Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:00, курсовая работа
Проблема детской инвалидности является актуальной во всём мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. – дети и подростки. [17]
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов
2. изучить причины и структуру детской инвалидности
3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в центре лечебной реабилитации
Регулярно (один раз в неделю) проводятся педсоветы. Специалисты обсуждают изменения, произошедшие с каждым ребенком за последнюю неделю. На педсоветах решаются вопросы об изменении расписания занятий, назначении необходимых консультаций.
Очень важную роль в реабилитационной работе с ребенком принимают его родители. Именно они выполняют основную работу по развитию ребенка и преодолению существующих у него трудностей. Специалисты помогают родителям, дают рекомендации, оценивают происходящую динамику, ставят новые актуальные задачи. Ребенок приезжает на занятия только 1 - 2 раза в неделю на несколько часов. Все остальное время, пока ребенок находится дома, его родители выполняют задания, полученные от педагогов, сами ищут способы работы с ним.
Для адаптации ребенка в группе на занятиях может присутствовать кто-то из близких родственников ребенка (мама, бабушка) - не только для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, но и для более полного понимания родителями и близкими проблем их детей, для освоения форм работы с ними. Именно родители в наибольшей степени заинтересованы в результатах реабилитационной работы. Родители лучше любого специалиста знают своего ребенка, хотя и не обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы самостоятельно помочь ему преодолеть существующие трудности. Активная позиция родителей - одно из требований, которые предъявляются к семье ребенка.
Одной из важнейших задач, которые ставят перед собой специалисты Центра, является включение каждого ребенка, который попал к нам на занятия или на консультацию, в образовательный процесс, повышение его образовательного уровня. Очень часто в результате занятий ребенок с выраженными нарушениями познавательной сферы и поведения становится способен поступить в специализированный детский сад, в который раньше его отказывались принять.
Поступление ребенка в детское учреждение можно считать особенно важным, поскольку там он получит возможность длительное время находиться среди сверстников. Лучше, если это будет интеграционное учреждение, в котором вместе занимаются и играют разные дети.
Опыт работы интегративных детских садов показывает, что маленькие дети готовы принять любого ребенка. Здоровые дети играют вместе с детьми с синдромом Дауна, и никому в голову не приходит не принимать в игру или дразнить менее сообразительного, особенно медлительного или «некрасивого» ребенка. Отрицательное и враждебное отношение к «другому» формируется позже, в более старшем возрасте.
Также в Центре лечебной реабилитации начинают внедрять компьютерные технологии. Использование в работе новых информационных технологий имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль за действиями обучаемого. Однако при всех положительных сторонах компьютер не может заменить педагога.
В заключении можно выделить следующие технологии социальной реабилитации детей-инвалидов, использующиеся в центре:
- создание групп детей-
- психологическое
- проведение консультаций
с семьей по воспитанию детей-
- взаимодействие с
различными государственными
- коррекция ценностей детей-инвалидов;
- педагогическая работа с детьми-инвалидами;
- профессиональная реабилитация, которая включает формирование профессиональных навыков и подготовки к будущей профессии подростков и молодых людей с серьезными нарушениями психического развития.
В нашей стране инвалида на улице можно встретить редко. Объяснений этому много: трудно выйти на улицу, люди не обращают внимания на того, кто находится рядом с ними или, наоборот, осуждают того, кто ведет себя непривычным образом. Другая причина в том, что многие находятся в изолированных учреждениях (школах-интернатах, больницах). До сих пор матери, родившей ребенка с нарушением, еще в роддоме предлагают отказаться от него, оставить в специализированном детском доме.
Основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный работник, в том числе и социальный работник учреждения здравоохранения.
Основными направлениями деятельности социального работника с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения являются профилактика и реабилитация. Работая в этих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения выявляет детей – инвалидов, проживающих на территории, находящейся в ведении данного учреждения, осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию.
- Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
- Ребенок, имеющий
инвалидность может быть так
же способен и талантлив, как
и его сверстники, не имеющие
проблем со здоровьем, но
- Ребенок - не пассивный
объект социальной помощи, а развивающийся
человек, который имеет право
на удовлетворение
Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во
все аспекты жизни общества, на независимую
жизнь, самоопределение, свободу выбора,
как все другие люди.
1. |
Алексеева Л. С. «Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе – комплексе» «Детская личность». Президентская программа «Дети России». М., 1997 г. |
2. |
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1999. |
3. |
Боровая Л.П. Социально- |
4. |
Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов //СоцИС.2002.- №6, с.116-121.17. |
5. |
Горшунова Н. К Медицинская и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями .- Курск, 2006, 100 с. |
6. |
Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 1998. - №2, с. 115. |
7. |
Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. - Красноярск, 1993, 195 с. |
8. |
Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М.: ЦИЭТИН, 1991, 135 с. |
9. |
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 2008. |
10. |
Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008. |
11. |
Игнатьева С.А. Логопедические технологии в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. – Курск, 2006. – 200 с. |
12. |
Лебединская, О.И., Кошовская Т.В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М., 2006. |
13. |
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996. |
14. |
Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М.: Наука, 1999. |
15. |
Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов-на-Дону, 2005. – 347 с. |
16. |
Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. - М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб). |
17. |
Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. М, 2006.-464 с. |
18. |
Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997. |
19. |
Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2. – С. 51–56. |
20. |
Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. |
21. |
Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2003. |
22. |
Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2006. |
23. |
Технологии социальной работы: Учебник под ред. Е. И. Холостовой.-М,2002.- 400 с. |
24. |
Технологии социальной работы: Учебник под ред. И. Г Зайнышева. М,2000.-240 с. |
25. |
Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М, 2005.- 340 с. |
26. |
Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2006. |
27. |
Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.: Юристъ, 2006. |
28. |
Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М,2002. – 272 с. |
29. |
Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 1.: пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. |
30. |
Ярская-Смирнова Е.Г. Социальная работа с инвалидами. М, 2005. – 310 с. |
Информация о работе Технология социальной работы с детьми-инвалидами