Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель - анализ технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи:
- изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью;
- проанализировать социальные проблемы и потребности молодежи;
- раскрыть опыт Республиканской молодежной биржи труда в сфере социальной работы с молодежью;
- провести анализ государственной молодежной политики в республике Чувашия.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Молодежь как особая социальная группа….5
1. Социально-демократический портрет молодежи………5
2. Социальные проблемы молодежи……………………...11
Глава 2. Оценка современной социальной работы с молодежью В чувашской республике…………………16
2.1. Анализ государственной молодежной политики………..16
2.2. Деятельность Республиканской молодежной биржи труда…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….26
Оглавление
Введение……………………………………………
Глава 1. Молодежь как особая социальная группа….5
Глава 2. Оценка современной социальной работы с молодежью В чувашской республике…………………16
2.1. Анализ государственной молодежной политики………..16
2.2.
Деятельность Республиканской
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….26
Введение
Термин "социальная работа с молодежью" еще не до конца оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости создания технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне не являются добровольными клиентами социальных служб.
Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная и бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом.
Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор.
Немецкий социолог Карл Манхейм определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодёжь, по мнению Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества.
Обращение к проблеме социальной работы с молодежью в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему «Технологии социальной работы с молодежью» актуальной.
Цель - анализ технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи:
- изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью;
-
проанализировать социальные
-
раскрыть опыт Республиканской
молодежной биржи труда в
-
провести анализ
Объект - современная молодежь.
Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Глава 1. Молодежь как особая социальная группа
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Молодежь выполняет особые социальные функции:
1.
Наследует достигнутый уровень
и обеспечивает
2.
Обладает инновационным
3.
Молодые люди составляют
В классификации возрастов жизни по Пифагору молодость обозначена как «лето жизни» - от 20 до 40 лет; Гиппократ к молодости относил периоды с 14 до 21 года и с 21 года до28 лет. В Древнем Китае, например, к молодежи принадлежали лица в возрасте до 20 лет, а затем следовал период вступления в брак – до 30 лет [12;8].
Обычно к молодежи относят население в возрасте от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение, создание семьи, рождение детей). Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.
Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами. Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25 % [26]. Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.
По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики. Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.
Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.
В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.
Безусловно,
молодежь как социальная группа имеет
свои особенности. Зачастую они связаны
с трудностями адаптации к
современным социально-
В структуре ценностей достаточно значимое место занимают ценности материального благополучия, напротив, ценности социального служения отходят на второй план. Современная молодежь демонстрирует двойственное отношение и поведение, когда дело касается религиозного и морального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разрешенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены, что религия должна играть важную роль в обществе. Исторически и сейчас в России важным показателем патриотизма является служба в армии. Однако тяжелые условия, с которыми сталкиваются призывники в российской армии, хорошо известны и в стране, и за ее пределами. Смерть и несчастные случаи, зафиксированные в мирное время, являются результатом использования устаревшего и сломанного оборудования, неадекватным исполнением приказов и пренебрежением со стороны офицерского состава. Большую тревогу вызывает жестокость и бесчеловечность «обряда посвящения», которому подвергают новобранцев старослужащие, а также «дедовщина». Случаи, когда призывники умирают или получают увечья, зафиксированы организациями по защите прав человека, работающими по поручению призывников, и прессой. Все больше увеличивается число молодых людей, демонстрирующих свое нежелание служить в армии.
Особую озабоченность органов власти, отвечающих за работу с молодежью, вызывает вопрос о подготовленности молодых людей выполнять обязанности гражданина. Обсуждение зачастую фокусируется на том, «как учить патриотизму» и «российским ценностям» молодых людей через систему институтов социализации (в первую очередь, в школах), а не на развитии критического политического и социального мышления, определении видов формальных и неформальных образовательных мероприятий, которые могли бы служить данной цели, а также при переподготовке профессиональных преподавателей для выполнения этой работы. Обнаруживается общий недостаток внимания к возможностям неформального обучения через добровольную гражданскую активность в обществе. В то же время хорошо известно, что в России существует энергично действующая структура общественных организаций, многие из которых на местном уровне дают молодым людям гражданское образование на добровольческой основе.
В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с молодежью.
Российская
молодежь в целом успешно адаптируется
к современным социально-
В
настоящее время в молодежной
среде наблюдается ряд
Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью