Теоретические основы прогнозирования социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:34, реферат

Описание работы

Цель работы – изучение социальной защиты населения.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: дать понятие теоретических основ прогнозирования социальной защиты населения, изучить Понятие «социальная защита» и «социальное обеспечение населения». систему социальной защиты населения как объект социального прогнозирования, рассмотреть особенности развития системы социальной защиты населения в современных условиях, систему показателей социальных прогнозов.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы прогнозирования социальной защиты населения
2.Анализ современной системы социальной защиты населения в Липецке
3.Направление совершенствования системы социальной защиты населения в Липецке
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Липецк.doc

— 399.50 Кб (Скачать)

Итак, можно сделать  вывод, индекс промышленного производства имеет высокий темп роста по сравнению с уровнем 2004 года, объем инвестиций в основной капитал тоже вырос.

Большое внимание уделялось сохранению и развитию культурно-исторического  наследия Липецкого края, обеспечению  доступа к культурным ценностям  и услугам всех слоев населения. Принимались меры по развитию физической культуры и спорта. Велась работа по дальнейшему продвижению города в сфере туризма на российском и международном рынках. Увеличилось количество молодежных и детских общественных объединений. Сохранились положительные тенденции в сфере занятости и на рынке труда, уровень регистрируемой безработицы не превышает 0,8%. По основным показателям занятости область находится в первой пятерке субъектов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» реализуется программа по оказанию содействия добровольному переселению в область соотечественников, проживающих за рубежом.

Достигнуты рекордные результаты по вводу жилья. Ввод жилья на душу населения в 2007 году составил 0,6 кв. м, что значительно превышает среднероссийский показатель (0,43 кв. м). За годы реализации Программы социально-экономического развития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года значительно выросли реальные располагаемые доходы граждан, реальная заработная плата. В городе происходит формирование среднего класса. Доля среднего класса (если в качестве критерия рассматривать только среднедушевые доходы от 12 до 30 тыс. руб. в месяц) увеличилась с 11% в 2004 году до 27% в 2008 году. Значительно повысился уровень поддержки социально незащищенных слоев населения, что положительно сказалось на снижении уровня бедности граждан. Доля бедного населения в 2007 году составила 10,8% - второе место в Центральном федеральном округе. Осуществляется реализация перспективных для города инвестиционных проектов - создание и развитие особых экономических зон федерального и регионального уровней, территориальных производственных кластеров, которые позволят изменить структуру экономики, повысить ее эффективность и, как следствие, повысить конкурентоспособность города в Российской Федерации и на мировом рынке.

В особую экономическую  зону промышленно-производственного  типа федерального уровня «Липецк» привлечено 9 инвесторов, с объемом инвестиций около 16 млрд. руб.,  введены в эксплуатацию два предприятия, создано более   800 рабочих мест.  В двух зонах промышленно - производственного типа регионального уровня «Тербуны» и «Чаплыгинская» зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 6 инвесторов, заявленный объем инвестиций составляет около 17 млрд. руб.  В рамках созданного практически впервые в России конкурентоспособного территориального кластера по производству белой техники выпуск комплектующих осуществляют 10 предприятий, расположенных в городах Липецке, Ельце, Лебедянском и Грязинском  районах. На всех уровнях управления прочно утвердился программно-целевой метод воздействия на социально-экономические процессы. Создана необходимая нормативная правовая база. Область принимает участие во внедрении программно-целевых установок в государственном управлении и местном самоуправлении. В рамках Программы социально-экономического развития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года реализуются областные целевые программы. В текущем году их насчитывается 48.  Относительно высокую эффективность с учетом улучшения индикаторов социально-экономического развития демонстрируют программы, ориентированные на решение острых социальных проблем, такие как «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера «, «Развитие образования Липецка «, «Население Липецка: стратегия народосбережения», «Комплексная программа борьбы с преступностью в Липецке», программы, направленные на обеспечение населения доступным жильем, и ряд других.

Результаты реализации областных целевых программ в  экономической сфере также достаточно успешны. Динамика социально-экономического развития города за последние годы свидетельствует о макроэкономической стабильности и поступательном развитии. Принимаемые меры по диверсификации экономики, развитию других отраслей промышленности позволили сделать шаг на пути преодоления исторически сложившейся в города моноотраслевой структуры экономики. Опережающими темпами развивается производство машин и оборудования, пищевых продуктов, строительных материалов, среднегодовые темпы роста которых составили 108%, 113%, 104%, соответственно. Увеличивается доля этих производств в структуре промышленности.  Этого удалось достичь в результате сохранения необходимого уровня обоснованного государственного вмешательства в экономику региона в рамках реализации областных целевых программ: «Программа развития промышленности Липецка», «Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий», «Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Липецке», «Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецка». За годы реализации Программы устойчиво высокие темпы экономического роста демонстрирует агропромышленный комплекс города. Среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 12%, доля в валовом региональном продукте возросла с 6,9 до 8%.

Процесс сельскохозяйственного  производства выходит на качественно  новый технологический уровень по темпам внедрения инновационных технологий, культуре земледелия, объему привлеченных инвестиций. Успешно реализуются областные целевые программы, направленные на поддержку сельскохозяйственного производства: «Государственная поддержка сельского хозяйства Липецка», «Сельское подворье Липецка».

Таблица 2

Уровень жизни населения города в 2007-2008 годах

 

 

Факт 2008г.

2008г. в % к 2007 г.

2008г. в % к 2000 г.

Денежные доходы населения, млрд.руб.

174,7

129

В 6,7 раза

в том числе:

 

 

 

 

 

 

прирост денег на руках  у населения, млрд.руб.

30,7

151

В 9 раз 

покупка валюты

6,3

170

В 9,6 раза

прирост сбережений во вкладах  и ценных бумагах, млрд.руб.

3,1

52

В 3,9 раза

расходы на покупку недвижимости, млрд.руб.

4,2

97

В 12 раз

Среднемесячный душевой  денежный доход, руб.

12459

129,6

В 7 раз 

Среднемесячная заработная плата, руб.

13617

124

В 7,2 раза

Средний размер пенсии, руб.

4256,5

123

В 5,4 раза

Реальные располагаемые  денежные доходы населения, %

111

Х

В 2,4 раза


 

 

Таблица 3

Социальная помощь бедному  населению, оказываемая из бюджета 

города, млн.руб.

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

В % к 2007 году

Дефицит дохода бедного населения 

1734,9

1440

1695

118

Социальная защита населения - всего 

872,1

1072,7

1100,2

110

в том числе:

   

 

 

 

 

- адресная помощь 

32

46

24

113

- детские пособия 

35

42

24

101

- компенсация проезда на автотранспорте

185,2

205,8

220,3

107

- выплаты многодетным семьям 

68,4

76

83

110

- жилищные субсидии населению

394,7

493,4

547,9

111

- прочие выплаты 

35,8

71

4,2

116

Доля бюджетных средств в  покрытии дефицита дохода бедного населения, %

67,0

74

65

х


Итак, в полном объеме предоставлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан, на эти цели из бюджетов всех уровней израсходовано около 4 млрд. руб., что на 14% больше, чем в 2007 году. Объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета города увеличился на 10% и составил 1,1 млрд.руб. Адресную помощь получили 128 тыс. граждан на сумму 154,4 млн. руб. с ростом 113%, ее размер на 1 человека в год увеличился на 45% и составил 1,2 тыс. руб. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг составили около 548 млн.руб. с ростом 111%

Рисунок 1 – Социальная защита населения Липецка в 2006 – 2008 году

Немаловажная роль в  достигнутых областью успехах в  экономике и социальной сфере принадлежит приоритетным национальным проектам. Приоритетный национальный проект «Здоровье» создал необходимые условия для значительного повышения объемов, качества и доступности медицинской помощи населению. За два года на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта направлено более 2 млрд. руб., в том числе из областного бюджета – 639,5 млн. руб. Уровень бюджетного финансирования отрасли за 2007 год увеличился на 12,5%. Изменен подход к первичной медико-санитарной помощи, поднят престиж медицинских работников, оснащены современным диагностическим оборудованием муниципальные лечебно-профилактические учреждения, внедрены новые методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Обеспечен необходимый уровень укомплектованности медицинскими кадрами участковой службы первичного звена. Проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы отрасли. Завершена реконструкция отделения областной клинической больницы под Центр гемодиализа на 45 коек, проведены ремонты в 62 ФАПах, 57 отделениях участковых и районных больниц, 43 – городских и 26 – областных отделениях лечебно-профилактических учреждений.

В 11 районах области появились 14 офисов врачей общей практики, укомплектованных современной диагностической аппаратурой, санитарным автотранспортом, жильем для семейных врачей. В зоне их обслуживания проживают более 40 тыс. человек, которые теперь обеспечены максимально доступной и качественной медицинской помощью. Приобретена 61 машина скорой медицинской помощи, благодаря чему сроки ожидания приезда скорой помощи сократились в целом на 13%, или до 20 минут.

Наиболее значимые результаты реализации первого этапа приоритетного национального проекта «Здоровье» в Липецке:

  1. Рост средней продолжительности жизни на 1,3 года.
  2. Снижение естественной убыли населения на 20%.
  3. Снижение общего коэффициента смертности на 5%.
  4. Снижение смертности трудоспособного населения на 9%.
  5. Снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом В на 40%, гриппом – в 5,6 раза, краснухой – в 40 раз.
  6. Снижение смертности детей до года на 15%.
  7. Увеличение процента выхаживания новорожденных весом менее 1000 г в 2 раза.
  8. Снижение показателя первичного выхода на инвалидность взрослого населения на 31%.
  9. Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи на 60%.
  10. Снижение на треть соотношения количества абортов к числу родов.

Принципиальной особенностью приоритетного национального проекта «Образование» стала его инновационная направленность. На его реализацию направлено более 640 млн. руб., в том числе из областного бюджета –   303,6 млн. руб. За счет этого бюджетная обеспеченность отрасли за 2007 год увеличилась на 13%. Государственную поддержку получили 56 школ, внедряющих инновационные проекты; 170 лучших учителей; доплату за выполнение функций классного руководителя – около 8 тыс. педагогических работников. Все школы города подключены к широкополосному доступу к сети Интернет, приобретено   65 автобусов для организации подвоза детей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности. В целях укрепления материально-технической базы отрасли введены в строй: школа в поселке Сырский Рудник на 500 мест, пристройки в Усманском районе и к школе слепых в г.Липецке, столовая на 100 посадочных мест в детском Доме села Павловка Добринского района, проведена реконструкция школы-интерната в селе Вторые Тербуны. Для решения проблемы обеспечения детей дошкольными учреждениями в прошедшем году создано и введено в действие 872 дополнительных места, в том числе детские сады в г.Липецке (на 110 мест) и Тербунском районе (на 30 мест). Это позволило увеличить охват детей дошкольными образовательными услугами на   4 процентных пункта (более 62%). Продолжалась работа по развитию института приемной семьи, создано 48 приемных семей (рост 120%), в которые переданы на воспитание 70 детей (109%). Область признана победителем Всероссийского конкурса по реализации экспериментальных проектов, направленных на модернизацию школьного питания.

Основные целевые региональные показатели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выполнены, за исключением обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, невыполнение которых связано с сокращением средств федерального бюджета на эти цели.   За годы реализации проекта введено рекордное количество жилья.

Таблица 2 - Реализация областных жилищных программ за 2007 год

«Ипотечное жилищное кредитование»

Приобретено и построено 183,8 тыс. кв. м жилья, заключено свыше 3 тыс. договоров. Направлено из областного бюджета 305,2 млн. руб.

«О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года»

Построено 18,1 тыс. кв. м  жилья, зак-лючено свыше 400 договоров. Из областного бюджета направлено 153,5 млн. руб., из федерального –   42,3 млн. руб.

«Социальное развитие села до 2010 года»

Построено 44,8 тыс. кв. м  жилья, зак-лючено более 750 договоров. Из областного бюджета выделено 248 млн. руб., из федерального получено 136,6 млн. руб.

«Свой дом»

Построено 506,3 тыс. кв. м  жилья, заклю-чено 1578 договоров. Из областного бюджета предоставлено субсидий на сумму 72,7 млн. руб.


 

В   2006 году – 621 тыс. кв. м, в 2007 году – 705 тыс. кв. м, рост к уровню 2006 года – 114%. На душу населения введено 0,6 кв. м, что в 1,5 раза превышает среднероссийский показатель (0,4 кв. м). За два года реализации приоритетного национального проекта около 7 тыс. семей получили субсидии и льготные целевые займы на строительство (приобретение) жилья. Этому способствовала реализация областных жилищных программ: «Свой дом», «Ипотечное жилищное кредитование», «Социальное развитие села до 2010 года» и «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года». За 2006 – 2007 годы государственная поддержка в рамках программ за счет средств областного бюджета составила 1,2 млрд. руб., федерального – 181 млн. руб. На каждый вложенный бюджетный рубль привлечено 22 рубля внебюджетных средств.

В 2007 году область стала победителем конкурса, проводимого Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, на предоставление субсидий молодым семьям на приобретение и строительство жилья. На эти цели получено 22,2 млн. руб. средств федерального бюджета. Одним из новых направлений является развитие малоэтажного деревянного домостроения – строительство модульных сборно-щитовых жилых домов. Введен в эксплуатацию завод по выпуску объемно-модульных зданий производительностью до 30 тыс.кв.м в год. 

Информация о работе Теоретические основы прогнозирования социальной защиты населения