Теория личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

В своей работе я попробую рассмотреть следующие вопросы: определения самого понятия личность, личность в системе социальных связей, а также опишу некоторые теории личности в социологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
Понятие и структура личности………………………………………........4
Теории личности в социологии……………………………………….......6
Личность в системе социальных связей…………………………….........12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17

Список используемой литературы……………………………………….......18

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 177.17 Кб (Скачать)

       «Сверх  Я» Фрейда – это пересаженные в  голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх Я» - среда обитания нравственных чувств. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», лишь относительны. Когда абсолютное люди превращают в относительное, в обществе наступает хаос, и культура разрушается. Нравственно существование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости – в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистская любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины и т.д., таким образом, сверхсознание – это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсознания создано энергией альтруистской любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь естественному для человека эгоизму. Но без нее невозможно завершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Великие духовные лидеры знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самосознанием, совершая небольшие нравственные поступки, формируют свою личность и укрепляют стабильность общества.2 

       Теория  «зеркального Я»

       Кроме марксистской теории личности и фрейдистского  понимания, среди основных западных социологических теорий личности можно  назвать теорию  «зеркального Я».

       Авторы  этой теории - известные психолог и  социолог Дж. Мид и Ч. Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Социальное зеркало - это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Например, самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает себя некомпетентным, его способности не востребованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

       Г. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я":

       1) наше восприятие того, как мы  смотрим на других;

       2) наше восприятие   их   мнения  по  поводу   того,  как   мы   смотрим;

       3) наши чувства по поводу этого мнения, социальное зеркало постоянно действует и постоянно меняется. В детстве человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, при достижении зрелости - на мнение компетентных специалистов. Зеркальное "Я", формирующее личность, иногда полностью не соответствует   действительному   положению   вещей.   Существуют значительные различия между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей.  Причины таких различий в том, что личности отбирают выгодные для них мнения окружающих, и отличие в том, что они действительно о них думают.

       Личность  возникает внутри системы, состоящей  из трех моментов, раскрывающих суть человеческого  отношения:

       1) созданная для человека человеком  вещь;   

       2) другой  человек,  который  относится по-человечески  к этой вещи, а через неё – к другому человеку;

       3) сам человек, находящийся в  особом социальном отношении  к самому себе, но не прямо,  а опоследовательно через созданные  человеком орудия общения.

       Развитие  человека можно представить как  процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим.

       Личность  определяется не структурой мозга, а  системой социальных отношений человека к человеку, опоследовательно через  созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность – как  принципиально отличное от тела и  мозга социальное образование.

       Реальное  отношение к самому себе возникает  только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность убеждается в том, что на самом деле она  совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она не подозревала. И нашлись они в составе  личности, но не в её самосознании, в  её представлениях о себе.  Отношения к самому себе опоследованно отношением к другому, с которым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного пространства.

       Человек рождается без зеркала в руках, поэтому он сначала смотрится, как  в зеркало в глаза другого  человека. И лишь признав в другом человеке себя, он затем и к себе относится как к человеку.

       Индивидуальность  человека проявляется в подробностях, например в фасоне пиджака или  причёски, в манере, мимике, словах, то есть в тех бросающихся в  глаза  деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительно личность, напротив, обнаруживает себя в создании социально значимых результатов, которые называют ещё «всеобщим результатом».3  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Личность в системе социальных связей  

       Социальный  статус - это положение индивида или группы в  социальной  системе, система  его  социальных   функций   и вытекающих из них определенных прав и обязанностей.

       Различают статус прирожденный (социальное происхождение, пол, национальность) и достижимый (образование, профессия, квалификация и т.д.). Человек  имеет несколько статусов, но только один определяет его положение в  обществе. Чаще ведущий статус обусловлен должностью личности,    профессией.    Профессионально-должностной   фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое (банкир, инженер, адвокат).

       Выделение главного статуса важно, так как  определяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество у личности, совпадает с тем статусом, который  определяет как главный сама личность. Так, предприниматель может считать, что главное в его социальной характеристике имущественное положение. Но в общественном мнении, среди  его знакомых, решающее значение может  приобрести уровень его образования, культуры.

       Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется  в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж  представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В бюрократизированных обществах, где роль государства традиционно  высока - статус начальника, руководителя, чиновника всегда более значим, чем  в странах, где роль государства  менее заметна.

       Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и, напротив, необоснованная заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются  системой социальных связей мудрее, чем  платят ей.

       Социальный  престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности, у молодежи. Это своеобразный монолит. В зоне влияния престижного статуса  создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены  общества. И в этом плане престиж  того или иного статуса оказывает  существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я". Самовосприятие есть своеобразное зеркало  восприятия человека со стороны окружающих.

       Социальный  статус характеризует социальное значение человека, его прав и обязанностей. Дополнением этой категории служит социальная роль.

       Например, статус преподавателя вуза - это  вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы  юридически. Социальная же роль преподавателя  включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д. и, таким образом, представляет собой  ожидание логически, внутренне связанных  друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса  в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы  поведения личности, представленные как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические  качества.

       Каждый  статус включает несколько социальных ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой - перед подчиненными. Во всех ролях он выступает в новом  ракурсе.

       Совокупность  ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Человек  обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное  множество ролей. Ролевой набор, как правило, включает формальные и  неформальные роли, связанные с соответствующим  статусом. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме  высокой квалификации, научной степени  и т.д., но и неформального стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д. При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.

       Многообразие  исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты. Можно выделить несколько   основных типов ролевых конфликтов:

       1) внутриролевой конфликт. Примером  такого рода конфликта может  служить положение руководителя  или общественного деятеля, публично  провозглашающего одну точку  зрения, а в узком кругу объявляющего  себя сторонником противоположной,  или личности, которая под давлением  обстоятельств исполняет роль, не  отвечающую ни его интересам,  ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых  личностями - от сантехника до  преподавателя вуза - существуют  так называемые конфликты интересов,  в которых обязанности быть  честным по отношению к традициям  или людям входят в конфликт  с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие  роли свободны от внутренних  напряжений и конфликтов. Если  конфликт обостряется, он может  привести к отказу от выполнения  ролевых обязательств, к внутреннему  стрессу;

       2) конфликт может быть вызван  различиями в трактовке личностью  своей социальной роли и представлениями  о социальной роли обществом.  Он может быть вызван сменой  социокультурной среды личностью.  Например, смена места работы  может привести к появлению  эффекта «Чужака";

       3) конфликт, вызванный тем, что различные  субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования  к выполнению личностью одной  и той же роли. Нередко от  женщины-работницы начальник ждет  высокой самоотдачи на работе, а муж, дети - низкой самоотдачи  на работе, чтобы больше сил  отдавать семье;

       4) этот же пример справедлив  для описания еще одного конфликта:  различные субъекты по-разному  оценивают значимость одной и  той же роли;

       5) конфликт между ролями, когда  различные роли пересеклись в  конкретной личности. Например, конфликт  может возникнуть из-за несоответствия  между ролью "отца" и "семьянина"  и отдающего себя науке ученого-исследователя.

       В каждом конкретном конфликте верх берет  та социальная роль, которая в данной ситуации наиболее весома для личности. Каждая личность сама выстраивает свою собственную пирамиду предпочтений.

       В социологии выделяют способы защиты личности как сознательные, так и  несознательные.

       Рационализация  ролей - неосознанный способ защиты  личности, когда личность не воспринимает ситуацию, нежелательную для нее. Например, стоит убедить себя, что представители иной этнической группы или расы в интеллектуальном плане находятся гораздо ниже, и вопрос о равноправии их не будет волновать. Рационализация скрывает реальность ролевых  конфликтов путем бессознательного поиска неприятных сторон роли.

Информация о работе Теория личности