Телевизионное образование как фактор развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. XX век характеризовался созданием и широким распространением различных технических средств, используемых для получения большими массами людей информации о достижениях науки, техники, событиях, происходящих в различных частях мира. Сначала возникло радиовещание, затем телевидение, ставшее универсальным средством приобщение человека к культуре разных стран и народов, ценностям прошлого и настоящего, ориентиром в мире современной моды, новых товаров и услуг, произведений искусства и т.д.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 27.50 Кб (Скачать)

 

Разработанные методики могут  быть использованы для проведения социологических  исследований потребностей населения  в образовательных услугах в  сфере телевизионного образования, выявления оптимальной структуры  их предоставления, информационного  обеспечения и анализа эффективности  формирования информационной культуры учащейся молодежи и коммуникативных  компетенций.

 

Материалы исследования могут  быть использованы при чтении курсов по «Социологии образования», «Социальной  антропологии», «Социологии культуры», «Медиаобразованию», «Образовательному  телевидению».

 

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования автор  излагал на международных, всероссийских, региональных конференциях: Неделя педагогической науки на Урале (региональная конференция, Екатеринбург, 2003), Педагогические системы  развития творчества (5-я международная  научно-практическая конференция, Екатеринбург, 2006), Культура, личность, общество в  современном мире: методология, опыт эмпирического исследования (11-я  международная конференция памяти JI.H. Когана, Екатеринбург, 2010), Расширение общественного участия в управлении образованием (всероссийская конференция, Москва, 2009), Формирование мобильной  личности в условиях открытого образовательного процесса (межрегиональная конференция, Нижний Тагил, 2009), Актуальные проблемы медиаобразования в расширении общественного  участия в управлении образованием (межрегиональная конференция, Екатеринбург, 2009), Первый международный конгресс учителей (Москва, 2010).

 

Основные положения диссертационной  работы были обсуждены на заседании  кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.

Заключение диссертации 

по теме "Социология культуры", Кантор, Анна Рувимовна

 

Заключение 

 

Особенность информационной эпохи заключается в том, что  она создает, с одной стороны, возможности для массовой образовательной  деятельности, с другой — обеспечивает каждому индивидуализированный  информационный мир, гарантируя человеку свободу в образовательной сфере. Специфика взаимодействия человека с медиа зависит от многих факторов: уровня развития и характера потребностей аудитории в информации, транслируемой  с помощью медиа; целей использования  медиа аудиторией; типа медиасредства  и особенностей информации, передаваемой с помощью СМИ; характера восприятия аудиторией транслируемой информации и др.

 

Диссертационное исследование показало, что телевидение является одним из важных факторов развития информационной культуры учащейся молодежи, так как современный человек, начиная с раннего детства  и на протяжении всей жизни, получает с телевизионного экрана самую разную по направленности и содержанию информацию. Эта информация обеспечивает приобщение к разным видам культуры — политической, экономической, нравственной, эстетической, художественной и т.д. Однако какой-либо системы обучения умелому использованию  телевидения для развития информационной культуры пока не существует. Преобладает  стихийный процесс отбора зрителями  тех передач, фильмов, которые удовлетворяют  естественное любопытство человека. При этом зритель чаще всего и  не ставит перед создателями задачи создания телепродукта, который будет  способствовать развитию и саморазвитию личности. Господствует всеобщая ориентация на отдых, развлечение, отвлечение с  помощью разных телесюжетов.

 

Процессы создания, хранения, распределения, восприятия и обмена информации носят все усложняющийся  характер. Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов —  умения быстро' ориентироваться в  растущем потоке информации, находить нужное и умения' осмыслить и применить  полученную информацию, — поэтому  сторонников телевизионного образования  становится все больше.

 

Формирование современного поколения происходит в непрерывно меняющемся информационном пространстве, поэтому молодые люди должны:

 

1) ориентироваться в нем; 

 

2) находить необходимую  для профессиональной и досуговой  деятельности информацию;

 

3) обладать способностью  к полноценному ее восприятию, оценке медиатекстов (текстов, передаваемых  и тиражируемых посредством массмедиа);

 

4) учиться пониманию социо-культурного  и политического контекста функционирования  медиа в современном мире, кодовых  и репрезентативных систем, используемых  медиа, — то есть быть медиаобразованными, медиа-компетентными. Медиакомпетенция, приобретаемая в частности, с  помощью телевидения, обеспечивает  умение анализировать и синтезировать  пространственно-временную реальность, выбирать то, что способствует  выявлению и развитию индивидуальных  задатков и способностей личности.

 

При возрастающей роли электронно-цифровой культуры медиаобра-зование должно стать активным. Учась в школе, дети должны не только получать определенные знания, но и обучаться творческим, практическим умениям и навыкам  потребления медийной информации и  собственной медиадеятельности. Перед школой стоит задача научить не только пониманию языка СМИ, но и обучить школьников выражению своих мыслей с помощью этого языка — языка прессы, радио, телевидения, Интернета.

 

Предполагается, что медиаобразование должно позволить молодежи сейчас и  в будущем быть активными и  ответственными гражданами, хорошо понимающими, как живет страна и мир, как  взаимосвязаны между собой явления  и процессы. Следовательно, медиаобразование становится неотъемлемым элементом  воспитания полноправного гражданина, умеющего осуществлять коммуникационное взаимодействие, вести диалог не только на межличностном уровне, но и с  помощью технических средств (медиа).

 

В связи с этим актуализируется  проблема создания такого телевидения, которое целенаправленно решает задачу формирования и развития информационной культуры подрастающего поколения. При просмотре разных телепередач  учащаяся молодежь должна получать навыки отбора информации, которая способствует пониманию сути проблем в процессе социализации, при взаимодействии с  различными социальными субъектами.

 

Исследования показали, что  сама потребность в использовании  телевидения для расширения и  углубления знаний об окружающем мире специально не формируется ни в семье, ни в школе. Средства массовой информации также не занимаются обучением групп  населения, включая учащуюся молодежь, способам отбора телевизионной информации, которая раскрывает потенциал развития личности, способствует приобщению к  лучшим образцам трудовой, художественной, досуговой культуры, вырабатывает умение успешно адаптироваться к возрастающим требованиям динамично меняющегося  мира.

 

Исследования показали, что  миссия телевизионного образовательного канала должна быть связана с просветительской деятельностью для широкой аудитории, включающей субъектов, прямо и косвенно вовлеченных в образовательный  процесс, особенно на региональном уровне. Канал должен осуществлять функции социализации, интеграции социальных групп, создания единого образовательного пространства, налаживания общественного диалога.

 

Исследования показали, что  основным субъектом, определяющим содержание образовательного телевизионного канала, является общественность в лице деятелей науки, культуры, искусства, СМИ и  всех субъектов образовательного сообщества. Содержание телевизионного образования  должно определяться в процессе диалога  между различными социальными группами с учетом результатов мониторинга  потребностей целевой аудитории.

 

Также требуется серьезная  работа по методическому оснащению  медиаобразования, подготовке и переподготовке учителей для реализации проекта  телевизионного образования.

 

Исследования показали, что  с помощью специального регионального  телеканала (РЦМО), учрежденного на Среднем  Урале в 2007 году, создаются проекты,, имеющие просветительское, учебное, развивающее значение для самой  системы образования. На специальных  курсах повышения квалификации в  РЦМО учителя получают знания и навыки, которые никакая другая образовательная  организация пока не дает.

 

В ряде школ области педагоги сами пытаются организовать работу по формированию системы телевизионного образования. Создаются школьные студии, где учащиеся вместе с педагогами ведут запись отдельных уроков, создают  фильмы о жизни класса, о праздниках в учебном заведении, о секциях  и кружках, в которых раскрываются способности школьников. Решается одна из важнейших задач современного образования: использовать творческий потенциал учащейся молодежи в целях  развития и саморазвития, показывать ограниченность слепого копирования  информации из телепрограмм, Интернета, не дать утонуть молодежи в море информации и исключить в своем  творчестве подражательность и вторичность.

 

Учителя, включаясь в систему  телевизионного образования, начинают пополнять свой методический материал новыми медиаматериалами — результатами самостоятельных и совместных с  детьми исканий. Так создается медиатека  образовательного учреждения — ресурс, который можно использовать и  на уроках, и во внеурочной деятельности.

 

Анализ исследований, выявляющих отношение учащихся, родителей и  учителей к деятельности регионального  телеканала, показал, что его опыт должен широко использоваться в других регионах страны для развития телевизионного образования как фактора совершенствования  информационной культуры подрастающего  поколения.

 


Информация о работе Телевизионное образование как фактор развития общества