Теоретические особенности организации досуга пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические особенности организации досуга пожилых людей

Основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения 6

Понятие досуга и досуговой деятельности,
особенности организации досуга пожилых людей 12

Вывод по главе 1 18

Глава 2. Программа организации досуга пожилых людей
в селе Кочки Родинского района Алтайского края

2.1. Методический обзор работы Алтайского края с людьми
пожилого возраста 19
2.2. Программа организации досуга пожилых людей 21

Вывод по главе 2 30

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 99.17 Кб (Скачать)

В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым  относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.

В соответствии с документами ООН и Международной  организации труда (МОТ) пожилыми считаются  лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве  развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).

Численность и доля пожилых людей в городском  и сельском населении изменялись неодинаково. Большинство пожилых  людей проживает в городах. В 2010 году 21,2 млн. человек в возрасте 55 лет и старше жили в городах, а в селах проживало 9,0 млн. пожилых людей. Вместе с тем старение населения сильнее выражено у сельских жителей: среди сельских жителей пожилые люди составляли 22,9 процента, среди жителей городов – 19,9 процента.

Изменение возрастной структуры пожилых людей  происходило по-разному в городском  и сельском населении. Число людей 85 лет и старше в городских  поселениях увеличилось более чем  в 6 раз, а в сельской местности  – менее чем в 2 раза.

К пожилым  относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие  разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости [8, c. 65].

Социальные  условия жизни пожилых людей, прежде всего определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей  состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс  старения у отдельных групп и  индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.

Другой  показатель состояния здоровья —  активная жизнедеятельность, которая  снижается у пожилых людей  в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия  ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз  выше, чем молодых.

Старость  – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс  происходит по нисходящей жизненной  кривой. Иначе говоря, в жизни  человека с определённого возраста проявляются инволюционные1 признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.

Переход человека в группу пожилых  существенно изменяет его отношения  с обществом и такие ценностно-нормативные  понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье – доброжелательной или  недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между  пожилыми и более молодыми людьми[28, c.178].

Точное хронологическое определение  границы, отделяющей старость от зрелого  возраста не всегда возможно из-за больших  индивидуальных различий каждого отдельного человека, таких как характер, физические данные, психологическая и психическая  устойчивость. Например, постепенное  ослабление по мере старения процессов  восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются иногда с весьма неоднозначной картиной изменений  в области интеллекта, памяти и  других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности учёных, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

С позиций  молодых, взгляды на жизнь имеют  чаще всего положительный заряд: у этой группы населения все главные  свершения впереди, отчего возникает  психологическое состояние обращённости в будущее и соответствующее  этому состоянию поведение.

Совершенно  иначе интерпретируется перспектива  жизненной дуги с точки зрения пожилого человека: конец его жизни  это уже реальная и близкая  перспектива, поэтому вектор интересов  смещается на анализирование прошлого, психологическую подготовку к уходу  из жизни.

Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты  которого экстраполирует затем на всю  категорию пожилого и старческого  населения.

Позитивный  стереотип. В его основе лежат  ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в  уважении к ним и соответствующей  опеке.

Негативный  стереотип. На пожилого человека смотрят  как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают  как устаревший и неприменимый в  настоящий момент[38, c.205].

В современном  обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы  психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также  то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической  болезненностью. По существу, как утверждает известный геронтопсихиатр Н.Ф. Шахматов, старость в той или иной мере болезненна всегда[40, c.52]. Поборники такого взгляда на старение усматривают в личности старого человека обязательное ослабление интеллекта, памяти, образование характерологических пороков, таких, как скупость, консерватизм, сварливость и пр. Проявление психического упадка находит своё выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости.

Другой  крайней точки зрения на старость придерживаются исследователи, склонные восхвалять старость. Основания для  этого представляют те наблюдения над  стареющими людьми, в которых бросается  в глаза несоответствие между  духовной и физической эволюцией  человека, которые показывают, что  регрессивным изменениям подвергается только биологический организм, а  духовный и интеллектуальный потенциал  не только не снижается, но может даже и возрастать. Иначе говоря, физическое ослабления компенсируется высоким  духовным подъемом. Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые  переживают чувство удовлетворённости  собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего определения для своего состояния, чем счастливое[40, c.56].

Таким образом, в среде такого рода пожилых людей  наблюдается феномен счастливой старости как формы благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные  эмоции. Можно говорить об активном мыслительном процессе у пожилых  людей этой группы, направленном на решение вопросов постижения смысла собственного существования, познания самого себя. Результатом такого осмысления является выработка новой ценностной жизненной установки, основу которой  составляет полное согласие с самим  собой, с внешним миром, с естественным ходом событий.

И, наконец, третья группа исследователей находит  в старости как отрицательные, так  и положительные моменты. Характеризуя психологическое и физическое старение, они учитывают наличие в процессе старения определённых положительных  сдвигов, которые являются компенсаторными  или приспособительными в новых  условиях жизни. Старые люди имеют реальную возможность в значительной степени  развивать многие свои способности  и даже проявлять новые.

Какова  же роль личности в процессах формирования психо-социального статуса пожилого человека? Каково её влияние на процессы адаптивного (благоприятного) и дезадаптивного (неблагоприятного) старения?

Различные формы поведения пожилых людей  в однотипных ситуациях отражают их индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта  психологическая особенность человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Личность пожилого человека, претерпевая различного рода трансформации, всё же, при этом, остаётся сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения  личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются[32, c. 271].

На неадаптивный процесс старения влияют такие особенности  личности, как привычка тормозить  своё поведение, преобладание стратегии  отказа от решения актуальных задач, от использования благоприятных  возможностей. Неадаптивным оказывается  процесс старения у людей, которые  не смогли развить в себе качества самостоятельности и инициативы, у которых ориентирами организации  жизни были в основном указания, мнение окружающих людей. В ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощными и быстро усваивают  негативные социально-психологические  стереотипы старости.

Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку «вписаться» в  старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи  выделяют следующие варианты:

а) Регрессия – возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;

б) Бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации;

в) Добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;

г)  Стремление вызвать к себе интерес у окружающих;

д) Попытка включиться в жизнь общества, не взирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания[43, c. 62].

В других случаях поведение пожилых людей  определяется бунтом против процессов  старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить  уходящую зрелость. Часть пожилых  людей, напротив, обнаруживают как бы досрочное примирение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными.

Функции органов досуга в данном аспекте  социальной работы заключаются в  выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также  в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую  адаптацию и реабилитацию тех  пожилых людей, которые нуждаются  в такого рода помощи.

 

 

 

    1. Понятие досуга и досуговой деятельности, особенности организации досуга пожилых людей

 

Плодотворное  использование досуга человеком  – важная задача общества, ибо, когда  он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими  людьми, важно, чтобы делал он это  рационально, продуктивно и творчески.До сих пор нет общепринятого  определения этого понятия. Более  того, в специальной литературе досуг  имеет самые разнообразные определения  и толкования.

Существует  много интерпретаций слова досуг. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что  значит досуг. Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает быть свободным. Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает быть разрешенным, а в английский такое слово как (LICENSE), что означает быть свободным (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало серьезная деятельность без давления необходимости. Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие досуг включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Определение досуга распадается на четыре основных группы:

  1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо
  2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
  3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
  4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между работой и не работой и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Макс  Каплан считает, что досуг - это гораздо  больше, чем просто свободное время  или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг  следует понимать как центральный  элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений [34, c. 367].

Информация о работе Теоретические особенности организации досуга пожилых людей