Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают,

Содержание

Введение
Для чего изучать конфликты
Изучение социального конфликта

Глава 1. Природа конфликта
Происхождение конфликтов
Природа человека и социальный конфликт

Глава 2 . Движущие силы и мотивация конфликта
Аналитическая схема исследования конфликтов
Конфликт потребностей
Конфликт интересов
Ценностный конфликт
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии.docx

— 46.85 Кб (Скачать)

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой  проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и  его дестабилизации – все это  может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

во-вторых, степень осознания  собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими  сторонами друг друга, способность  учитывать интересы оппонента.

Таким образом, основные этапы  или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

 

1. Исходное положение  дел; интересы сторон, участвующих  в конфликте; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона  – причины и характер ее  действий.

3. Ответные меры; степень  готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития  и разрешения конфликта – изменения  исходного положения дел.

4. Отсутствие взаимопонимания,  т.е. понимания интересов противоположной  стороны.

5. Мобилизация ресурсов  в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы  или угрозы силой (демонстрация  силы) в ходе отстаивания своих  интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация, ее  саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой  ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих  сторон.

10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11. Новый этап социального  взаимодействия.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

 

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как  правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое  событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая  открытую форму, стимулирует возникновение  социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется  идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной  ситуации предполагает тщательное выделение  обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях  политических структур и институтов.

 

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

 

Вопрос о том, какова природа  конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как  это часто случается, он содержит в себе несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, об их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования  конфликтов.

Во многом ответы на эти  вопросы зависят от более общих  мировоззренческих установок, которые  принимаются в качестве исходной базы в рамках соответствующих социологических  теорий. Прежде всего, понимание конфликта  связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это такое? И в чем состоит его собственная природа?

С древних времен до наших  дней сталкиваются между собой по меньшей мере две точки зрения при ответе на этот вопрос.

Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384-322 до н.э.), к его знаменитому трактату «Политика», в котором этот основоположник европейской науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации совместной жизни людей.

Аристотель утверждал: “государство - продукт естественного возникновения... Государство принадлежит тому, что  существует по природе, человек по природе  своей есть существо политическое, а тот, кто... живет вне государства  – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек".

“Очевидно, – утверждает Аристотель, – государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству  такое же, как отношение любой  части к своему целому” .

Как видно из приведенных  высказываний. Аристотель в решении  главного вопроса социологии о соотношении  общества и индивида недвусмысленно отдает приоритет обществу. Общество, государство для него есть первичное  начало, это целостность, а отдельный  человек – часть более широкого целого. Государство, право, справедливость, по Аристотелю, – разные стороны  государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях  от природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образом решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э), которого иногда называют первым социалистическим мыслителем.

К решению вопроса о  соотношении общества и личности в пользу человека как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо позже. Это  связано с зарождением и становлением либеральных экономических и  социальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших на позиции  общественного договора, был английский социальный мыслитель Томас Гоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат ''Левиафан, или Материя, форма  и власть государства церковного и гражданского''.

Если Аристотель считал, что государство существует от природы  и что человек по природе своей  – существо общественное, политическое, то Гоббс полагает, что естественное состояние общества это ‘’война  всех против всех''. Он считает, что ''природа  создала людей равными в отношении  физических и умственных способностей''. Но это равенство людей от природы  само по себе не есть благо.

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1.Введение………………………………………………………………3

2.Определение  конфликта……………………………………………4

3.Типы конфликта…………………………………………………….8

4.Стили конфликтного  поведения…………………………………..9

5. Способы разрешения  конфликтов………………………………11

6.Заключение…………………………………..………………………14

7.Список используемой  литературы ……………………………….15

 

Введение.

Каким образом людям удастся  достичь необычайной согласованности  своих действий? Каким образом  они могут координировать свои усилия с высокой степенью точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не возникало опасности  хаоса и бедствий? Каким образом  многие миллионы людей разрешают  каждодневные конфликты, возникающие  в их жизни? Почему так сложно найти  общий язык и в чем причина  разногласий?

В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие  основные сферы.

1.Межличностные  конфликты в процессе совместной деятельности Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). “Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему “Я”, когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки”. Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества.

2.Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности, меняющийся во времени. Социальная напряженность   это результирующая трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и массовости.

3. Межнациональные  конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России, политической обстановкой в них.

4. Социальные конфликты  в разных общественных структурах. Они могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. [1,С.70]

1.Определение  конфликта.

Конфликт—явление  социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.

К тому же общество не есть простая  совокупность индивидов и их взаимосвязей. Представляя собой целостную  систему с характерным для нее качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы повеления.

Следует учитывать также  и то, что самое главное для  человека — это принадлежность к  общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели в конечном счете к активному противоборству, конфликтам.

Мы приходим к выводу к  выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

Конфликт —  явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.

Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей  степени свободен в выборе направлений  деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.

Таким образом, конфликт предстает  как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более  широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости  интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Следующая черта: конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.

В самом деле, разве можно  представить себе становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы. Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.

Бесконфликтность — это  иллюзия, утопия и уж тем более  не благо. Конфликты, как и любые  социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически всегда есть место и конфликтам.

Весьма существенно, что конфликт — это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.

Информация о работе Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии