Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:23, реферат
Аномия - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — такое со-стояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существова-нии обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традици-онного» и современного промышленного обществ. Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Э. Дюркгейм-классик теории социологического метода………..……4
2. Аномия и вид её проявления……………………………………………7
3. Сущность аномии………………………………………………………..9
4. Выход из кризисного состояния аномии………………………………12
Заключение.…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………...16
Общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем фактом, что страсти менее всего согласны подчиниться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее».
Вот еще один из немаловажных штрихов аномии:
«Наши верования были нарушены; традиции потеряли свою власть; индивидуальное суждение эмансипировалось от коллектива».
При этом по мысли автора, кризис не является чем-то исключительным или чрезвычайным: «В промышленном мире кризис и состояние аномии суть явления не только постоянные, но, можно даже сказать, нормальные».
Наряду
с экономическими факторами аномии
Дюркгейм выделяет и физиологические.
Здесь он выступает вполне в русле ломброзианства,
которое нередко подвергал критике: «В
современных нациях существует все увеличивающаяся
масса вырождающихся, этих вечных кандидатов
на самоубийство или преступление, этих
творцов беспорядка и дезорганизации».
4. Выход из кризисного состояния аномии
Дюркгейм разрабатывает общие направления выхода из кризисного состояния аномии: «Лекарство против зла состоит не в том, чтобы стараться воскресить, во что бы то ни стало, традиции и обычаи, которые, не отвечая более настоящим условиям социального положения, могли бы жить только искусственной и кажущейся жизнью. Что нужно — так это прекратить аномию, найти средство заставить гармонически сотрудничать органы, которые еще сталкиваются в несогласных движениях, ввести в их отношения более справедливости, все более и более ослабляя внешние неравенства, эти источники зла». При этом ученый выдвигает весьма важный принцип постепенности, который отвергает возможность скоротечных перемен в развитии всех социальных процессов, в том числе и преступности, поскольку лежащая в их основе нравственность меняется медленно: «Наше тягостное положение не интеллектуального порядка, как, по-видимому, это иногда думают; оно зависит от более глубоких причин. Мы страдаем не потому, что не знаем более, на каком теоретическом понятии основывать применявшуюся нами до сих пор нравственность, но потому, что в некоторых своих чувствах эта нравственность безвозвратно потеряна и что та, которая нам нужна, еще на пути к образованию. Наше беспокойство происходит не оттого, что критика ученых разрушила традиционное разъяснение обязанностей, — и, следовательно, не какая-нибудь новая философская система сможет когда-нибудь рассеять его, — но оттого, что некоторые из этих обязанностей не основаны более на действительном положении вещей; из этого вытекает ослабление связи, которое прекращается только с установлением новой прочной дисциплины. Создать себе нравственность. Такое дело не может создаться экспромтом в тиши кабинета; оно должно появиться мало-помалу, самопроизвольно под давлением внутренних причин, делающих его необходимым. Рефлексия же может и должна послужить тому, чтобы наметить цель, которой нужно достигнуть». Очень тесно связан с принципом постепенности феномен системности социальных процессов и мер их регулирования: «Нравственность для нас — система реализованных фактов, связанная со всей системой мира. А факт не изменяется по мановению, даже когда это желательно. Кроме того, так как он находится в солидарности с другими фактами, то он не может быть изменен без того, чтобы эти последние не были затронуты».
Одной из главных причин преступности Дюркгейм считал патологию потребительства: «Безграничные желания ненасытны по своему существу, а ненасытность небезосновательно считается признаком болезненного состояния». Общество может и должно с помощью различных механизмов ограничить желания его членов. Если этого сделать не удается, обществу грозит хаос, дезорганизации, аномия.
Дюркгейм отрицательно относился к утопической идее всеобщего равенства. Все попытки его установления он относил к насильственно устанавливаемой механической солидарности — низшему уровню общественной организации (но даже и на этом уровне равенство не является полным).
Ученый пытался разработать концепцию справедливого неравенства, которое станет основой органической солидарности. Он достаточно объективно оценивал трудности создания такой общественной системы: «Мы слишком хорошо чувствуем, какое это трудное дело создавать общество, где всякий индивид будет занимать заслуживаемое им место и будет вознаграждаем по заслуге, где всякий, следовательно, самопроизвольно будет сотрудничать для блага всех и каждого». Подобно Мору и Кампанелле Дюркгейм мечтал об осуществлении идеала человеческого братства, который принесет прогрессивное и справедливое разделение труда. «Наш идеал, — писал он, — ввести как можно более справедливости в наши общественные отношения, чтобы обеспечить свободное развитие всех социальных полезных сил». Все должно быть справедливо распределено и это распределение должно быть известно всем. Такое справедливое распределение исключит столкновения между группами и водворит общественную гармонию и социальный мир. Главным компонентом такой справедливости Дюркгейм видел равенство стартовых условий: когда все равны на старте, то результат зависит от индивидуальных способностей и усилий каждого. Создается гармония между способностями каждого индивида и его положением (здесь Дюркгейм почти вплотную приблизился к марксистскому принципу: «Каждый по способностям, каждому по труду»). Лишь при соблюдении этих условий неравенство не будет озлоблять людей и станет восприниматься как справедливое. И это представление о справедливости того уровня возможности удовлетворения потребностей, которого достиг человек, будет ограничивать его притязания и накинет узду на неограниченные по своей природе аппетиты потребительства. Дюркгейм мечтал об обществе, «где всякий индивид будет занимать заслуживаемое им место и будет вознаграждаем по заслуге, где всякий, следовательно, самопроизвольно будет сотрудничать для блага всех и каждого». Особую роль он отводит профессиональным корпорациям, которые могут успешно выполнять функции охраны социальной гармонии, умерения страстей, улаживания классовых конфликтов и справедливого распределения.
Достаточно
непросто Дюркгейм относился к карательным
мерам. Анализ предлагаемых им мер воздействия
на преступность показывает, что наиболее
эффективным он считал организацию мягкого
системного воздействия, достаточно продолжительного
по времени. Ни в одной из своих работ он
прямо не апеллирует к каре как панацее
от социальной дисгармонии. Хотя из некоторых
его положений логически вытекает необходимость
принятия жестких мер в период аномии,
когда социальные механизмы мягкого регулирования
приходят в смятение. При этом он пытался
создать собственную теорию наказания,
которая была оригинальной по форме, но
по существу была возвратом к бентамовскому
пропорциональному отмериванию. Да и сам
Дюркгейм, критикуя разработанную итальянскими
учеными теорию социальной защиты, где
наказание не всегда пропорционально
преступлению, отмечал: «Нет общества,
в котором не считалось бы за правило,
что наказание должно быть пропорционально
преступлению».
Заключение
Все
живые организмы в нормальном
состоянии стремятся к
Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного общества. Мертон же распространил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу.
Для
Дюркгейма аномия означает неспособность
общества регулировать естественные импульсы
и желания индивидов.
Список литературы
1. Аномия // Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997, с.7-8.
2. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. – 432 с.
3.Черниш Н.Й. Социология: Учебник по рейтинго-модульной системой обучения.-5-ое изд.-К:Знания,2009.-468с.
4.Гордяненко В.Г. Социология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений-К.: Издательский центр «Академия»,2006-544с.
5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.
6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
7.
Калинина О.В. Гендерный аспект аномии./
http://forsociologists.narod.