Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:52, контрольная работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретических особенностей социальных институтов. В связи с этим выделим следующие задачи:
- охарактеризовать понятие «социальный институт», его элементы, ресурсы;
- описать процесс институционализации, этапы, пути развития;
- изучить виды и функции социальных институтов;
- выполнить практическое задание.
Введение 2
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни 3
Виды и функции социальных институтов 7
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Политика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу регулирования общественных отношений и распределения благ и ценностей;
Культура как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу отбора, хранения и передачи социокультурных образцов деятельности людей, общества;
Мораль (нравственность) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;
Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;
Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным правом на нормирование (законодательная власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и т.д.);
Семья как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу биологического и социального воспроизводства людей;
Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений.
Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и “потустороннего мира”;
Идеология как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система господствующих взглядов людей и их различных объединений на окружающую социальную реальность;
Наука как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу соответствия деятельности людей и их различных объединений окружающей действительности, увеличивающая возможности человека по ее преобразованию;
Здравоохранение как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений;
Природопользование (
Финансы как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу обмена результатами деятельности людей и их различных объединений.
НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
ИНСТИТУТЫ:4
Институт
семьи и брака содержит институты отцовства и
материнства, родовой мести, побратимства,
наследования, имя наречения и другие.
Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Функции и дисфункции социальных институтов:
Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. Функция– это та польза, которую социальный институт приносит обществу. Ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последствия деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий.
Следует
учитывать наличие скрытой, латентной
функции социального института.
Если явная, осознаваемая, признанная
функция носит произвольный («управляемый»)
характер, то латентная функция является
непреднамеренной, часто неосознаваемой.
Подлинное значение социального института
проявляется именно на уровне реально
получаемых результатов его функционирования.
Например, при существовании только бесплатного
образования в нашей стране все-таки была
осведомленность хотя бы на уровне слухов
о том, что в вузах допускаются злоупотребления
при поступлении. И во многом готовность
на материальные и моральные жертвы со
стороны абитуриентов и их семей подчеркивала
как востребованность высшего образования
вообще, так и отдельных профессий на рынке
труда. Введение и дальнейшее развитие
платы за образование – неоднозначный
компромисс, причина которого заключается
в невозможности государства обеспечить
полноценное функционирование института
образования.
Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами поведения. Необходимость следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек. Роли в семье отличаются от тех, которые человек выполняет на работе, учась при этом в заочном вузе, он вынужден следовать другим ролям.
Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно.
Фундаментальные институты при
строгой необходимости
1. Экономическо-социальные институты
– собственность, обмен, деньги, банки,
хозяйственные объединения.
2.Политические
институты – государство,
3. Семья, образование, религия – освоение, последующее воспроизводство и защита социальных и культурных ценностей и норм.
4.Семья,религия
– механизмы морально-
5.Политические,
экономические – общественно-
6.Политические институты,
(методы передачи информации, приветствия,
регламент собраний, деятельности объединений
и т.д.
Но при этом каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов определенных социальных систем. Подобным примером могут служить функции семьи:
-Репродуктивная
или воспроизводство
-Социализация, или передача новым членам
общества необходимых навыков, нравственных
ценностей и норм.
-Рекреационная,
или защита членов семьи от
воздействия окружающего мира.
-Контроль и регулирование сексуальной
жизни.
-Хозяйственно-бытовая.
Каждая из перечисленных функций5 служит фундаментальной – поддержанию жизнедеятельности общества через возобновляемость поколений, усвоивших основные нормы и ценности этого общества.
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией института. В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структуре и функциях социальных институтов. Возникает дисфункция, т.е. неясность целей деятельности института, падения его авторитета и престижа, вырождении его отдельных функций в ритуальную деятельность. Деятельность института экономики в СССР привела к его очевидной дисфункции. Прекращение товарного производства в годы гражданской войны, дальнейшее развитие тяжелой индустрии в ущерб легкой промышленности, сельскому хозяйству и социальной сфере, послевоенное карточное распределение привело к окончательному наступлению так называемого тотального дефицита. Состояние института экономики в современной России, конечно, дисфункционально, так как при насыщении рынка товарами нет адекватной покупательной способности населения, слабо развивается рынок труда.
Выражением дисфункции
социального института является персонализация его
деятельности. Это означает, что он перестал
действовать в соответствии с объективными потребностями
и целями, меняя свои функции в зависимости
от интересов отдельных лиц. Потеря деперсонализации
– нарушение условия нормального функционирования
социального института.
Принцип деперсонализации означает, что
обеспечение всех функций
института не зависит главным образом
и исключительно от личных особенностей тех,
кто должен выполнять существенные задачи,
обеспечиваемые данным институтом, не
зависит от их склонностей, предпочтений
и т.д. Институт государства во многом зависит
от прочности входящего в него института
юстиции, в котором главное – уважение
к закону. Равная ответственность перед законом исключительно
всех членов
общества – важнейшее условие существования
справедливости, веры в нее и уверенности
в собственной защищенности каждого законопослушного
гражданина, что укрепляет в конце концов
государство. Там, где действие закона
приобретает субъективный характер, постепенно
зарождаются и развиваются всей
3) Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?
Некоторые социальные институты продолжают существовать, т.к. на них возлагается другая, немаловажная роль. Так, например, Госкомитет РФ по физической культуре и спорту.
(Государственный Комитет Спорта России)- это федеральный орган исполнительной власти. Расположен в Москве.
Этот комитет осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, а также реализацию мер государственного регулирования игорной деятельности и проведения спортивных лотерей.
Несет ответственность за развитие физкультуры и спорта в РФ и выступление сборных команд страны.
Тем не менее, существуют институты, которые не только не выполняют своих функций, но и препятствуют их выполнению. Очевидно, что у такого института существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Заметим, что подобные явления наиболее часто наблюдаются у политических институтов.
Многие институт, как говорилось выше, продолжают существовать, хотя они не только не выполняют возложенных на них функций, но и препятствуют им. Это указывает на то, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что тема "социальные институты" имеет чрезвычайно важное значение для изучения общества и выработки правильной линии поведения индивида в процессе его жизнедеятельности. Анализ институциональной основы российского общества позволяет констатировать, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы общество развивалось в соответствии со стандартами, принятыми в демократических странах.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов и социальных общностей.
Социальный институт представляет
собой самостоятельное
Информация о работе Теоретические особенности социальных институтов