Технология социального проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – изучить и раскрыть технологию социального проектирования. Цель исследования предопределила следующие его задачи:

-изучить общенаучные принципы социального проектирования;

-охарактеризовать проектное управление социальной сферы;

-проанализировать виды технологий социального проектирования на основе разновидности социальных проектов;

-рассмотреть алгоритмы разработки социального проекта;

-определить требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам;

-провести анализ проектной деятельности на основе жизненного цикла проекта.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы технологии социального проектирования

1.1. Общенаучные принципы социального проектирования

1.2. Проектное управление социальной сферы

Глава 2. Основы технологии социального проектирования

2.1. Основания выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки и реализации

2.2. Виды технологий социального проектирования

2.3. Алгоритмы разработки социального проекта

2.4. Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

2.5. Характеристика жизненного цикла проекта

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Технология проектирования.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и  одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

    Проектирование  в социальной сфере – проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств – всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование – это всегда процесс создания чего-то качественно нового – социальной инновации.

    Таким образом, социальное проектирование –  это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению  социальных инноваций.

    Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятельности – как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

    Объектом  социального проектирования являются любые социальные системы, в том  числе и социальные технологии.

    Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

    В современной теории управления среди  наиболее типичных определений понятия  «проект» встречаются следующие:

    - многоплановая деятельность, осуществляемая  в небольшом объеме;

    - ограниченное во времени мероприятие  по созданию уникального товара  или услуги;

    - любая деятельность с фиксированными  сроками начала и завершения;

    - «совокупность скоординированных  действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов»[10].

    Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути – управление изменениями.

    В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности – вписывается в повседневную жизнь.

    Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.

    Необходимо  учесть, что в современных условиях функционирования государственных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее – дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.

    Вместе  с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности – «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя «западающие». Управление проектами осуществляется иначе – вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений»[11].

    При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.

    Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление  деятельности руководителя, как мотивация  персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать  потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.

    Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:

    1. ответственность руководителя за  внедрение инноваций; принятие  коллективом необходимости и  важности внедрения инноваций;

    2. системная мотивация персонала,  участвующего в реализации проекта;

    3. четкое и ясное определение  целерезультативного блока проекта; 

    4. оптимальное соотношение результатов  и затрат (кадровых, организационных,  временных, финансовых);

    5. планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта как руководителем, так и исполнителями;

    6. отказ от излишней формализации  и бюрократизации деятельности  в ущерб возможностям для раскрытия  творческого потенциала исполнителей  проекта;

    7. обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта – от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;

    8. готовность руководителя к принятию  нестандартных решений в процессе  реализации проекта; 

    9. важность конечных, а не промежуточных  результатов проекта.

    Проектное управление позволяет открыть для  государственного учреждения такие  возможности, как:

    - «мягкое» внедрение в деятельность  изменений и инноваций;

    - выход на качественно новый  уровень развития; преимуществ по  сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;

    - расширение спектра и форм  оказания социальных услуг, привлечение  новых клиентов;

    - грамотная кадровая политика, основанная  на системе мотивации, что ведет  к «закреплению» на местах  лучших из лучших сотрудников,  обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;

    - подготовка коллектива к новым  условиям финансирования учреждения  – «по результатам», а не по  смете.

    Вместе  с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

    - инициирование большого количества  проектов, превышающего ресурсные  возможности учреждения, что неминуемо  приводит к эффекту «тришкиного кафтана», т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто – к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;

    - отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;

    - выбор проектов, исходя из личных  интересов руководителя, а не  стратегической важности для учреждения – «инвестиции в управленческое эго»;

    - отсутствие системы контроля  реализации проекта по наиболее  важным характеристикам – «реперным  точкам»[12].

    Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему – «портфель» – позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе. 

    Глава 2. Основы технологии социального проектирования

    2.1 Основания выделения разновидности  социальных проектов при выборе  технологии их разработки и  реализации

    В современной социологии описаны  многие разновидности социального проектирования. Однако недостаточно изучены основания выделения разновидностей социальных проектов, технологий их разработки и реализации. В социологической литературе выделяют субъективные и объективные основания социального проектирования. Особое внимание изучению субъективных оснований социального проектирования уделяют сторонники субъектно-ориентированого подхода[13], а сторонники объектно-ориентированного подхода[14] преимущественно рассматривают объективные основания социального проектирования.

    Сторонники  проблемно-ориентированного подхода  стараются в равной мере учитывать как субъективные основания, так и объективные основания социального проектирования.

    При рассмотрении оснований социального  проектирования сторонники субъектно-ориентированного подхода критически оценивают взгляды  сторонников объектно-ориентированного подхода и наоборот. Так, например, сторонник объектно-ориентированного подхода Ж. Т. Тощенко отмечает, что при абсолютизации требований субъектно-ориетированного подхода появляется вероятность превращения проектов в прожекты. Поэтому он выступает за развитие целостного объективно-субъективного подхода в социальном проектировании[15].

    В свою очередь сторонник субъектно-ориентированного подхода В. А. Луков считает утверждения  сторонников объектно-ориентированного подхода о закономерном характере проекта, его научной обоснованности дискуссионными. Он полагает, что научная обоснованность проектируемого объекта доказуема лишь в общих положениях и спорна в части реализации конкретного управленческого решения[16] .

    Я полагаю, что решение спорных  вопросов возможно на основе развития целостного объективно-субъективного  подхода в социальном проектировании. Обоснованность объективно-субъективного подхода в социальном проектировании обусловлена тем, что детерминация разработки и реализации социального проекта обусловлена как субъективными, так и объективными факторами.

    В качестве объекта социального проектирования может выступать идеальный объект или реальный объект.

    Реальный  объект может быть представлен в  виде социальной системы, а идеальный  объект – в виде концептуальной системы или модели реального  объекта.

    Идеальный объект и реальный объект не тождественны друг другу.

    Предметом социального проектирования является определенная сторона объекта. Многообразие сторон объекта обусловливает многообразие предметов социального проектирования. Таким образом, можно выявить  объективные основания выделения  разновидностей социального проектирования.

    В качестве объективных оснований  выделения разновидностей социального  проектирования можно рассматривать  различные сферы общественной жизни. Наличие социально-экономической  сферы общественной жизни способствует развитию социально-экономического проектирования, социально-политической сферы общественной жизни способствует развитию социально-политического проектирования и т. д. Таким образом, можно обосновать выделение следующих разновидностей социального проектирования:

Информация о работе Технология социального проектирования