Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:23, реферат
Аномия - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — такое со-стояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существова-нии обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традици-онного» и современного промышленного обществ. Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Э. Дюркгейм-классик теории социологического метода………..……4
2. Аномия и вид её проявления……………………………………………7
3. Сущность аномии………………………………………………………..9
4. Выход из кризисного состояния аномии………………………………12
Заключение.…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………...16
Министерство
образования и науки Украины
Национальный авиационный университет
Институт
аэрокосмических систем управления
Кафедра биокибернетики и аэрокосмической
медицины
РЕФЕРАТ по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ» на тему
«ТЕОРИЯ
АНОМИИ Э. ДЮРКГЕЙМА».
Выполнил:
Студент группы ИАСУ 414
Корпан А.Ю.
Киев 2010
СОДЕРАЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Э. Дюркгейм-классик теории социологического метода………..……4
2. Аномия и вид её проявления……………………………………………7
3. Сущность аномии………………………………………………………..9
4. Выход из кризисного состояния аномии………………………………12
Заключение.…………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
На протяжении всего исторического развития различные общества проходили через состояния кризисов и дезорганизаций, которые нарушали сложившийся порядок, подрывали стабильность социума, разрушали его систему норм и ценностей. Одним из таких кризисных, «болезненных» состояний является аномия.
Аномия
- (от франц. anomie — беззаконие, безнормность)
— такое состояние общества, в котором
заметная часть его членов, зная о существовании
обязывающих их норм, относится к ним негативно
или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию
Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной
концепции, опиравшейся на противопоставление
«традиционного» и современного промышленного
обществ. Понятие аномии впервые сформулированное
Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги
«О разделении общественного труда» (1893
г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило
у него дальнейшее развитие и глубокую
разработку.
1. Э. Дюркгейм-классик теории социологического метода
Э. Дюркгейм-классик теории социологического метода Эмиль Дюркгейм (фр. Emile Durkheim) (15 апреля 1858, Эпиналь - 15 ноября 1917, Париж) - французский социолог, основатель французской социологической школы.
Э. Дюркгейм родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3х лет преподавал философию в провинциальных лицеях.
В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию "О разделении общественного труда" и в 1896 возглавил кафедру "социальной науки". Это была первая кафедра по социологии во всем мире. Работая в университете Бордо, Э. Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).
В 1898-1913 руководил изданием "Социологического ежегодника" - первого в мире научного журнала по социологии. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру "науки о воспитании" (с 1913 переименована в кафедру "науки о воспитании и социологии"). Обладая хорошими ораторскими способностями, Э. Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа: "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).
Эмиль Дюркгейм один из основоположников французской социологической школы, профессор Сорбонны и основатель периодического научного издания «L'Annee sociologique», провел ряд серьезных исследований общественных процессов. Его научные труды отличались глубиной и оригинальностью.
Дюркгейм внес значительный вклад в социальную теорию, разработав свою концепцию «коллективного сознания», или «коллективной совести». В соответствии с этой концепцией «механическая солидарность» (термин, заимствованный из физики) преобразуется с развитием общества в «органическую солидарность» (в этом нашло проявление влияние биологии), обладая которой индивиды осознают социальные ценности и реагируют на них. Он разработал четкую концепцию предмета социологии. Он считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со следующими, сформулированными им принципами:
1)
Общество - часть объективной реальности,
включенная в общий порядок
природы и имеющей свои
2)
Общество первично по
3)
Изучаемые социологией
По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, т.е. иметь свои специфические методы.
Главная идея Дюркгейма заключается в том, что общество основано на солидарности людей. Общество становится больным, когда социальная солидарность ослабевает. Поэтому необходимо найти правильную терапию, чтобы восстановить эту жизненно важную солидарность.
Социология, по Дюркгейму, является наукой об этой солидарности, ее основах, причинах ослабления и способах укрепления.
Дюркгейм считал, что современная ему Франция была обществом с ослабленной солидарностью, то есть больным обществом.
Он отвергал представление о том, что социология должна использовать те же самые социальные понятия, которые члены общества используют для понимания своих собственных социальных взаимодействий. Согласно Дюркгейму, социология должна найти другие и лучшие понятия. Он иллюстрирует это положение с помощью понятия самоубийства. Отталкиваясь от повседневного языка и обыденной жизни, Дюркгейм пробует разработать такую концепцию самоубийства, которую можно было бы обрабатывать статистически, устанавливая связь частоты самоубийств с различными социальными условиями, то есть условиями не психологического характера. Абстрагируясь от различных эмоциональных и индивидуальных аспектов самоубийства - того, что люди чувствуют и думают по поводу самоубийства, - Дюркгейм как социолог дистанцируется от психологии. Он пытается найти статистические изменения в частоте самоубийств в зависимости от пола, возраста, семейного положения, вероисповедания, национальности, социального класса и т.д. Собранные статистические данные образуют основу для теоретической работы Дюркгейма как социолога. (Однако он не останавливается на статистике). Опираясь на них, Дюркгейм формулирует теорию общества, то есть теорию общественной солидарности. Согласно этой теории, высокая частота самоубийств является показателем ослабленного чувства солидарности.
В оригинальной монографии Дюркгейма, посвященной проблеме самоубийств, проведен автором анализ состояния дезорганизации общества, или аномии. Исследование данного социального феномена было одним из главных научных достижений великого ученого.
Он
считал главной причиной самоубийств
явление, названное им аномией.
2.Аномия и вид её проявления
Аномия – общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.
Она проявляется в виде следующих нарушений:
1)
частичное или полное
2)
низкая степень воздействия
3)
расплывчатость, неустойчивость и
противоречивость ценностно-
В "Самоубийстве" Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей.
Дюркгейм выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. Видящего ее смысл вне ее самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия.
Необходимое
условие аномии— расхождение между двумя
рядами социально порождаемых явлений:
потребностями, интересами и возможностями
их удовлетворения. Предпосылкой цельной,
неаномической личности, по Дюркгейму,
является устойчивое и сплоченное общество.
Иерархическое традиционное общество
(например, феодальное) было устойчивым,
так как ставило специфические цели разным
социальным слоям и позволяло каждому
ощущать свою жизнь осмысленной внутри
узкого замкнутого слоя.
3. Сущность аномии
Рассмотрим сущность аномии.
В период общественной стабильности (по терминологии автора «в нормальное время») существующий общественный порядок в большей мере основывается на:
— устоявшейся иерархии социальных ценностей, понятии о добре и зле, справедливости и несправедливости, о том, что можно делать и чего делать нельзя;
— оценке людьми существующего порядка в обществе как справедливого и вырабатываемом на этой базе общественном мнении;
—
религиозных стереотипах
— семейных связях;
— социальных традициях и привычках, системе авторитетов.
Последним Дюркгейм придавал особое значение, считая, что авторитет коллектива в значительной мере зависит от авторитета традиций. Живым выражением традиций он считал стариков. Уважение к старикам — показатель уважения к традициям, а соответственно и индикатор прочности общественных устоев. Отсутствие такого уважения — признак аномии.
В период стабильности закон является для человека не в виде грубого давления материальной среды, а в образе высшего, и признаваемого им за высшее, коллективного сознания. Все эти интегрирующие факторы формируют внутреннюю целостность общества, его единство, сглаживают противоречия между его членами. «В силу этого принципа общество представляет не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от ассоциации их и представляющую реальность в собственном смысле, наделенную особыми свойствами».
Степень сплоченности общества определяется этими факторами, а уровень солидарности в свою очередь определяет характер многих социальных процессов, в том числе и преступности.
Дюркгейм выделяет два вида солидарности. Низший тип — механическая солидарность, высший — органическая. Первый основывается на подавлении человеческой природы, второй — на гармонии индивидуального и общественного сознания. Первый предполагает практическое устранение личности (человек сливается с обществом и теряет индивидуальность), второй возможен только, если всякий имеет собственную сферу действия, т. е. личность.
Именно в отсутствии солидарности (дезорганизации) Дюркгейм усматривает источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений. В этой связи особое внимание он уделяет анализу социальной дезорганизации (или аномии) как фактору, генерирующему различные негативные социальные явления, в том числе и преступность. «В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период бескомпромиссных, но слишком внезапных социальных преобразований, — общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека... Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Для того, чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Пока социальные силы, предоставленные сами себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной. Никто не знает точно, что возможно и что не возможно, что справедливо и что не справедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все... Те принципы, на основании которых члены общества распределяются между различными функциями, оказываются поколебленными... Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдержать индивидуальных аппетитов; эти последние не знают более такой границы, перед которой они вынуждены были бы остановиться...