Теоретическое обоснование концепции потребности семьи в детях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:13, лекция

Описание работы

Анализ и основные концепции изменения в рождении детей, их основные недостатки. Теория исторического уменьшения потребности семьи в детях.

Содержание

I. Введение. Наличие различных концепций семьи.
II. Концепция исторического уменьшения потребности семьи в детях
III. Концепция помех к рождению детей.
IV. Теория демографического перехода.
V. Другие концепции. Концепция модернизации семьи. Концепция детоцентризма.
VI. Выводы

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИЯ САЮТИН ДЕМОГРАФИЯ.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

      На 4-й фазе рождаемость и смертность уравниваются, и наступает стабилизация численности населения.

      Однако  жизнь показала, что 4-й фазы не бывает или она продолжается всего несколько  лет, а затем наступает 5-я фаза, которую эта теория не может объяснить. На 5-й фазе уровень рождаемости оказывается ниже, чем уровень смертности и численность населения уменьшается, как это и происходит в России и 11 других странах. Таким образом, теория демографического перехода не подтверждается на практике.

      ТЕОРИЯ  МОДЕРНИЗАЦИИ СЕМЬИ Основной представитель этой научной школы в России – А.Г. Вишневский – директор Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук. Центра демографии и экологии человека имеет сайт в Интернете www.demoscope.ru

      Слабое  место в концепции кризиса  семьи состоит в том, что эта  концепция не может объяснить, почему современное население считает  идеальной моделью семьи именно двухдетную семью. С точки зрения самой теоретической концепции кризиса семьи это должна быть однодетная семья, но на практике население не согласно с учеными.

      Другое  слабое место, как в концепции  кризиса семьи, так и в концепции модернизации семьи, состоит в том, что трансформация семьи во всем мире происходит по одному и тому же сценарию, что разные страны и народы проходит одни и те этапы демографической эволюции, просто в разное время. Таким образом, игнорируются особенности разных национальных культур и разных религий.

      Однако  главное различие между концепцией кризиса семьи и концепцией модернизации семьи состоит в том, как следует  оценивать изменения в социальном институте семьи – позитивно, негативно или нейтрально.

      Концепция кризиса семьи считает эти изменения негативными. Поэтому в самом названии данной концепции присутствует слово «кризис», которое в русском языке имеет негативное (отрицательное) значение. Кризис – это всегда плохо.

      Сторонники  концепции модернизации семьи рассматривают изменения в социальном институте семьи нейтрально или даже позитивно, то есть, считают, что эти изменения положительные, поскольку они расширяют степень свободы личности.

      Они считают, что появление у людей  права и возможности, не иметь  детей, не вступать в брак, разводиться по любой причине или вообще без причины – все это прогрессивно и положительно, поскольку является результатом свободного выбора людей.

      Концепция модернизации семьи оценивает все  изменения в демографическом  поведении людей на основании критерия свободы личности. Но сам по себе этот критерий не является демографическим. Поэтому ученые, которые используют этот критерий для оценки демографической ситуации, не могут считаться демографами.

      Существует  также КОНЦЕПЦИЯ ДЕТОЦЕНТРИЗМА (ее автор -французский ученый А.Ландри, а наиболее активный сторонник в нашей стране — А.Г.Вишневский). Ребенок становится центром современной семьи, что предполагает однодетность — в этом заключается концепция детоцентризма. Все же, независимо от разных точек зрения демографов, признать можно одно — нынешняя семья не задумывается о смерти детей. Если раньше была очень высокой вероятность смерти маленьких детей, то теперь мало кто учитывает, что сын или дочь умрет раньше родителей. Если бы в бесчисленных сообщениях в средствах массовой информации о несчастных случаях обязательно указывались бы семейные обстоятельства погибших и упоминались бы те эпизоды, когда они были единственными детьми у своих родителей, многие семьи поняли бы, что один ребенок — это слишком мало.

      Один  из основных факторов снижения рождаемости — разрушение традиционного института брака как договора, в котором муж обязывается содержать семью, а жена рожать детей и вести хозяйство. Теперь сексуальное и дружеское общение возможно и без совместного ведения хозяйства, обязательств и пр. Внебрачные (формально) дети составляют во многих странах Западной Европы от трети до половины всех родившихся, в России — почти 30%. Всюду внебрачная рождаемость растет, но ее рост не компенсирует падение брачной рождаемости — в целом рождаемость падает.

      Так что взаимосвязь проблемы снижения рождаемости и разрушения брака  очень прочна. А вот прямой связи  между уровнем рождаемости и  смертности в наше время нет. В  современной России убыль населения  определяется не столько высокой смертностью, сколько низкой рождаемостью. Характер замещения поколений зависит от смертности только тогда, когда уровень последней высок в детских и молодых возрастах, и значительная часть каждого поколения не доживает до среднего возраста родителей при рождении детей. В наше время до этого возраста доживает более 95% родившихся девочек. Дальнейшее снижение смертности — чрезвычайно важно по гуманитарным и экономическим соображениям, но мало влияет на характер замещения поколений. При суммарном коэффициенте рождаемости 1,2—1,3 ребенка, какой и наблюдается в нынешней России, население будет сокращаться, даже если средняя продолжительность жизни достигнет 80 лет. Поэтому для повышения рождаемости до уровня, обеспечивающего хотя бы простое замещение поколений, необходимо воздействовать не только на экономический компонент, но также и на социальный и эмоционально-психологический компоненты. 

      Таким образом, при наличии большого количества концепций, каждая из них имеет свои недостатки и вопросы к своему содержанию, однако, также каждая из них имеет свои обоснования и представляет интерес для науки. 
 
 
 
 
 

      ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ.

    1. Какие вы знаете концепции изменения в рождении детей?
    2. Какие концепции наиболее актуальны?
    3. В чем суть концепции изменения потребности в детях?
    4. В чем отличие концепции модернизации семьи от концепции демографического перехода?
    5. Каковы основные недостатки всех известных вам концепций изменения в рождении детей?
 
 

      ПЛАН  СЕМИНАРА

      Семинар по данной лекции предполагает более детальное обсуждение предложенных на лекции концепций.

      1.Теория исторического уменьшения потребности семьи в детях

      2.Концепция помех к рождению детей.

      3.Теория демографического перехода.

      4.Теория модернизации.

      5.Сравнительная  характеристика данных концепций, обсуждение их сходств и различий.

      6.Обсуждение  недостатков концепций.

Информация о работе Теоретическое обоснование концепции потребности семьи в детях