Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:00, реферат
Актуальность темы исследования. XX век характеризовался созданием и широким распространением различных технических средств, используемых для получения большими массами людей информации о достижениях науки, техники, событиях, происходящих в различных частях мира. Сначала возникло радиовещание, затем телевидение, ставшее универсальным средством приобщение человека к культуре разных стран и народов, ценностям прошлого и настоящего, ориентиром в мире современной моды, новых товаров и услуг, произведений искусства и т.д.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»
Кафедра
Реферат по дисциплине социология
Телевизионное образование как фактор развития общества
Выполнил:
студент гр. ИБ-19
Пахтусов А.И.
Проверил:
Новосибирск 2012
Актуальность темы исследования.
XX век характеризовался созданием
и широким распространением различных
технических средств, используемых
для получения большими массами
людей информации о достижениях
науки, техники, событиях, происходящих
в различных частях мира. Сначала
возникло радиовещание, затем телевидение,
ставшее универсальным
В течение последних десяти
лет как в научных
В России проблема телевизионного
образования пока находится в
стадии общественного обсуждения и
разработки отдельных подходов. Возникает
противоречие между возможностями
телевидения в сфере
Отсутствие целостной
концепции формирования телевизионного
медиапространства, в том числе
и его образовательного сектора,
становится причиной обострения противоречий
в сфере телевещания. В период
стремительного изменения систем ценностей
в условиях информационной революции
не осознана социокультурная роль телевизионного
образования и перспективы его
развития. Сложившиеся стереотипы организации
обучения и воспитания в семье
и школе, направленность и содержание
телевизионного контента не позволяют
в полной мере оценить его возможности
в решении актуальных задач приобщения
подрастающего поколения к
Проблемы телевизионного
образования являются полем междисциплинарных
исследований, осуществляемых философами,
психологами, педагогами, журналистами.
Особую роль в интеграции и переводе
их результатов в плоскость
В рамках социологического знания
не вскрыты в полной мере механизмы
воздействия телевизионного образования
на процессы формирования информационной
культуры телеаудитории, на социализацию
учащейся молодежи, на выработку навыков
обоснованного выбора тех знаний,
которые способствуют усвоению требований
динамично меняющегося мира. Не осуществлен
анализ социальных факторов, обусловливающих
развитие блока телевизионного образования
в современной системе
Особую актуальность для теоретических разработок в настоящее время представляет изучение двойной природы образовательного телевидения — как элемента системы образования и как вида СМИ, анализ его социальных функций, структуры и видовых особенностей, как одной из активных форм развития информационной культуры учащейся молодежи.
Данные теоретические
проблемы затрудняют эмпирические исследования
современного телевизионного образования,
лишают их комплексности, целостности,
научной обоснованности. Всесторонне
не исследуется влияние просмотра
различных телепередач в
Степень научной разработанности
проблемы. Объективные процессы развития
системы телевещания и
Диссертант, разрабатывая теоретико-методологическую
базу телевизионного образования, опирается
на труды зарубежных исследователей
в области социологии образования:
Ж. Аллака, Р. Будона, П. Бурдье, Ж. Бодрийяра,
Э. Гидденса, Й. Дронкерса, Э. Дюркгейма,
М. Кастельса, Дж. Коулмэна, Ф. Кум-бса, К.
Манхейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, Б. Саймона,
П. Сорокина, У. Сью-элл, Э. Тоффлера, М. Троу.
Они послужили теоретико-
В силу того что социологические
интерпретации образования
Проблемы влияния образования
на развитие ценностных ориентаций учащейся
молодежи, ее информационной культуры
исследовались с
Методологические подходы
к изучению социологических аспектов
телевизионного образования разрабатывались
на базе общетеоретических и
Анализ процессов
Социологический анализ противоречий
функционирования и развития телевизионного
образования представлен в
Обзор степени научной разработанности проблемы позволяет утверждать актуальность социологического анализа влияния телевизионного образования на развитие информационной культуры учащейся молодежи в современных условиях.
Объектом диссертационного исследования выступает телевизионное образование.
Предмет исследования — телевизионное образование в системе факторов развития информационной культуры.
Цель диссертационной работы заключается в исследовании направленности и основных противоречий влияния телевизионного образования на формирование и развитие информационной культуры учащейся молодежи в современных условиях.
Реализация данной цели потребовала решения ряда исследовательских задач:
1. Разработка теоретико-
2. Изучение механизмов
формирования информационной
3. Исследование содержание
и форм реализации
4. Анализ потребностно-
Теоретико-методологические
основания работы. Теоретико-методологическим
фундаментом исследований стали
социологические концепции
Эмпирическая база исследования. Изучение влияния телевизионного образования на развитие информационной культуры учащейся молодежи осуществлялось на базе эмпирических социологических исследований, проведенного в 2006—2010 годах на Среднем Урале. Методом анкетирования было опрошено 750 старшеклассников школ г. Екатеринбурга и Свердловской области, 220 учителей, 350 студентов. Выборка квотная, двухступенчатая. Методом глубинного интервью было опрошено 25 школьников и студентов, 40 педагогов, руководителей учреждений образования, работников телевидения.
Новизна работы заключается
в раскрытии особенностей и основных
противоречий использования телевизионного
образования как фактора
Теоретическая значимость диссертации состоит в обосновании сущности социологического подхода к анализу телевизионного образования, разработке методологии и методики его социологического исследования, выявлении роли телевизионного образования в развитии информационной культуры учащейся молодежи. Созданная теоретическая модель вносит вклад в развитие социологии образования, образовательного телевидения, теории медиаобразования и способствует интеграции междисциплинарных исследований образования средствами социологической науки.
Практическая значимость диссертационного исследования. Полученные результаты могут быть использованы в сфере управления образованием для обоснования концепций образовательных телевизионных каналов, организации образовательных телеканалов и молодежного медиапространства, оптимизации деятельности организаций, осуществляющих культурно-досуговую и образовательную деятельность в области телевидения и аудиовизуальных СМИ.
Информация о работе Телевизионное образование как фактор развития общества