Телевидение в сознании российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:39, практическая работа

Описание работы

Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт. Телевидение обладает большим преимуществом: оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью. Сегодня в каждом доме имеется телевизор, и у богатого бизнесмена и у пожилого пенсионера. Влияние телевидения столь значительно, что это необходимо осознать обществу и государству. В первую очередь для общества важно иметь представление о той информации, которую несет телевидение и о ее правдивости. Спорить о том, что наша российская молодежь это будущее России, не приходится, и то что на молодежь влияют такой очень важный социальный инструмент, как телевидение, не должно оставлять нас равнодушными.

Содержание

1. Методологический раздел. 3
1.1 Обоснование актуальности 3
1.2 Проблемная ситуация 5
1.3 Научная разработанность 7
1.4 Логический анализ ключевых понятий, их интерпретация и операционализация. 10
1.5 Цель исследования. 13
1.6 Задачи исследования. 13
1.7 Предмет исследования: 13
1.8 Объект исследования: 13
1.9 Гипотезы. 13
2. Методическая часть. 14
2.1 Методы сбора первичной социологической информации. 14
2.2 Место, время проведения исследования, названия инструментария. 14
2.3 Характеристика инструментария. 14
2.4 Выборка. 14
2.5 Метод обработки эмпирических данных. 15
2.6 Анкета 16
2.7 Практическая значимость исследования. 20
2.8 Рабочий план проведения исследования. 21
3. Аналитический раздел 22

Работа содержит 1 файл

Телевидение в сознании российской молодежи. - копия.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

      2. Телевидение выполняет функцию  референциальной системы. С помощью  телевидения конструируются социокультурные  образцы социального действия (паттерны), которым придается определенная  визуальная форма. Во-первых, оно (наряду с другими каналами влияния) создает систему образов-образцов, легитимизирующих те или иные социальные практики и нормирующие отношение к ним. Во-вторых, телевидение выставляет эти образцы в качестве объектов личностных референций. Человек сравнивает поведение героев телепередач со своими реакциями и формирует (либо меняет) представление об окружающем мире, о других людях, о возможных способах поведения в разных ситуациях.

      3. Телевидение – это репрезентативная  система. С одной стороны, это "место встречи" индивида и общества, средство их взаимного отображения. С другой стороны, оно способно производить, наследовать и оформлять способы мышления, познавательные приемы и познавательные традиции, существующие в обществе в разных социальных группах, слоях и сообществах.

      Оно не только рассказывает о событиях, явлениях, людях и группах. Одновременно оно репрезентирует существующие в  обществе типы мышления, связанные  с действиями и социальной позицией тех или иных групп и сообществ  – их носителей. Согласно идеям К. Мангейма, любой индивид обнаруживает себя в некоторой унаследованной, сформировавшейся до его появления ситуации, и перед ним стоит задача овладеть моделями поведения и приемами мышления, чтобы адекватно реагировать на существующий контекст жизни и на возможные его разновидности и трансформации. То есть, формы мышления не вырываются из контекста того коллективного действия, посредством которого индивид и ассоциированная с ним группа "открывает" для себя, для своего познания мир. Это означает, что, рассказывая об обществе, телевидение вольно или невольно репрезентирует не только социальные позиции определенных слоев, сообществ и групп, но и эпистемические (познавательные, мыслительные) традиции, существующие в обществе в целом и в разных его сегментах.

  1. Анна Безант «Исследование сознания» 2005

Сознание  человека в психологии — это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Сознание в психологии — это целостная форма доступного в данный момент времени содержания психики.

Сознание - способность адекватно воспринимать окружающую реальность.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: представлениемышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Состоит из сознательного и бессознательного.

Фактически, сознание едино и его невозможно разобрать на части. Но учёные относят  к сознанию то, что не является его  частью. По их мнению, в структуру  сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

  1. Познавательные процессы (ощущениевосприятиемышлениепамять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
  2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
  3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
  4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
  5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
  6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
 
 
 

 

1.4 Логический анализ  ключевых понятий,  их интерпретация  и операционализация.

    Ключевыми понятиями являются – «молодежь» и «телевидение».

    http://slovorus.ru/ - Большой Энциклопедический словарь

    Молодежь – 1) Молодое поколение 2)Молодые люди, юноши и девушки.

    http://slovorus.ru/ - Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

    Телевидение - передача на расстояние и прием  на экран средствами радиоэлектроники изображений объектов - движущихся и неподвижных - и звукового сопровождения.

     Сознание - способность адекватно воспринимать окружающую реальность. 
 

    Структурная операционализация:

     
     

 

Факторная операционализация: 

    1Общество 

По экономической формации:

От степени  вмешательства и контроля государства:

  • Тоталитарное
  • Авторитарное
  • Демократическое

От уровня развития производства:

  • Постиндустриальное
  • Индустриальное
  • Аграрное
 

По преобладающей поддержке общественной элиты:

  • Оппозиционное
  • Проправительственное
  • Нейтральное
 

По национальному  составу:

  • Многонациональное
  • Однонациональное
 
 

      2 Телевидение 

По охвату:

  • Федеральное
  • Региональное
  • Местное
 

По способу  передачи:

  • Радиоволновое
  • Кабельное
 

По виду собственности:

  • Государственное
  • Частное
 

По тематике:

  • Образовательное
  • Развлекательное
  • Информационно-аналитическое
 
 

 

1.5 Цель исследования.

  Выявить роль и значении телевидения для  нынешней молодежи. А также отношение  нынешней молодежи к телевидению. На основе полученной информации можно будет сделать выводы о возможности манипуляций с общественным сознанием посредством телевидения.

1.6 Задачи исследования.

  Основными задачами данного исследования являются:

  • Влияние телевидения на сознание российской молодежи.
  • Определить какое время уделяется просмотру телевидения;
  • Определение основных просматриваемых телевизионных каналов и тематики просматриваемых передач
  • Выявить оценку обществом объективности телевидения;
  • Выявить отношение молодежи к телевидению.

1.7 Предмет исследования:

      Телевидение в сознании российской молодежи.

1.8 Объект исследования:

      Российская  молодежь  в возрасте от 16 лет.

1.9 Гипотезы.

   Основная  гипотеза: 90% уделяют значительное время  просмотру телевидения и подавляющая  часть российской молодежи (около 65%)  положительно относится к телевидению в России.

   Предполагаем, 90% респондентов просматривают федеральные  каналы, при этом 70% предпочитают развлекательные  передачи, 20% информационно-аналитические,  10% -образовательные.

   Предполагаем, Лишь 15% молодежи знают в чьей собственности находится просматриваемый ими канал и 45% считают телевидение объективным.

 

2. Методическая  часть.

2.1 Методы сбора первичной  социологической  информации.

 

Методом сбора  информации в данном исследовании является метод опроса. В качестве формы проведения опроса используется анкетирование, проводимое по месту нахождения респондентов.

2.2  Место, время проведения  исследования, названия  инструментария.

 
  • Место проведения исследования - Российская Федерация.
  • Города -  Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Волгоград, Элиста.
  • Время проведения исследования   май – август 2011 года.
  • Инструментарий опроса - анкета
  • Название анкеты: «Телевидение в вашей жизни»

2.3 Характеристика инструментария.

Анкета состоит из 24 вопросов, из них

1)  по содержанию:

о фактах сознания –,8,9,10,11,12, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.

о фактах поведения  –4,5,6,7, 13,15, 24.

о личности респондента -1,2,3

2) по форме:

закрытые -1,2,3,4,7,8,9,11,12, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23.

полузакрытые  –6,10, 13, 15.

открытые – 18, 24

3) по функциям:

основные – 4-24

не основные -  1,2,3

2.4 Выборка.

Так как  объект нашего исследования молодежь в возрасте 16-28, то  объем генеральной совокупности N=30079049 человек (Данные Росстата), объем выборочной совокупности n=2000 человек. Тип, использовавшейся в процессе исследования выборки - случайная выборка.

Социально-демографический  состав отобранных респондентов оказался следующим:

          По полу

            мужчин    1145

            женщин    855

      По возрасту

            16-20 лет     734

            20-25 лет    860

            25-28         406

      По  образованию

            высшее и незаконченное  высшее 1021

            среднее и ср. специальное             890

            ниже среднего   89

      По месту проживания:

Москва                                                                787

Санкт-Петербург                                               451

Казань                                                                 322

Нижний Новгород                                             265

Волгоград                                                           121

Элиста                                                                  54

2.5 Метод  обработки  эмпирических данных.

      Обработка анкетных данных будет осуществляться с помощью ЭВМ.

 

2.6 Анкета

«Телевидение в вашей жизни»

Информация о работе Телевидение в сознании российской молодежи