
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение
людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных,
ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем: потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и
осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует
четкой
функционально-ролевой
Именно к такому типу объединений относится современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда.
Анализ
природы лидерства показывает, что
оно проистекает из определенных
потребностей людей и их объединений,
которые и призваны удовлетворять
лидеры.
2. Определения лидерства и лидера
Понятие
лидерства и различные его
концепции возникли впервые в
западной социальной психологии на базе
эмпирических исследований малых групп.
Многие исследователи изучали
Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в
групп е, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.
Лидер - это член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним.3 Это личность, за которой другие готовы признать и признают качества превосходства, т.е. качества, которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя.
Проанализировав
различные подходы, американский психолог
Р. Стогдилл выявил, что чаще всего лидерство
рассматривается либо как фокус групповых
интересов, либо как искусство добиваться
согласия, либо как ролевая дифференциация
в позициях власти.4
4. Типология лидерства
Наибольшее распространение получили следующие теории:
Направление в исследовании лидерства с позиции теории черт возникло под влиянием английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами,
передающимися по наследству и отличающими его от других, то эти качества можно выделить. Однако составить такой перечень не удавалось.
Таким образом, теория черт не смогла дать серьезного научного толкования причин, объясняющих успех отдельных лидеров. Однако она наметила отправные точки исследований этого явления. Ее прикладное значение выразилось в разработке процедур отбора кандидатов на руководящие должности. Для этого были выделены основные черты, которые необходимо иметь лидеру:
Дальновидность — умение сформулировать облик и задачи организации.
Способность различать, что необходимо, а что просто важно.
Стимулирование последователей выражением признания и вознаграждением за успехи.
Владение искусством межличностных отношений, то есть умение выслушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях.
«Политическое чутье» — способность понимать запросы своего
окружения и лиц, имеющих власть.
Стойкость — непоколебимость перед лицом оппонента.