Теоретические особенности социальных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретических особенностей социальных институтов. В связи с этим выделим следующие задачи:

- охарактеризовать понятие «социальный институт», его элементы, ресурсы;
- описать процесс институционализации, этапы, пути развития;
- изучить виды и функции социальных институтов;
- выполнить практическое задание.

Содержание

Введение 2
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни 3
Виды и функции социальных институтов 7
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? 12

Заключение 13

Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа социология.docx

— 59.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                 2

  1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни                                                                                                      3
  2. Виды и функции социальных институтов                                             7
  3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?                                    12

Заключение                                                                                            13

Список используемой литературы                                                        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социология уделяет исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. "Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы, В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в наиболее важных сферах общее венной жизни".  
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев,- к институтам здравоохранения и т. д. Беспокоясь об установлении законного порядка в обществе, они создают государство, правительство, суды, полицию, адвокатуру и пр.  
Институты в то же время выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.  
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретических особенностей социальных институтов. В связи с этим выделим следующие задачи:

- охарактеризовать понятие «социальный институт», его элементы, ресурсы; 
- описать процесс институционализации, этапы, пути развития; 
- изучить виды и функции социальных институтов; 
- выполнить практическое задание.

Объектом исследования является социальный институт.

Предметом исследования являются специфические черты, характеризующие социальный институт в системе общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.

 

Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма. Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п. Большинство социологических школ подходят к изучению социальных институтов, отталкиваясь от спенсоровского понимания институционализации общественной жизни. Так, Г.В. Осипов говорит: "Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей".

По А.А. Радугину, "Социальный институт — это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения".

Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, "Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним".

Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений.

 

Основные ресурсы  социальных институтов. Каждому социальному институту для успешной деятельности необходима совокупность определенных ресурсов.

Ресурсы института экономики:

  • земля, или вся совокупность природных ресурсов и технических знаний
  • ·труд, или мотивация и навыки людей  
  • капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства
  • организация, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов – государство

Ресурсы института образования:

  • желание обучающихся получать знания и социализироваться
  • оборудование для изучения курса1
  • преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний
  • ·учебная литература и источники информации

Ресурсы семьи:

  • ·любовь и чувство долга между родителями и детьми
  • ·материальная обеспеченность
  • разумное использование власти членами семьи для преодоления внутрисемейных конфликтов

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – брак. Это санкционированная обществом целесообразная форма половых отношений. Основу семьи, как правило, составляет брачная пара, однако сейчас увеличивается количество семей, не оформленных официально.

По характеру распределения семейных обязанностей и решения вопроса о лидерстве социологи выделяют три типа семей:

 

1) Традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей обычно существуют три поколения семьи и лидером является мужчина. В традиционной семье

а) женщина экономически зависима от мужа

в) четко распределены мужские и  женские обязанности

с) признание мужского авторитета в вопросах жизни семьи

 

2)  Нетрадиционная семья. Традиционное лидерство мужчины и разграничение семейных обязанностей на женские и мужские в ней сохраняются, но без экономических оснований. Женщина, наравне  с мужчиной участвуя в общественном труде, выполняет сполна всю домашнюю работу. Социологи поэтому называют такой тип семьи эксплуататорским.

 

3)  Эгалитарная семья.  Это семья равных, для которой характерны1

а) справедливое распределение семейных обязанностей.

в) совместное принятие решений

с) эмоциональная насыщенность отношений.

 

В родственных отношениях существуют два типа семейной структуры:

  • нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей
  • расширенная, включающая  в себя нуклеарную семью и других родственников.

 

 

Ресурсы института религии:

  • ·потребность в разрешении духовных сомнений, вере
  • ·духовное учение
  • служители культа, священники
  • места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности

 

Ресурсы института политики:

  • ·безопасность
  • ·доступ к информации
  • власть
  • государство

 

История развития социальных институтов –  это, по сути, постепенное превращение  институтов традиционного типа в  современный социальный институт, например институт семьи, права, церкви и т.п.

Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты — племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

 

Каждый социальный институт обладает набором определенных составных элементов:

  1. Каждый институт имеет свою определенную цель деятельности.
  2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.
  3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
  4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.

 

 

Институционализация – это превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения. За любым институтом стоит история его институционализации. Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.

Процесс институционализации, т.е. образования  социального института, состоит  из нескольких последовательных этапов:

    1. Возникновение потребности, формирование общих целей.
    2. Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)
    3. Практическое применение, принятие этих норм и правил.
    4. Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института.

Институционализация может осуществляться двумя путями:

1. возникновением новых социальных институтов;

2. изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов.

Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды и функции социальных институтов

 

К основным социальным институтам относятся (рис.):3

 

  1. Институт семьи и брака - потребность в воспроизводстве рода;
  2. Политические институты - потребность в безопасности и социальном порядке;
  3. Экономические институты - потребность в добывании средств существования;
  4. Институты образования - потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения;
  5. Институт религии - потребность в решении духовных проблем.

 

Экономика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу производства и обмена материальных и идеальных благ; 

Информация о работе Теоретические особенности социальных институтов