Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:53, реферат
Одна из приоритетных задач, стоящих перед конфликтологией, - раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности.
Конфликт - главный источник изменений социальных систем.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие «конфликт» в социологической теории………………………..4
2. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа……….……....6
3. Теория конфликта Рэндалла Коллинза…………….…………….…........9
Заключение…………………………………………………………….……..16
Список использованной литературы……………………………………….18
Министерство образования и науки РФ
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Кафедра «Теория и история государства и права»
Реферат
По дисциплине: «Социальные противоречия и права человека»
На тему: «Теория конфликта (Р. Дарендорф, Р. Коллинз)»
Выполнила:
студент гр. ЗЮвд-110
Тюкова К.В.
Приняла:
к.ю.н., доцент кафедры
Баженова Т.Ф.
Владимир, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «конфликт» в социологической теории………………………..4
2. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа……….……....6
3. Теория конфликта Рэндалла Коллинза…………….…………….…........9
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….18
3
Введение
Одна из приоритетных
задач, стоящих перед конфликтологией,
- раскрыть конкретный механизм «вплетения»
индивидуального в ткань
Конфликт - главный источник изменений социальных систем.
Мирные формы урегулирования конфликта лучше регулируют межличностные отношения, но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликта, а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конфликта.
Основные стадии протекания конфликта:
1. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
2. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
3. Стадия конфликтных действий;
4. Стадия снятия или разрешения конфликта.
4
Понятие «конфликт» в социологической теории
Конфликт как социальное явление впервые рассмотрен в работе А Смитта «Исследование о природе и причинах богатствах народов». По мнению классика политэкономии, в основе конфликта лежит деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники и наемные рабочие). И экономическое соперничество между ними.
В собственно социологической теории сложилось два основных подхода к пониманию сущности конфликта: функциональный и конфликтный.
Основоположником функционализма считается Г. Спенсер, чьи идеи явились мощным стимулом развития органистической школы. В органицизме наряду с идеями, подчеркивающими структурно-функциональное единство социальной системы и зависимость её составных частей от целого, широкое распространение получает и теория конфликта. Представители этого направления, прежде всего, фиксируют внимание на противоречиях общественной жизни, столкновениях интересов и борьбе различных социальных групп. Но конкретный анализ проблем и противоречий, существующих в обществе, подменяя аналогиями биологического толка, почерпнутыми из дарвинских идей «естественного отбора» и «борьбы за существование». Отождествление общества с организмом породило механическое перенесение на все человечество дарвинистского закона борьбы за существование.
Для теории конфликта базовым положением является то, что человеческие существа - это общественные и подверженные конфликтам животные. Почему существует конфликт? Прежде всего, конфликт существует потому, что насильственное принуждение всегда является потенциальным ресурсом в действиях с нулевым результатом. Это ничего не говорит о неизбежности мотивов доминирования; подверженность принуждению, это, по своей сущности, неприятный опыт, и, следовательно, любое использование принуждения, даже незначительным меньшинством, приводит к конфликту в форме антагонизма для тех, над кем доминируют. Власть принуждения, особенно представленная государством, может привести к экономическим благам и эмоциональному вознаграждению (и не дать их другим), и мы можем увидеть, что доступность принуждения как ресурса приводит к
5
конфликтам во всем обществе. Одновременное существование эмоциональной основы для солидарности, которая, как подчеркнул М. Вебер, может быть основой для сотрудничества, только добавляет к различиям между группами и тактическими ресурсами, используемыми в этих конфликтах.
6
Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа
Дарендорф анализирует социальную организацию любого уровня, начиная от индивида небольшой группы или учреждениям до общества в целом, которую он называет «императивно координированной ассоциацией». Для этой организации характерно четкое разделение ролей и статусов ее членов, а основными ролевыми позициями, согласно Дарендорфу, являются позиции, обусловленные дифференциацией властных отношений. То есть в любой организации индивиды и группы выполняют определенные роли согласно своей принадлежности властным стратам.
Далее Дарендорф говорит о том, что в организации отношения власти стремятся стать узаконенными. Следовательно, их можно рассматривать как отношения авторитета, где некоторые индивиды или группы имеют общепризнанное, узаконенное или нормативное право властвовать.
Упорядоченное
функционирование организации
Однако, власть
и авторитет - дефицитные ресурсы.
За них идет борьба и
Особенности протекания конфликта зависят от того каково отношение и принадлежность к власти и авторитету различных ролевых подгрупп и личностей.
Дарендорф отмечает, что в любой организации можно выделить два основных типа ролей - правящих и управляющих. Правящие заинтересованы в сохранении своего положения, а управляющие - в перераспределении власти или авторитета. При определенных условиях осознание этой противоположности интересов возрастает, и организация делится на две конфликтующие группы. Решение конфликта влечет за собой перераспределение власти. Но перераспределение власти узаконивает новые группы правящих и управляемых ролей, которые снова начинают конкурировать друг с другом. Таким образом, развитие организации - это цепь повторяющихся конфликтов по поводу отношений власти.
7
Положения схемы Дарендорфа:
1. Чем более
члены подгрупп в организации
могут осознать свои интересы
и образовать конфликтную
2. Чем больше распределение авторитета связано с распределением других вознаграждений, тем острее конфликт.
3. Чем меньше
мобильность между
4 . Чем больше
обнищание подчиненных
5. Чем меньше конфликтные группы способны приходить к соглашениям, тем более насильственный конфликт.
6. Чем острее
конфликт, тем больше он вызовет
структурных изменений и
7. Чем более насильственным является конфликт, тем выше темпы структурных изменений и реорганизаций.
Обосновывая главные
положения теории социального конфликта,
Дарендорф утверждает, что все
сложные организации
Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый homo politicus (человек политический), а поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты имманентно присущи обществу, любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявлений различных человеческих страстей. «Все отношения индивидов, построенные
8
на несовместимых целях, - утверждает Дарендорф, - являются отношениями социального конфликта» [2, с. 135].
Дарендорф, отбросив крайние утверждения Парсонса о всеобщем согласии, сам впал в крайность, провозгласив всеобщность конфликта, то есть конфликт всех против всех. Теория «социального конфликта» Дарендорфа — это «политический детерминизм». Такого рода подход ведет к сведению сути к непосредственно очевидному - к столкновению интересов, - оставляя неисследованными истинные глубинные экономические источники самого различного рода конфликтов.
Тернер справедливо отмечает, что «Дарендорф использует риторику «насилия», «диалектики», «господства и подчинения» и «конфликта» для вуалирования видения социальной реальности, близкого к утопическому образцу» [3, р. 105].
9
Теория конфликта Рэндалла Коллинза
Рэндалл Коллинз в своей работе Социология конфликта [4, с.213] рассматривал социальный конфликт не в макротеоретическом ракурсе, а в микроориентированном направлении. Коллинз так оценивает эту работу: «Моим главным вкладом в теорию конфликта было добавление в эти макротеории микроуровня. Особенно я старался показать, что стратификация и организация основываются на повседневных взаимодействиях» [2, с.72].
В связи с этим теорию конфликта Коллинза можно охарактеризовать как парадигму повседневности, хотя, например такой исследователь как Джордж Ритцер называет теорию Коллинза Обобщающая теория конфликта [3, с.234], обращая внимание на то, что американский мыслитель подчеркивал важность рассмотрения при анализе конфликта социальной системы. Но все же очевидно, что теория Коллинза как бы строится снизу, понимается от исследования повседневных, обыденных взаимодействий к исследованию институтов и систем общества. Поэтому представляется, что концепция Коллинза образует особую парадигму повседневности в теории конфликтов.
Коллинз заявлял, что конфликт представляется, вероятно, единственным генеральным процессом общественной жизни. Американский исследователь подходил к конфликту с персональной точки зрения, ввиду того, что теоретические истоки его воззрений лежат в феноменологии и этнометодологии. В теории Коллинза также заметно влияние символического интеракционизма. Коллинз понимал социальные структуры неотделимыми от конкретного индивида, который конструирует элементы социальной системы. При этом модели взаимодействия, согласно мнению американского мыслителя, составляют сущность социальных структур. Иначе говоря, Коллинз пытался рассматривать социальные структуры скорее как модели взаимодействия, а не как внешние и носящие принудительный характер сущности, ведь субъект, деятель постоянно создает и воссоздает организацию структуры общества. Очевидно, что для Коллинза характерна ориентация на теоретические принципы, сформулированные Гербертом Блумером в его программной работе Методологические позиции символического интеракционизма [4, с.94]. Первая предпосылка, - пишет Г. Блумер, - указывает, что люди действуют в отношении вещей на основании значений, которыми для них обладают вещи.
10
Под вещами здесь понимается все, что человек воспринимает в окружающем мире: физические предметы; других людей; социальные категории; социальные институты; идеалы; поступки других людей и ситуации, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. Во второй предпосылке утверждается, что значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением. Третья теоретическая предпосылка указывает, что эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей [Цит. по: 5, с.126]. То есть значения символов не универсальны и объективны, а наоборот, индивидуальны и субъективны, так как субъект сам решает, как их интерпретировать. Важность, придававшаяся символическими интеракционистами мышлению, отражена в их воззрении на объекты. Так, Блумер различает три типа объектов: физические объекты, например камень или стол; социальные объекты, такие как отец или учащийся; и, наконец, абстрактные идеи, например идея или моральный принцип. Наибольшее значение имеет способ принятия, восприятия факторами объектов.
Иными словами, восприятие объектов подвержено релятивизму. Изложенные теоретические ориентиры позволяют утверждать: человеческая жизнь - это непрерывный калейдоскоп переменяющих друг друга ситуаций в обществе, в которых нужны разнообразные стратегии взаимоотношений, формируемые на основе определенных интерпретаций.
Анализ позиций символического интеракционизма позволяет лучше понять конфликтологическую теорию Коллинза, которая, на наш взгляд более адекватно описывает природу этнополитический конфликтов. По сути дела, этническое противостояние складывается из повседневных взаимодействий и противостояний индивидов и групп. Но также взаимодействие происходит и в рамках социальной системы. Поэтому теория конфликта Коллинза и интересна тем, что американский исследователь активно дополняет классическую теорию конфликта Маркса с одной стороны идеями Макса Вебера, а с другой, как уже указывалось, положениями феноменологической социологией, этнометодологии и символического интеракционизма.
Информация о работе Теория конфликта (Р. Дарендорф, Р. Коллинз)