Телевизионное образование как фактор развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. XX век характеризовался созданием и широким распространением различных технических средств, используемых для получения большими массами людей информации о достижениях науки, техники, событиях, происходящих в различных частях мира. Сначала возникло радиовещание, затем телевидение, ставшее универсальным средством приобщение человека к культуре разных стран и народов, ценностям прошлого и настоящего, ориентиром в мире современной моды, новых товаров и услуг, произведений искусства и т.д.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 27.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ  
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

             Кафедра

 

 

Реферат по дисциплине социология

Телевизионное образование  как фактор развития общества

 

 

 

Выполнил:  
студент гр. ИБ-19 
Пахтусов А.И.

Проверил:

 

Новосибирск 2012

Актуальность темы исследования. XX век характеризовался созданием  и широким распространением различных  технических средств, используемых для получения большими массами  людей информации о достижениях  науки, техники, событиях, происходящих в различных частях мира. Сначала  возникло радиовещание, затем телевидение, ставшее универсальным средством  приобщение человека к культуре разных стран и народов, ценностям прошлого и настоящего, ориентиром в мире современной моды, новых товаров  и услуг, произведений искусства  и т.д. Телевидение постепенно превратилось в ведущий канал получения  людьми различных знаний в любое  время суток, размывая границы между  специально организованным обучением, воспитанием и тем, которое происходит при стихийной реализации познавательной потребности во время просмотра  передач дома, в общественных местах. При этом сам процесс воздействия  телевидения на содержание ценностных ориентаций, установок человека им чаще всего не осознается. Требуется  специальное социологическое изучение роли телевидения в системе производства, передачи, освоения социальными группами и индивидами разных по направленности культурных образцов.

 

В течение последних десяти лет как в научных исследованиях, так и в российской прессе дискутируется  проблема телевизионного образования, создания образовательного телевидения, которое могло бы взять на себя как учебные, так и просветительские, воспитательные функции, стать основой  формирования информационной культуры телеаудитории. В постсоветской  России пока что не было ни одной  попытки создания качественного  нового центрального или регионального  телевизионного образовательного канала, учитывающего как предыдущий опыт учебного телевидения в нашей стране, так  и опыт развития аудиовизуальных  средств массовой информации за рубежом.

 

В России проблема телевизионного образования пока находится в  стадии общественного обсуждения и  разработки отдельных подходов. Возникает  противоречие между возможностями  телевидения в сфере образования  информирование, просвещение, методическое обучение, социализация, формирование общей информационной культуры аудитории) и отсутствием апробированных форм и методов реализации этих возможностей в условиях информационного общества, в том числе путем создания современных моделей организации телевизионного образования.

 

Отсутствие целостной  концепции формирования телевизионного медиапространства, в том числе  и его образовательного сектора, становится причиной обострения противоречий в сфере телевещания. В период стремительного изменения систем ценностей  в условиях информационной революции  не осознана социокультурная роль телевизионного образования и перспективы его  развития. Сложившиеся стереотипы организации  обучения и воспитания в семье  и школе, направленность и содержание телевизионного контента не позволяют  в полной мере оценить его возможности  в решении актуальных задач приобщения подрастающего поколения к требованиям  современной культуры, что делает актуальным исследование данной проблематики социологическими средствами на теоретическом  и прикладном уровнях.

 

Проблемы телевизионного образования являются полем междисциплинарных  исследований, осуществляемых философами, психологами, педагогами, журналистами. Особую роль в интеграции и переводе их результатов в плоскость социокультурного дискурса играет социология. Однако социологических  работ, посвященных изучению сущности, содержания, особенностей организации  телевизионного образования как  специфического средства приобщения учащейся молодежи к разнообразным видам  культуры, явно недостаточно.

 

В рамках социологического знания не вскрыты в полной мере механизмы  воздействия телевизионного образования  на процессы формирования информационной культуры телеаудитории, на социализацию учащейся молодежи, на выработку навыков  обоснованного выбора тех знаний, которые способствуют усвоению требований динамично меняющегося мира. Не осуществлен  анализ социальных факторов, обусловливающих  развитие блока телевизионного образования  в современной системе телевещания.

 

Особую актуальность для  теоретических разработок в настоящее  время представляет изучение двойной  природы образовательного телевидения  — как элемента системы образования  и как вида СМИ, анализ его социальных функций, структуры и видовых  особенностей, как одной из активных форм развития информационной культуры учащейся молодежи.

 

Данные теоретические  проблемы затрудняют эмпирические исследования современного телевизионного образования, лишают их комплексности, целостности, научной обоснованности. Всесторонне  не исследуется влияние просмотра  различных телепередач в учебное  и внеучебное время на расширение культурного кругозора учащихся школ, студентов, на организацию эффективного самообразования и самовоспитания, на приобретение навыков отбора той  информации, которая способствует более  глубокому познанию окружающего  мира, основных тенденций его развития, требований, которые он предъявляет  к подрастающему поколению.

 

Степень научной разработанности  проблемы. Объективные процессы развития системы телевещания и модернизация образования в России требуют  специального социологического изучения телевизионного образования. Проблема, поставленная в диссертационном  исследовании, предполагает анализ тематически  разнородных блоков научной литературы по проблемам общей теории и методологии  социологических исследований, социологии образования, медиаобразования, истории  образовательного телевидения.

 

Диссертант, разрабатывая теоретико-методологическую базу телевизионного образования, опирается  на труды зарубежных исследователей в области социологии образования: Ж. Аллака, Р. Будона, П. Бурдье, Ж. Бодрийяра, Э. Гидденса, Й. Дронкерса, Э. Дюркгейма, М. Кастельса, Дж. Коулмэна, Ф. Кум-бса, К. Манхейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, Б. Саймона, П. Сорокина, У. Сью-элл, Э. Тоффлера, М. Троу. Они послужили теоретико-методологической базой исследования образовательного телевидения. V с 

 

В силу того что социологические  интерпретации образования опираются  на философские, социологические, психологические, педагогические исследования личности, методологическое значение имели труды  К. А. Абуль-хановой-Славской, А.Я. Арета, А.Г. Асмолова, Б.М. Бим-Бада, A.A. Бодалева, И.А. Донцова, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, И.С. Кона, В.Б. Куликова, З.А. Мальковой, Т.Н. Мальковской, A.B. Меренкова, Г.П. Орлова, К.К. Роджерса, B.C. Собкина, A.B. Шарикова, С.Б. Цымбаленко.

 

Проблемы влияния образования  на развитие ценностных ориентаций учащейся молодежи, ее информационной культуры исследовались с социологических  позиций Е.С. Баразговой, Ю.Р. Вишневским. В.В. Гаврилюк, Г.Е. Зборовским, В.Т. Лисовским, A.B. Меренковым, A.A. Овсянниковым, В.Г. Поповым, Л.П. Рубиной, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филлиповым, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупровым, В.Т. Шапко, Г.Ф. Шафрановым-Куцевым, Ф. Шереги, В. А. Ядовым.

 

Методологические подходы  к изучению социологических аспектов телевизионного образования разрабатывались  на базе общетеоретических и эмпирических исследований образования в работах  отечественных ученых: Е.С. Баразговой, И.В. Бестужева-Лады, Ю.Р. Вишневского, Т.С. Георгиевой, С.И. Григорьева, Г.Е. Зборовского, С.М. Ковалева, Л.Н. Когана, В.Т. Лисовского, В.Я. Нечаева, О.Н. Никитиной, П.Н. Новикова, A.M. Осипова, Б.С. Павлова, Ю.П. Петрова, В.М. Розина, Э.А. Саар, А.И. Субетго, М.Х. Титмы, В.Н. Турченко, З.И. Файнбурга, Ф.Р. Филиппова, Ю.А. Харина, В.Г. Харчевой, В.Н. Шубкина, Е.А. Шуклиной и др.

 

Анализ процессов взаимодействия государства и аудиовизуального образования в области телевидения, проблем телеконтента и формирования информационной культуры, телевизионного образования, медиаобразования базировался  на работах Л.М. Баженовой, Е.А. Бондаренко, P.A. Борецкого, Е.Е. Егорова, A.A. Журина, Л.С. Зазнобиной, Я.Н. Засурского, С. Кара-Мурзы, М. Мак-люэна, С.А. Муратова, Л.П. Прессмана, B.C. Саппака, A.B. Спичкина, A.B. Шарикова, Ю.Н. Усова, A.B. Федорова, И.В.Челышевой и  др.

 

Социологический анализ противоречий функционирования и развития телевизионного образования представлен в работах  Д.Б. Дондурея, F.E. Зборовского, И.В. Полуэхтовой, A.B. Спичкина, JI.H. Федотовой, И.Д. Фомичевой, Е.А. Широковой, Е.А. Шуклиной и др.

 

Обзор степени научной  разработанности проблемы позволяет  утверждать актуальность социологического анализа влияния телевизионного образования на развитие информационной культуры учащейся молодежи в современных  условиях.

 

Объектом диссертационного исследования выступает телевизионное  образование.

 

Предмет исследования — телевизионное  образование в системе факторов развития информационной культуры.

 

Цель диссертационной  работы заключается в исследовании направленности и основных противоречий влияния телевизионного образования  на формирование и развитие информационной культуры учащейся молодежи в современных  условиях.

 

Реализация данной цели потребовала  решения ряда исследовательских  задач:

 

1. Разработка теоретико-методологических  подходов к социологическому  изучению современного этапа  развития телевизионного образования; 

 

2. Изучение механизмов  формирования информационной культуры  учащейся молодежи под воздействием  телевизионного образования; 

 

3. Исследование содержание  и форм реализации потребностей  учащейся молодежи в телевизионном  образовании; 

 

4. Анализ потребностно-мотивационных  и ценностно-нормативных характеристик  различных групп молодежи при  создании и функционировании  регионального образовательного  телеканала.

 

Теоретико-методологические основания работы. Теоретико-методологическим фундаментом исследований стали  социологические концепции массовой коммуникации, социальной адаптации, развития личности. Существенное методологическое значение, для исследования имели  теоретические исследования медиаобразования, а также методологические подходы  к его анализу: институциональный, деятельностный, системный, процессуальный, социокультурный. В работе мы опирались  на современные философские, социологические  и психолого-педагогические концепции  образования и воспитания. В основу методологии исследования заложены также базовые принципы и концепции  образовательного телевидения, медиаобразования.

 

Эмпирическая база исследования. Изучение влияния телевизионного образования  на развитие информационной культуры учащейся молодежи осуществлялось на базе эмпирических социологических  исследований, проведенного в 2006—2010 годах  на Среднем Урале. Методом анкетирования  было опрошено 750 старшеклассников школ г. Екатеринбурга и Свердловской области, 220 учителей, 350 студентов. Выборка  квотная, двухступенчатая. Методом  глубинного интервью было опрошено 25 школьников и студентов, 40 педагогов, руководителей  учреждений образования, работников телевидения.

 

Новизна работы заключается  в раскрытии особенностей и основных противоречий использования телевизионного образования как фактора развития информационной культуры учащейся молодежи: дано авторское понимание телевизионного образования, как осуществляемого  под воздействием познавательной потребности  целенаправленного процесса использования  экранной информации для углубления и расширения знаний личности об окружающем мире, постоянного ее развития и саморазвития; доказано, что телевизионное образование, являясь особой системой организации самообразования, требует выработки у личности навыков самостоятельного выявления познавательной, воспитательной направленности конкретных телепередач, содержания формируемых ими ценностных ориентаций и установок; раскрыто, что в настоящее время ни семья, ни учреждения общего и профессионального образования, ни СМИ не занимаются формированием у учащейся, молодежи навыков самостоятельного и обоснованного выбора информации, способствующей ее целенаправленному развитию и саморазвитию; выявлено, что телевидение становится фактором развития информационной культуры личности тогда, когда самостоятельно планируется просмотр передач, осуществляется проверка степени их соответствия индивидуальным интересам, ведется постоянный анализ новых данных; на материалах эмпирических исследований обосновано, что среди учащихся, которым показывают учебные фильмы на уроках, на 22% больше тех, кто просматривает в домашних условиях познавательные передачи, идущие на различных каналах; в школах, где работают педагоги, получившие специальную подготовку по медиаобразованию, в 2,5 раза больше учащихся, участвующих в создании школьного телевидения, видеороликов, обучающих фильмов; на основе социологического анализа деятельности Регионального центра медиаобразования разработаны конкретные рекомендации, направленные на повышение роли телевизионного образования в развитие информационной культуры учащейся молодежи.

 

Теоретическая значимость диссертации  состоит в обосновании сущности социологического подхода к анализу  телевизионного образования, разработке методологии и методики его социологического исследования, выявлении роли телевизионного образования в развитии информационной культуры учащейся молодежи. Созданная  теоретическая модель вносит вклад  в развитие социологии образования, образовательного телевидения, теории медиаобразования и способствует интеграции междисциплинарных исследований образования  средствами социологической науки.

 

Практическая значимость диссертационного исследования. Полученные результаты могут быть использованы в сфере управления образованием для обоснования концепций образовательных телевизионных каналов, организации образовательных телеканалов и молодежного медиапространства, оптимизации деятельности организаций, осуществляющих культурно-досуговую и образовательную деятельность в области телевидения и аудиовизуальных СМИ.

Информация о работе Телевизионное образование как фактор развития общества