Технология социальной работы с детьми-инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Проблема детской инвалидности является актуальной во всём мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. – дети и подростки. [17]
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов
2. изучить причины и структуру детской инвалидности
3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в центре лечебной реабилитации

Работа содержит 1 файл

Технология социальной работы с детьми-инвалидами.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Регулярно (один раз в  неделю) проводятся педсоветы. Специалисты  обсуждают изменения, произошедшие с каждым ребенком за последнюю неделю. На педсоветах решаются вопросы об изменении расписания занятий, назначении необходимых консультаций.

Очень важную роль в реабилитационной работе с ребенком принимают его  родители. Именно они выполняют основную работу по развитию ребенка и преодолению существующих у него трудностей. Специалисты помогают родителям, дают рекомендации, оценивают происходящую динамику, ставят новые актуальные задачи. Ребенок приезжает на занятия только 1 - 2 раза в неделю на несколько часов. Все остальное время, пока ребенок находится дома, его родители выполняют задания, полученные от педагогов, сами ищут способы работы с ним.

Для адаптации ребенка  в группе на занятиях может присутствовать кто-то из близких родственников  ребенка (мама, бабушка) - не только для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, но и для более полного понимания родителями и близкими проблем их детей, для освоения форм работы с ними. Именно родители в наибольшей степени заинтересованы в результатах реабилитационной работы. Родители лучше любого специалиста знают своего ребенка, хотя и не обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы самостоятельно помочь ему преодолеть существующие трудности. Активная позиция родителей - одно из требований, которые предъявляются к семье ребенка.

Одной из важнейших задач, которые ставят перед собой специалисты  Центра, является включение каждого  ребенка, который попал к нам  на занятия или на консультацию, в образовательный процесс, повышение  его образовательного уровня. Очень часто в результате занятий ребенок с выраженными нарушениями познавательной сферы и поведения становится способен поступить в специализированный детский сад, в который раньше его отказывались принять.

Поступление ребенка  в детское учреждение можно считать особенно важным, поскольку там он получит возможность длительное время находиться среди сверстников. Лучше, если это будет интеграционное учреждение, в котором вместе занимаются и играют разные дети.

Опыт работы интегративных  детских садов показывает, что маленькие дети готовы принять любого ребенка. Здоровые дети играют вместе с детьми с синдромом Дауна, и никому в голову не приходит не принимать в игру или дразнить менее сообразительного, особенно медлительного или «некрасивого» ребенка. Отрицательное и враждебное отношение к «другому» формируется позже, в более старшем возрасте.

Также в Центре лечебной реабилитации начинают внедрять компьютерные технологии. Использование в работе новых информационных технологий имеет  ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль за действиями обучаемого. Однако при всех положительных сторонах компьютер не может заменить педагога.

В заключении можно выделить следующие технологии социальной реабилитации детей-инвалидов, использующиеся в центре:

- создание групп детей-инвалидов  для игровой реабилитации;

- психологическое консультирование  как детей, так и их родителей;

- проведение консультаций  с семьей по воспитанию детей-инвалидов;

- взаимодействие с  различными государственными учреждениями  и общественными организациями  по вопросам устройства детей-инвалидов  в обычные школы и детские  сады;

- коррекция ценностей  детей-инвалидов;

- педагогическая работа  с детьми-инвалидами;

- профессиональная реабилитация, которая включает формирование профессиональных навыков и подготовки к будущей профессии подростков и молодых людей с серьезными нарушениями психического развития.

В нашей стране инвалида на улице можно встретить редко. Объяснений этому много: трудно выйти на улицу, люди не обращают внимания на того, кто находится рядом с ними или, наоборот, осуждают того, кто ведет себя непривычным образом. Другая причина в том, что многие находятся в изолированных учреждениях (школах-интернатах, больницах). До сих пор матери, родившей ребенка с нарушением, еще в роддоме предлагают отказаться от него, оставить в специализированном детском доме.

 

Заключение

 

Основными социальными  проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный работник, в том числе и социальный работник учреждения здравоохранения.

Основными направлениями  деятельности социального работника  с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения являются профилактика и реабилитация. Работая в этих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения выявляет детей – инвалидов, проживающих на территории, находящейся в ведении данного учреждения, осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу.

Главная проблема ребенка  с ограниченными возможностями  заключается в его связи с  миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию.

- Ребенок, имеющий  инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

- Ребенок, имеющий  инвалидность может быть так  же способен и талантлив, как  и его сверстники, не имеющие  проблем со здоровьем, но обнаружить  свои дарования, развить их, приносить  с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

- Ребенок - не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся  человек, который имеет право  на удовлетворение разносторонних  социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди. 

Список  использованных источников

 

1.

Алексеева Л. С. «Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе – комплексе» «Детская личность». Президентская программа «Дети России». М., 1997 г.

2.

Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1999.

3.

Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. – 1998. – №6. – С. 59–63.

4.

Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов //СоцИС.2002.- №6, с.116-121.17.

5.

Горшунова Н. К Медицинская  и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями .- Курск, 2006, 100 с.

6.

Горячева Т.Г. Психологическая  помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 1998. - №2, с. 115.

7.

Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. - Красноярск, 1993, 195 с.

8.

Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М.: ЦИЭТИН, 1991, 135 с.

9.

Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 2008.

10.

Законодательные основы в области оказания помощи детям  с психофизическими особенностями  в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008.

11.

Игнатьева С.А. Логопедические технологии в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. – Курск, 2006. – 200 с.

12.

Лебединская, О.И., Кошовская Т.В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М., 2006.

13.

Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

14.

Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М.: Наука, 1999.

15.

Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов-на-Дону, 2005. – 347 с.

16.

Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. - М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб).

17.

Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. М, 2006.-464 с.

18.

Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

19.

Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2. – С. 51–56.

20.

Социальная работа в  учреждениях здравоохранения. –  М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002.

21.

Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

22.

Социальная работа с  инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2006.

23.

Технологии социальной работы: Учебник под ред. Е. И. Холостовой.-М,2002.- 400 с.

24.

Технологии социальной работы: Учебник под ред. И. Г Зайнышева. М,2000.-240 с.

25.

Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М, 2005.- 340 с.

26.

Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2006.

27.

Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.: Юристъ, 2006.

28.

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального  педагога. М,2002. – 272 с.

29.

Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 1.: пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

30.

Ярская-Смирнова Е.Г. Социальная работа с инвалидами. М, 2005. – 310 с.

   
   
   
   
   
   
   


Информация о работе Технология социальной работы с детьми-инвалидами