Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа
Объектом курсовой работы как исследования является молодежь как социальная группа.
Предметом курсовой работы как исследования является технология решений социальных проблем молодежи.
Цель: изучение сущности решения социальных проблем молодежи в российском обществе.
Задачами исследования являются следующие пути решения этой проблемы:
рассмотреть молодежь как социально – демографическую группу;
охарактеризовать социальные проблемы молодежи;
определить ценностные ориентиры молодежи;
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Положение молодежи в российском обществе
Молодежь как особая социально-демографическая группа.........................5
Ценностные ориентации современной молодежи.......................................12
Социальные проблемы молодежи.................................................................19
Глава 2. Деятельности органов по решению социальных проблем молодежи
2.1 Структура и задачи социальной службы для молодежи.............................20
Заключение..........................................................................................................30
Список использованной литературы..
Учет вхождения человека в формальные и неформальные группы может способствовать более эффективному преодолению сложных жизненных ситуаций, в которых нередко оказываются дети, подростки, юноши и девушки, другие группы населения.
По большому счету, когда говорят о работе с молодежью, имеют в виду процесс ее социализации, т.е. процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения. Выделяют три стадии процесса социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Когда говорят об основных участниках социализации, то имеют в виду именно первые два вида социализации: семью, школу, круг друзей или сверстников, СМИ и социально – политические организации.5
Главные факторы социализации молодежи в современных условиях России обусловлены той социальной средой, в которой она живет. Она же, эта среда, характеризуется для большинства молодежи неуверенностью в завтрашнем дне, массовой безработицей, криминализацией общества, ростом алкоголизма и наркомании, тотальной пропагандой насилия, бездуховности, бандитизма и т.д.
О беспределе в духовной жизни страны говорил патриарх Алексей II на Московском епархиальном собрании. Он отметил, что все живут «в неустойчивой, смутной действительности, в безумном мире, где отсутствует нравственность, где господствуют волчьи законы, где брат грабит брата, где ложь и обман стали нормой поведения… В современных условиях России население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала «нормальной» жизни жадности, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой». К сожалению, это характеризует жизнедеятельность значительной части молодежи.6
Изменить эту ситуацию, эти условия в лучшую сторону, дать шанс не только выжить, но и оздоровить окружающую среду должны все мы, а также, конечно, сама молодежь.
На рубеже XXI в. в России вновь встает проблема безграмотности детей - более 2 млн. (общее число учащейся молодежи - 22 млн. человек) не учатся, растет число безграмотных и малограмотных среди служащих в рядах Вооруженных Сил России.
К числу тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающих трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющих желания продолжить обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставанием материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Негативное проявление заключается прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как омолаживание преступности, усиление ее группового характера. Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женского преступности. В воспитательно - трудовых колониях России для несовершеннолетних содержаться около 0,5 тыс. девочек - подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления, в том числе за детоубийство. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.7
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило негативность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
К
сожалению, существующие экономические
и социальные программы практически
не учитывают специфическую
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи
В процессе трансформации российского общества в 1990-х годах понятие воспитания почти исчезло из сферы отечественного образования и молодежной политики, из деятельности СМИ. Стала предаваться забвению проведенная практикой идея о том, что составляющими гражданского воспитания человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Реакция по преодолению упущений в воспитании стало постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». В июле 2005 г. появился новый правительственный документ об аналогической программе на 2006-2010 годы и вышла сама программа.9
Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек в России, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает навязчивая двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой является «наслаждение», «соблазн», «искушение». Активно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки. Визуальный и вербальный ряды этой рекламы порой поражают своей пошлостью и бесстыдством.
На улицах больших и малых городов помигивают огоньки множества казино и залов игровых автоматов, стимулирующих алчность к незаработанным, случайным деньгам; вечерами начинают действовать дискотеки, ночные клубы и бары, развлечения в которых весьма мягко называются эротическими, а чаще представляют собой мужской и женский стриптиз, гомосексуальные игры, нецензурный «юмор» и т.п. Во всевозможных многотиражных изданиях можно обнаружить рекламу массажных салонов и салонов тату, завуалированную рекламу наркотиков и проституции и открытую рекламу абортов, в том числе, на самых поздних сроках. Индустрия и реклама современной моды также отличаются вульгарностью и бесстыдством.
Но все это меркнет перед «желтой» продукцией СМИ – телевидения, радио, прессы. Газетно – журнальные киоски на улицах, в метро, универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками – о преступлениях, извращениях и пороках, а также чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные, жестокостью и садизмом, порнографией и извращенным сексом). Радиоэфир забит бесконечно повторяющимися негативными новостями (как будто в стране не происходит ничего хорошего), наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами, в том числе криминальным жаргоном и ненормативной лексикой.10
Особенно
активно в этом плане телевидение.
Бесконечные сериалы о бандитах
и мошенниках, вульгарные реалити
– шоу, пропагандирующие паразитизм,
безответственность и бессмысленную
развлекаловку (пресловутый «Дом - 2»).
Нашествие сексуальной
Поневоле возникает умозаключение, что деятельность отечественных СМИ подчинена странной сверхзадаче (помимо бизнеса и прибыли), а именно – оболваниванию аудитории, превращению людей, и прежде всего молодежи, в подобие римской черни, жаждущей хлеба (ныне пива) и зрелищ, т.е. в биомассу, которой можно легко манипулировать. Даже по определению на интеллектуальном канале нашего телевидения – «Культуре» идут передачи типа «Культурная революция» с нередко сомнительными и антикультурными позициями (например, терпимого отношения к нецензурной речи).
В последнее время к развращению молодежи активно подключились и средства мобильной связи. Разные компании дружно рекламируют под лозунгом «Be free!» («Будь свободен!») цветные картинки и клипы с названием вроде «Любовь брюнеток», «Лесбийские игры», «Любовь геев», «Раздень стриптизершу» и т.д. и так называемые «прикольные звонки»: «Смех обкуренной обезьяны», «Безумство женского оргазма», «Алло, кореша звонят. Бухать пора», и т.п.
Подобная индустрия и инфраструктура порока чудовищны и отвратительны. Их негативное влияние очевидно и на уровне здравого смысла, и на уровне научных исследований.
Д. Мережковский в начале ХХ в. в книге «Больная Россия» писал о грядущем хаме, который сокрушит культуру и повергнет общество в хаос насилия и порока. Дальнейшие события века во многом подтвердили это пророчество. Громадных жертв и усилий стоило России преодолеть этот духовно – нравственный кризис. В начале ХХI в. мы сталкиваемся с аналогичной, но еще дальше зашедшей ситуацией. Грядущий хам стал настоящим существующим среди нас множеством. Ситуация требует неотлагательных и решительных действий. Необходимо добиваться принятия Закона об информационно – психологической безопасности детей, подростков и молодежи от негативного воздействия рекламы, Закона о нравственном контроле в сфере СМИ (включая мобильную связь) в русле концепции «Доктрины информационной безопасности РФ». Как известно, в современной России, как минимум, 60% взрослого населения (от 18 лет) считают приверженцами русской православной церкви (РПЦ).11 Желательно, чтобы РПЦ активнее заявляла о правах православного большинства.
Системообразующим фактором работы с молодежью видится, прежде всего, духовно – нравственное воспитание современного молодого человека. Без основополагающих возвышающихся ценностей развития личности и групп, общества просто невозможно. Отказаться от этого опыта тысячелетий было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Величайший гуманист ХХ в. А. Швейцер вывел четкую формулу: «как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики».12 Академик Д.С. Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти петербургской молодежной газете «Смена», говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» («Смена», СПб, 1999, 16 сентября).
Как представляется, речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодёжью. Не так давно появилась специализация 350523 – “Социальная работа с молодёжью”. Например, её открыли в Санкт-Петербургском госуниверситете на факультете социологии, в некоторых других вузах. Думается, что комитеты по молодёжной политике в регионах станут больше заниматься проблемой подготовки специалистов по работе с молодёжью – тех молодых людей, которые будут работать, взаимодействовать, вступать в диалог со сверстниками (студентами, рабочими, служащими, представителями официальных и неофициальных организаций). Ибо системность подразумевает охват всех групп молодёжи, а не только учащихся и студентов.
Очевидно, целесообразно проводить конкурсы грантов для молодых (и не только молодых) журналистов и рекламистов по созданию просоциальных воспитывающих, социализирующих программ и рекламных клипов на телевидении и радио или, например, уличных стендов, где рекламировались бы и показывались достоинства, польза и красота здорового и честного образа жизни, добрых человеческих отношений, полноценного труда и творчества (первые шаги в этом направлении в стране и Санкт – Петербурге уже делаются). Частью такой воспитательной деятельности должна стать работа с молодой семьей, утверждение ценностей и традиций дружной любящей семьи с двумя – тремя детьми.
Это и воспитание на примерах реальных героев нашего времени, которых пока избегает показывать российское телевидение. Это и возрождение значимости честного труда и его мастеров во всех видах человеческой деятельности, а не только на эстраде и в спорте. Это поддержка инициаторов позитивной направленности, как, например, возрождение студенческих строительных отрядов или деятельность организаций дополнительного образования для детей и подростков. Пример подобной деятельности показывает также Компьютерный центр технического творчества Московского района в Санкт – Петербурге, где две тысячи подростков занимаются авиа- и судо – моделированием, радио – ориентированием на местности, автовождением, дельтапланиризмом, прикладными искусствами – и все это с компьютерным сопровождением и поддержкой. Весной 2006 г. по инициативе автора в этом Центре был проведен конкурс социальной рекламы по номинации «Экология» и «Мы против наркотиков» среди школьников от 1 до 11 класса (реклама выполнялась посредством компьютерной графики). Дети проявляли гораздо большую творческую фантазию и нравственную убежденность, чем взрослые творцы аналогичной рекламы, чью продукцию можно видеть на улицах наших городов.13 В социализации и воспитании детей, подростков и молодежи вообще можно успешно применять новые, в том числе компьютерные, технологии, игры, помогающие им наглядно понять и усвоить этические нормы и правила просоциального поведения.14
Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью