Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:13, лекция
Анализ и основные концепции изменения в рождении детей, их основные недостатки. Теория исторического уменьшения потребности семьи в детях.
I. Введение. Наличие различных концепций семьи.
II. Концепция исторического уменьшения потребности семьи в детях
III. Концепция помех к рождению детей.
IV. Теория демографического перехода.
V. Другие концепции. Концепция модернизации семьи. Концепция детоцентризма.
VI. Выводы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.
М.В. ЛОМОНОСОВА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
Лекция по теме
«Теоретическое обоснование концепции потребности семьи в детях»
Курс
«Демография»
Выполнил:
студент 5 курса д/о,
501 группа
Саютин Степан
Москва – 2011
План
(2 час.)
Ряд авторов (В.А. Борисов, А.Н. Антонов, В.М. Медков, В.Н.Архангельский, А. Б. Синельников, Л.Е. Дарский) разработали концепцию «потребности семьи в детях». Она состоит в том, что супруги вовсе не желают иметь неограниченное число детей. Стремление человека к продолжению рода носит не биологический, а социальный характер, и весьма по-разному проявляется в разное время и в разных условиях.
Теория институционального кризиса семьи объясняет, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной семьи, что автоматически означает депопуляцию. Согласно этой теории, люди были заинтересованы в многодетности только в доиндустриальную эпоху. В те времена выражение «семья — ячейка общества» гораздо больше соответствовало реальному положению дел, чем в нашу эпоху. Семья действительно выступала в роли миниатюрной модели общества.
Семья была производственным коллективом (для семей крестьян и ремесленников, составлявших подавляющее большинство населения). Дети с очень раннего возраста участвовали в семейном производстве и представляли для родителей несомненную экономическую ценность.
Семья была школой, в которой дети получали от родителей все необходимые им для будущей самостоятельной жизни знания и трудовые навыки.
Семья была институтом социального обеспечения. В те времена не существовало никаких пенсий. Поэтому утратившие трудоспособность старики и инвалиды могли рассчитывать только на помощь со стороны своих детей и внуков. Тем, кто не имел семьи, приходилось просить милостыню.
Семья была местом проведения досуга. Как правило, члены семьи отдыхали и развлекались сообща.
В
семье, то есть в браке, удовлетворялась
сексуальная потребность и
Наличие детей (в первую очередь — сыновей) было необходимым условием для того, чтобы считаться полноценным членом общества. Бездетность осуждалась общественным мнением, а супружеские пары, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.
Дети
выполняли также и
Таким образом, при всех своих недостатках традиционные семьи в основном справлялись со своими функциями: они обеспечивали себя экономически, осуществляли социализацию новых поколений, заботились о старшем поколении и производили на свет столько детей, сколько было достаточно (даже при тогдашнем очень высоком уровне смертности) для физического выживания человечества. При этом численность населения в разные исторические периоды либо росла, либо была относительно стабильной. Разумеется, во время катастроф — войны, неурожаи, эпидемии и т.д. — население резко сокращалось, но впоследствии высокая рождаемость компенсировала все эти потери. В нормальных условиях, то есть при отсутствии таких катаклизмов, никогда не наблюдалось устойчивой тенденции к уменьшению численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью в течение длительного времени — это стало возможным только в нашу эпоху.
С наступлением индустриализации положение резко изменилось. Семья утратила свои производственные функции и перестала быть трудовым коллективом. Члены семьи — муж, жена и подросшие дети (использование детского труда особенно характерно для эпохи раннего капитализма) начинают работать вне дома. Каждый из них получает индивидуальную заработную плату, независимую от состава семьи и ее наличия вообще.
Соответственно отпадает необходимость в полновластном главе семьи как руководителе семейного производства.
Кроме того, усложнение знаний, необходимых для социализации и последующей трудовой деятельности, приводит к продлению сроков обучения. Если в традиционной крестьянской семье уже 7-летние дети становились хорошими помощниками для родителей, то в современной городской семье дети учатся в школе до 17—18 лет, а если поступают потом в институты и университеты, то остаются иждивенцами родителей до 22—23 и более лет. Но даже после того как они начинают работать, они не отдают родителям своих заработков и вообще при первой возможности уходят из родительской семьи. Особенно усиливается их стремление к отделению после вступления в брак, причем в отличие от эпохи майората и минората, когда сын, наследующий недвижимость, оставался при родителях, отделяются все дети и помешать этому могли только жилищные трудности (что очень характерно для нашей страны).
Итак, в доиндустриальную эпоху важную роль играл экономический компонент потребности в детях. Но если бы он был единственным, рождаемость в наши дни упала бы вообще до нуля. Экономическая ценность детей в современных условиях выражается даже не нулевой, а отрицательной величиной, причем немалой.
Эмоционально-
Именно поэтому дети не перестают рождаться даже тогда, когда они с экономической точки зрения приносят родителям уже не доходы, а, напротив, одни лишь убытки.
Демографическая политика, использующая только экономические рычаги (льготы и пособия семьям с несколькими детьми, налоги на бездетность), нигде не дала прочных результатов. Хотя довольно популярная «концепция помех к рождению детей» широко распространена, в том числе и в научных кругах. В ней преобладает мнение о том, что уровень рождаемости является слишком низким из-за тяжелых материальных условий жизни.
Отсюда следует вывод, что необходимо облегчить эти условия, предоставив семьям, имеющим маленького ребенка или нескольких детей, различные льготы и пособия, и уровень рождаемости повысится настолько, что угроза депопуляции будет устранена. Подобная точка зрения основана только на житейской логике и соображениях «здравого смысла», но не подтверждается статистикой. Низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простого замещения поколений, наблюдается во всех экономически процветающих, западных странах. Само снижение рождаемости происходит не только в условиях экономического кризиса, как это имеет место в нынешней России, но и в условиях экономического подъема.
Прошло уже два века с тех пор, как демографам стало известно о «парадоксе обратной связи». Когда рождаемость была очень высокой и ее искусственное ограничение в браке не практиковалось, среднее число рожденных детей в семьях всех социальных групп мало различалось, а разница между ними была связана главным образом с различиями в среднем возрасте вступления в первый брак у женщин, принадлежащих к разным социальным группам. Среднее число выживших детей зависело также от социальных различий в смертности. Снижение детской смертности раньше началось у наиболее образованных, культурных и обеспеченных групп населения. Поэтому в этих группах (раньше, чем в других) родители приобрели уверенность в том, что все их дети выживут, и стали практиковать искусственное ограничение рождаемости. Рождаемость сперва снижается у социальной верхушки, а также интеллигенции, затем — у рабочих, и лишь в последнюю очередь у крестьян. В то время, когда для общества в целом происходит переход от высокого уровня рождаемости к низкому, действие механизма «обратной связи» становится наиболее заметным. Однако после того как процесс снижения рождаемости распространяется на все социальные группы, и ее уровень уже не обеспечивает простого замещения поколений, эта обратная связь ослабевает и может вообще исчезнуть. Некоторые авторы, прибегая к подтасовке данных, пытались доказать, что при этом обратная связь сменяется прямой, и богатые семьи имеют в среднем больше детей, чем бедные. Но даже при появлении подобных различий в среднем числе детей между семьями, принадлежащими к разным социальным группам, эти различия остаются небольшими и непринципиальными, поскольку ни одна из этих групп уже не способна воспроизвести себя естественным путем. В таких условиях не имеет особого значения, в каких социальных группах населения рождаемость выше, а в каких — ниже, поскольку во всех группах она все равно ниже черты простого замещения поколений.
КОНЦЕПЦИЯ ПОМЕХ К РОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ предполагает ПРЯМУЮ СВЯЗЬ между доходами семей и средним числом детей в семье. Но это опровергается известным парадоксом ОБРАТНОЙ СВЯЗИ между доходами семей и средним числом детей в семье: демографы уже 200 лет тому назад установили, что богатые семьи, в среднем, имеют меньше детей, чем бедные семьи.
Концепция помех не основана на реальных фактах, не подтверждается ни статистическими данными о рождаемости, ни данными социологических исследований. Она основана только на соображениях здравого смысла.
ТЕОРИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА – это, в основном теория макроуровня, т.е. теория, которая объясняет изменения в демографической ситуации процессами, которые происходят на уровне общества в целом, а не на уровне семьи или отдельного человека.
В классическом варианте теории демографического перехода выделяются 4 последовательные фазы в демографической истории человечества:
1.На первой фазе начинается снижение общего коэффициента смертности. Общий коэффициент рождаемости тоже снижается, но это происходит позже и более медленными темпами, чем снижение смертности. В результате увеличивается общий коэффициент естественного прироста населения, то есть, разница между коэффициентами рождаемости и смертности. В двадцатых годах прошлого столетия в индустриально развитых странах первая фаза демографического перехода закончилась.
2.Во второй фазе общий коэффициент смертности продолжает снижаться и достигает минимума, в то время как общий коэффициент рождаемости снижается медленнее, чем общий коэффициент смертности, что приводит к замедлению темпов прироста, а также к демографическому старению населения.
3.На третьей фазе общий коэффициент смертности увеличивается (вследствие демографического старения). Общий коэффициент рождаемости продолжает снижаться, но темпы его снижения замедляются.
4.В четвертой фазе общий коэффициент смертности становится равным общему коэффициенту рождаемости, в результате чего численность населения стабилизируется.
Однако жизнь показала, что четвертая фаза, если она вообще существовала, может быть лишь кратковременным переходным этапом. Рождаемость падает до столь низкого уровня, что естественный прирост населения (даже при самой низкой смертности) сменяется не стабилизацией, а депопуляцией, то есть естественной убылью населения, которая в наше время имеет место в России и одиннадцати других европейских странах. Согласно демографическим прогнозам, в ближайшие десятилетия депопуляция должна наступить и во многих других развитых странах. То есть, значительная часть человечества вступила (или вскоре вступит) в пятую фазу – фазу депопуляции. Теория демографического перехода это не предусматривала.
В ее классическом варианте анализировались лишь рождаемость и смертность, и почти не принимались в расчет ни брачность, ни разводимость, ни нуклеаризация семей, ни отношения между поколениями.
Согласно
теории демографического перехода, снижение
рождаемости это следствие
Информация о работе Теоретическое обоснование концепции потребности семьи в детях