Теоретические особенности организации досуга пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические особенности организации досуга пожилых людей

Основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения 6

Понятие досуга и досуговой деятельности,
особенности организации досуга пожилых людей 12

Вывод по главе 1 18

Глава 2. Программа организации досуга пожилых людей
в селе Кочки Родинского района Алтайского края

2.1. Методический обзор работы Алтайского края с людьми
пожилого возраста 19
2.2. Программа организации досуга пожилых людей 21

Вывод по главе 2 30

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 99.17 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение           3

 

Глава 1. Теоретические особенности  организации досуга пожилых людей 

 

    1. Основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения  6

 

    1. Понятие досуга и досуговой деятельности,

особенности организации  досуга пожилых людей              12

 

Вывод по главе 1                 18

 

Глава 2. Программа организации  досуга пожилых людей 

 в селе  Кочки Родинского района Алтайского  края

 

2.1. Методический обзор работы Алтайского края с людьми

пожилого  возраста                 19           

2.2.  Программа организации досуга пожилых людей           21

 

Вывод по главе 2                 30

 

Заключение                  31

 

Список литературы                33

 

Приложение                  35

 

 

Введение

 

 

Актуальностью  исследуемой проблемы является то, что в настоящее время пожилые  люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически  остаются на том же уровне.

Как сделать  жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью  и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить  потребности и интересы – эти  и другие вопросы волнуют в  настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких  условий, чтобы он имел все те условия  существования, которые отвечают современным  представлениям о комфорте и безопасности.

Изменение социального статуса человека в  старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к  новым условиям, требует необходимость  выработки особых подходов, форм и  методов социальной работы с пожилыми людьми[11, c.138].

В настоящее  время пожилые люди являются наиболее социально- незащищённой категорией общества. Уровень малообеспеченности растёт с каждым месяцем, а доходы пожилых  граждан остаются практически одни и те же. Смысл организации досуга пожилых людей – это социальная адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление  социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых  людей, предоставление возможности  выгодно и приятно проводить  свободное время, удовлетворение разнообразных  культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых  интересов, облегчение установления дружеских  контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса[34, c. 27].

Рассмотрением проблемы старения населения занималось и занимается сегодня множество  специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом. Эта область  современного научного знания является достаточно исследованной практически  во всех аспектах, однако некоторые  проблемы всё ещё находятся в  активной разработке, например поиск  причин, вызывающих физическое старение, разработка новых методов адаптации  пожилых людей к своей новой  социальной роли и т.п.

Демографические проблемы, связанные со старением  населения и вытекающими из этого  последствиями рассматривались  в работах Бедного М.С., а также  множества других специалистов.

Психологические аспекты проблемы старения как с точки зрения общих  психических процессов раскрыты в работах Н.Ф. Шахматова, а также  в работах М.Д. Александровой, где  рассматривается поведение, ощущения и восприятие жизни пожилых людей  с позиций социальной психологии.

Вопросы социальной работы и досуга населения подробно рассматриваются  в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, в исследовании, проведённом Устиновой  Э.В. и Дементьевой Н.Ф. Проблемы социальной реабилитации и адаптации пожилых  людей исследованы в работах  Егорова А.Н. и Киселёва С.Г. Вопросы, касающиеся развития научных представлений  об изучаемой проблеме в рамках геронтологии и гериатрии рассмотрены в  работах таких исследователей, как  Карсаевская А.И. и Шаталов А.Т. (философские аспекты исследования проблем пожилых людей); Козлов А.А., Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г.(проблемы социального самочувствия и поведения  пожилых людей в обществе).

Социальная  работа с лицами пожилого возраста была исследована Е.И. Холостовой, М.Д. Александровой, А.А. Дыскиным и другими.

Объектом  исследования данной работы является организация досуга пожилых людей.

Предметом исследования данной работы является программа организации досуга пожилых людей в условиях села.

Цель  данной работы – разработка программы организации досуга пожилых людей в сельской местности.

Данная  цель обусловила постановку задач исследования:

1.Определить особенности людей пожилого возраста как социокультурного субъекта.

2. Выявить  развивающий потенциал культурно-досуговой  деятельности людей пожилого  возраста.

3.Раскрыть роль муниципальной культурно-досуговой среды как организационно-функциональной модели реализации развивающего потенциала досуга.

4. Разработать  и осуществить программу, позволяющую  активизировать досуговую деятельность  пожилых людей в условиях села.

Методы: теоретические: анализ научной литературы и документации социальных служб. Эмпирические: наблюдение, анкетирование; методы математической обработки данных.

Проблема: досуг как понятийная категория  рассматривается в контексте  проблем пожилых людей, проживающих  в сельской местности.

Практическая  значимость работы состоит в обобщении  опыта организации досуга лиц  пожилого возраста. Результаты курсовой работы могут быть воплощены в работе стационарных учреждений малой вместимости, в сельских клубах, в домах престарелых с целью совершенствования организации досуговой деятельности пожилых людей.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.  

Глава 1. Теоретические особенности  организации досуга пожилых людей

 

 

    1. Основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения 

 

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и  положение пожилых россиян представлена законодательством как общего характера, так и специального[2]. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 2003 года.

Условно в систему социальных прав пожилых  людей можно включить два вида норм:

  • нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
  • нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

По Конституции  пожилым гражданам гарантируются  равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому  гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца  и др.

В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях. Кроме этого в Конституции  РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан.

Вышеперечисленные основополагающие конституционные  нормы явились базисом для  многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства  РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.

Особое  значение имеет для пожилых людей  законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом  «О государственных пенсиях в  Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об  исчислении и увеличении государственных  пенсий» от 21 июля 2007г. за №113[2], а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ.

Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически  на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства  граждан.

Оценивая  пенсионное законодательство с точки  зрения возможностей для повышения  социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие  от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные  моменты в действующем пенсионном законодательстве, между тем нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, далеко «отстают»  от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

В перечне  социального законодательства, играющего  немаловажную роль в жизни пожилых  людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает  правовые гарантии досуга ветеранов  в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг  ветеранов, большинство из которых  – пожилые люди, предусматривает  осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое  и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права  и льготы.

Социальный  аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо  закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что  граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право  на медико-социальную помощь на дому, в  учреждениях государственной или  муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы  досуга населения, а также на санаторно-курортное  лечение и реабилитацию бесплатно  или на льготных условиях[2].

Особое  место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых  граждан, занял Федеральный закон  «О государственной социальной помощи»  от 17 июля 2000 г., поскольку значительная часть пожилых людей относится  к категории малоимущих людей, то именно они относятся к числу  получателей государственной социальной помощи на основании данного закона.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права  человека, являются также Федеральный  закон «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный  закон «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г.. Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Кроме этого  в Российской Федерации принят ряд  общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые  люди никаким образом не могут  быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

Одна  из тенденций, наблюдаемых в последние  десятилетия в развитых странах  мира, — рост абсолютного числа  и относительной доли населения  пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения  доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.

Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза [8, c. 145].

Главные причины постарения населения —  снижение рождаемости, увеличение продолжительности  жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах организации  экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у  женщин — на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности  жизни.

Социально-демографическую  категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения — хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п. Совокупность пожилых людей характеризуется  значительными различиями, что объясняется  тем, что она включает в себя лиц  от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения  на «молодых» и «пожилых» (или  «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие  «третий» и «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьего» в  «четвертый» возраст считается  преодоление рубежа в 75—80 лет. «Молодые»  старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д. [8, c. 150].

Информация о работе Теоретические особенности организации досуга пожилых людей