Технологии социальной работы с неполными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать систему социальной помощи неполным семьям.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.
5. Рассмотреть новые технологии социального обслуживания семьи и детей.
Метод исследования - теоретический анализ литературы по теме.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 55.62 Кб (Скачать)

       Используемые приемы: рассаживание  членов семьи по-другому, разъединение  различных членов семьи и объединение  в новые коалиции, положительное  подкрепление участников одних  подсистем и блокировка других.

       Актуализация и структурирование  полученного материала осуществляется  с помощью:

-       разыгрывания ролевых ситуаций;

-       построения семейной скульптуры;

-       рисования семейного рисунка;

-       видеотехник;

-       переформулирования проблемы (рефрейминг).

       Эффективен также метод «домашних  заданий». Домашние задания можно  разделить на 3 вида: прямые директивы,  метафорические, парадоксальные. Цель  этих заданий:

-       изменение поведения членов семьи;

-       придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и социальным работником;

-       изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

-       осуществление социальным работником поддержки членов семьи, так как во время выполнения задания специалист как бы незримо присутствует среди них.

       Работа специалиста на этом  этапе способствует установлению  границ между подсистемами, усилению  функционирования одних и связанному  с этим ослаблению функционирования  других подсистем. Например, если  раньше мать и ребенок большую  часть времени занимались обвинением  друг друга, то в процессе  семейной терапии произойдет  их переориентация на конструктивное  взаимодействие, нацеленное на обретение  смысла семьи как единого целого.

       Наконец, четвертый этап –  это завершение терапии. Об  его наступлении свидетельствует  согласие членов семьи о том,  что сформулированные цели терапии  достигнуты. Основная задача при  этом – взаимное отсоединение  семьи и специалиста друг от  друга. [21;76]

    Таким образом в систему социальной помощи неполным семьям входят различные  центры такие , как медико-социальные центры, центры психолого-педагогической помощи семье и детям, центры социальной реабилитации детей и подростков, центры социальной защиты,  дошкольные центры социально-педагогической поддержки, консультативные центры. В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные формы и методы социальной работы. Это и индивидуальная, и групповая (клубная) социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В данное время тема воспитания детей  в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в  семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки  в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком. Большое значение имеет сохранение в  неполной семье  культурного  уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов неполной семьи ведут к ее полнейшему разрушению. Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и  поддержки  со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.

    Цель  данной работы состояла в составлении  технологии социальной работы с неполной семьей, выявлении эффективных форм и методов социально-педагогической помощи неполным семьям в современных  условиях. Она достигнута посредством  реализации поставленных задач.

    В теоретической части исследования нами были решены следующие задачи: раскрыто понятие неполной семьи, проблемы неполных семей, источники формирования неполных семей.

    В практической части были предложены методы и формы социальной работы с неполной семьей, для изучения ее проблем, на основе которых может  разрабатываться последующая работа социального педагога.

    Изучив  проблематику социально-педагогической работы с неполной семьей, формы  и методы работы, можно сделать  вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.

       Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные  процессы и которая осуществляет  определенные функции, исторически  развивается. Неполные семьи –  это та форма семейного жизнеустройства,  которая на нынешнем отрезке  человеческой истории стала достаточно  распространенной. И это исторический  факт.

       Хорошо это или плохо – об  этом можно судить по-разному.  С точки зрения экономической  безопасности государства, распространение  неполных семей влечет за собой  дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть  неполных семей на практике  оказывается малообеспеченными  и нуждающимися в мерах материальной  поддержки. Существуют и другие  проблемные аспекты, в частности,  значительная доля асоциальных  неполных семей, слабая защищенность  одиноких матерей на рынке  труда, теоретически (но отнюдь  не всегда практически!) более  низкий воспитательный потенциал  семьи с одним родителем и  т.д. 

       Одной из наиболее эффективных  мер по поддержке неполных  семей сегодня является развитие  и законодательное закрепление  механизмов привлечения отсутствующего  родителя к воспитанию ребенка.  Нужно стимулировать ответственность  семьи, каждого родителя за  воспитание детей. В последние  годы наше законодательство способствовало  равноправному распределению родительских  ролей (была предоставлена возможность  распределять отпуск по уходу  за ребенком среди всех членов  семьи), однако в отношении неполных  семей данная проблема не решена.

       Необходимо также усиливать меры адресной социальной поддержки матерей, воспитывающих детей в одиночку; разработать механизмы воздействия на рынок труда, создать возможности сочетать женщинам свои трудовые обязанности с воспитательными без риска потерять работу.  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1998.

2. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., Изд-во «Сударыня», 1999.

3. Бойко В.В.  Малодетная семья. Социально-психологический аспект. - М., 1998.

4. Гурко  Т.А. Программы социальной работы с неполной семьей. - М., 2002.

5. Ершова  Н.М. Воспитание детей в неполной семье. – М.: «Прогресс», 1990.

6. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

7. Коррекционная  педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: ACADEMIA, 2001.

8. Кравченко  А.И. Основы социологии: Учебное  пособие для студентов средних  специальных учебных заведений.  – 3-е изд., испр. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Раритет, 1999.

9. Марова 3. Воспитание детей в неполной семье. - М., 1999.

10. Методика  и технологии работы социального  педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М.: «Академия», 2002.

11. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК "Сфера", 2001.

12. Психология социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; Под общ. ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2002.

13. Семья  как объект и субъект социальной  работы. Методическое пособие к  курсу «Семьеведение». Ч.1 / Сост. Т.Н. Мартынова.  Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. 2000.

14.Торохтий  В.С. Психология социальной работы  с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 1996.

15. Тюгашев Е.А. Семьеведение. М., 2003.

16. Фирсов  М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000.

17. Э.  Эйдмиллер, В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008.  

18. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические  приемы диагностики супружеских  отношений // Вопр. психологии. № 5. 1999.

19. Дементьева  И.Ф. Негативные факторы воспитания  детей в неполной семье // Социология  семьи. - №6. - 2001.

20. Демидов A.M. Неполная семья //Социологические  исследования. -2002. -№ 3.

21. Зимняя  И.А Семья как объект социальной  работы. - Сер. "Социальная работа". Выпуск №7. - 1993.

22. Рубан  М. Л. Неполная семья как  субъект конструктивного взаимодействия  с социальным педагогом школы  в условиях северного региона  // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru

23. Семья как  объект социальной работы // Соц. работа. Вып. 7. - М., 2003. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями