Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают,

Содержание

Введение
Для чего изучать конфликты
Изучение социального конфликта

Глава 1. Природа конфликта
Происхождение конфликтов
Природа человека и социальный конфликт

Глава 2 . Движущие силы и мотивация конфликта
Аналитическая схема исследования конфликтов
Конфликт потребностей
Конфликт интересов
Ценностный конфликт
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии.docx

— 46.85 Кб (Скачать)

Теория конфликта  в отечественной и зарубежной социологии

 

Содержание

 

Содержание

 

Введение

Для чего изучать конфликты

Изучение социального  конфликта

 

Глава 1. Природа конфликта

Происхождение конфликтов

Природа человека и социальный конфликт

 

Глава 2 . Движущие силы и  мотивация конфликта

Аналитическая схема исследования конфликтов

Конфликт потребностей

Конфликт интересов

Ценностный конфликт

Заключение

Используемая литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для чего изучать  конфликты?

 

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается  трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу  и готовы обвинить окружающих нас  людей в том, что мы не смогли достичь  желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны  неудачно, либо вы не смогли оценить  верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся  ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение  этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как  разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Другой пример пояснит  конфликтную ситуацию несколько  иного рода; и вы, и ваш коллега  претендуете на определенное благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно  и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет  ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться  отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно  ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что  о конфликтах, о том, что такое  конфликт.

Третий пример приведем из отношений между большими группами людей. Открыто крупное месторождение  газа. Освоение его даст существенный экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб  окружающей местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу и экономическим интересам, другие – к экологическому равновесию и к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.

Чтобы найти оптимальное  решение, нужно обладать не только знанием  экономических расчетов, но и знанием  того, как развиваются такого рода конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно.

Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление  производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты  существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в различных  конфликтных ситуациях, очень полезно  знать, что такое конфликты и  как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения  и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты  между людьми и социальными группами концентрируются в сфере политики.

Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории  любого человеческого сообщества наблюдается  соединение в одном лице функций  правителя и судьи. Князь в  древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем  и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими  детьми, желающими отделиться от своих  родителей вопреки их воле, и в  массе других повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих  сторон. Очень часто она оказывается  средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К  власти стремятся не все, но очень  многие, в особенности социально  активные люди. Но число властных позиций  в обществе ограничено. Если эти  властные позиции не определяются нормами  наследования, как это имеет место  при монархическом политическом устройстве, то обязательно возникает  конфликт между теми, кто имеет  некоторые шансы и возможности  занимать те или иные властные позиции. Борьба за та кого рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

Собственно, суть любого политического  режима заключается именно в том, что он определяет формы политического  конфликта в борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь  которыми участники политической борьбы или конкуренции добиваются своих  целей, главная из которых – победа над своим противником, оппонентом, соперником.

Изучать конфликты нужно  для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы  не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе  политических действий и направлений  и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу – вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных  правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди – обычные смертные. Их качества и политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает  из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция  в условиях рынка, профсоюзный деятель  узнает о методах защиты интересов  своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические  знания, поскольку конфликты в  обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают  отношения как внутри государства, так и между государствами.

А «простому человеку»  изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых  невозможно быть гражданином своей  страны, своего отечества и действовать  сообразно принципам гражданственности  в различных, подчас весьма сложных  общественно-политических ситуациях.

 

Изучение  социального конфликта.

 

На первый взгляд здесь  вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно, что  есть конфликты и есть согласие между  людьми, что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более чем враждебность людей друг к другу.

Украинская пословица  гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш практический разум  и обыденное сознание говорят  о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный  путь будет более благоприятным.

Однако дело в том, что  при всеобщем понимании высказанных  выше истин люди не могут жить без  конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее исключением, чем правилом.

При этом сами войны были результатом конфликтов между народами, странами и государствами. Особенный  ущерб народам приносили гражданские  войны, когда «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны  возникали в результате конфликтов. Накануне военных столкновений и  в ходе их всегда находились люди, призывавшие  к миру, к тому, чтобы не прибегать  к насилию. Но голос этих людей  не был услышан правителями, революционерами, полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители  попадали в такую ситуацию, когда  их примиренческие высказывания рассматривались  как пособничество врагу, измена государственным и национальным интересам.

Факты свидетельствуют о  том, что конфликты играют в жизни  людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался  бесследным. Войны описывались и  анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить  территорию и покорить население  и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

Но не только историки описывали  и изучали причины конфликтов и вооруженных столкновений. В  Х1Х и ХХ вв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось  специальное направление, которое  ныне обозначается как «социология  конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с  весьма богатой и многообразной  литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного  направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения накапливались  знания о конфликтах. Речь идет о  психологии, политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в  рамках которой разрабатываются, с  одной стороны, общетеоретические  проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются, прежде всего, в том, чтобы выяснить, как  сами конфликтующие стороны воспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется метод  экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю  вопроса, так и с лидерами и  рядовыми участниками конфликтующих  направлений. Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы конфликта лежат  на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта с той  и другой стороны. Сбор материала  на месте конфликта предполагает опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного  сторонами друг другу. Необходимо также  выяснить, были ли попытки примирения в конфликте, и чем они закончились, на какой стадии находится переговорный процесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих в ведении и организации  переговоров: могут ли они обеспечить выполнение тех решений, к которым  придут конфликтующие стороны? Практически  социолог, исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей совокупностью  традиционных и не традиционных методов. Надо при этом заметить, что именно в разработке проблематики конфликта  особенно важны гибкие методы. Опросы статистического характера здесь  не дадут больших результатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон с помощью интервью, включая  подчас и повторные обращения  к респонденту.

По поводу обнаружения  пристрастий со стороны исследователя  среди социологов, изучающих конфликты, нет единой точки зрения. Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так  как это отразится на достоверности  информации и на возможности получения  материалов от обеих сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его школой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому, чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на самом деле.

Что касается сбора первичного материала по национальным конфликтам, то наилучшие результаты дает метод  участия в переговорных процессах. Применительно к конфликтам производственного  характера следует обратить внимание на методы инновационных и деловых  игр. Успешная разработка таких методов  осуществляется В.С. Дудченко и Л.А. Дудченко.

 

Глава 1.

ПРИРОДА КОНФЛИКТА

 

В современной литературе по истории социологии сложившиеся  социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости  от того какое место в теоретических  построениях занимает проблема социального  конфликта. Такое подразделение  мы находим, прежде всего, у весьма авторитетного  историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих – Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.

Это деление направлений  социологических теорий можно признать верным лишь с определенной долей  условности. Главным образом оно  основывается на противопоставлении функционализма и социологии конфликта, сформулированным Ральфом Дарендорфом.

Итак, конфликт – это важнейшая  сторона взаимодействия людей в  обществе, своего рода клеточка социального  бытия. Это форма отношений между  потенциальными или актуальными  субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Информация о работе Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии