Технологии социальной работы с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы как исследования является молодежь как социальная группа.
Предметом курсовой работы как исследования является технология решений социальных проблем молодежи.
Цель: изучение сущности решения социальных проблем молодежи в российском обществе.
Задачами исследования являются следующие пути решения этой проблемы:
рассмотреть молодежь как социально – демографическую группу;
охарактеризовать социальные проблемы молодежи;
определить ценностные ориентиры молодежи;

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Положение молодежи в российском обществе
Молодежь как особая социально-демографическая группа.........................5

Ценностные ориентации современной молодежи.......................................12

Социальные проблемы молодежи.................................................................19


Глава 2. Деятельности органов по решению социальных проблем молодежи
2.1 Структура и задачи социальной службы для молодежи.............................20
Заключение..........................................................................................................30
Список использованной литературы..

Работа содержит 1 файл

курсовая технологии СР.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Башкортостан Российской Федерации

ГОУ ВПО Башкирский государственный университет

Факультет философии и социологии

Кафедра социальной работы  

  
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине: «Технология социальной работы»

на  тему: «Технология решения социальных проблем молодежи » 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка ФФиС 

                    заочного  отделения группа 4.2.СРЗ

                  специальность «социальная работа»

                    Фаттахова Э.В.

              Проверила: старший преподаватель              Васильева Н.Л.  
               
               
               
               
               
               
               

Уфа – 2009 год

Содержание 

Введение..................................................................................................................3 

Глава 1. Положение молодежи в российском обществе 

    1. Молодежь  как особая социально-демографическая  группа.........................5
 
    1. Ценностные  ориентации современной молодежи.......................................12
 
    1. Социальные  проблемы молодежи.................................................................19
 
 

Глава 2. Деятельности органов по решению социальных проблем молодежи  

2.1 Структура  и задачи социальной службы  для молодежи.............................20 

Заключение..........................................................................................................30 

Список  использованной литературы.............................................................33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

           Актуальность. Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодежи.

     Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллиона молодых  граждан — 27 % от общей численности населения страны, в РБ численность молодежи составляет около 951тыс. Поэтому тема молодежи актуальна, т.к. выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

      Степень разработанности. В современной социологической литературе имеется значительное количество работ, посвященных изучению проблем социальной защиты молодежи.

      В современной литературе данная тема «Положение и социальная защита молодежи в российском обществе» рассмотрена под углом зрения, во-первых, общих методологических подходов к пониманию социальной защиты молодежи, его структуры и содержания, во-вторых, теории социальной работы и семьеведения, что предполагает анализ социальной защиты молодежи как специфической практической деятельности и учебном процессе.

      По  проблеме положения и социальной защиты молодежи в российском обществе проводили исследования: Ю.П. Аверин, Н.Ф. Басова, В.М. Басов, Ю.Р. Вишневский, А.И. Войтенко, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Б.В. Дубин, В.И. Жуков, З.Н. Журавлев, И.Г. Зайнышев, С.Д. Ильенкова, В.И. Курбатов, Е.И. Комарова, А.И. Ляшенко, П.Д. Павленок, А.В. Петров, Т.И. Самсонов, С.В. Скутнева, В.Е. Семенов, Ж.Т. Тощенко, С.В. Тетерский, М.И. Фирсов, Е.И. Холостова, Л.Ф. Шаламова, В.Т. Шапко, А. Швейцер, Е.Е. Юрков и другие.

      Эффективность социальной защиты молодежи в современных  рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время социальная защита молодежи мало исследована, и в числе ее главных проблем можно назвать следующее: исследование организационных структур социальной защиты; моделирование деятельности социальных служб; разработка критериев, позволяющих оценивать качество социальной защиты молодежи, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала и др. Поэтому актуальность изучения сущности положения и социальной защиты молодежи в российском обществе и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы исследования.

      Объектом  курсовой работы как исследования является молодежь как социальная группа.

      Предметом курсовой работы как исследования является технология решений социальных проблем молодежи.

      Цель: изучение сущности решения социальных проблем молодежи в российском обществе.     

      Задачами  исследования являются следующие пути решения этой проблемы:

  1. рассмотреть молодежь как социально – демографическую группу;
  2. охарактеризовать социальные проблемы молодежи;
  3. определить ценностные ориентиры молодежи;
  4. проанализировать структуры социальных служб.

      Структура работы. Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 

     Глава 1. Положение молодежи в российском обществе.

     1.1 Молодежь как особая  социально-демографическая  группа.

     Молодежь - это особая социально - демографическая группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества. Границы молодежного возраста подвижны. Они состоят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния  и культуры, условий жизни людей, продолжительности жизни людей. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет1. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

     Молодежь  как социально- демографическая  группа характеризуется и общими (психологическими, социальными, возрастными), и специфическими чертами. При этом социальные и психологические характеристики претерпевают изменения в зависимости от возраста, условий жизнедеятельности молодежных групп, что связано, главным образом, с их местом и ролью в социальной структуре общества.2

     Прежде  всего, необходимо иметь в виду, что  эта социально – демографическая  группа находится на переходной стадии развития (от детства к миру взрослых). Причем, естественно, что разные возрастные подгруппы (14-18, 19-21, 22-24, 25-30 - летние) по – своему переживают этапы осмысления норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статусов и, конечно же, семейной социализации. Особого внимания заслуживает социализация молодежи (включая подростковую – 12-14 лет) до 25 лет. Все это выражается, в конечном счете, в специфических молодежных формах сознания и поведения, в понятиях молодежной субкультуры, в отношении к референтным группам, к  страшим возрастным группам с учетом, естественно, принадлежности тех или иных слоев молодежи к социально – профессиональным, социально – классовым и другим категориям населения. Иначе, с учетом места и роли молодежи в социальной структуре общества.

     Социальная  структура представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными и другими группами, слоями и общностями людей. Она отражает дифферецианцию общества на группы, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга.3

     Различают социальную структуру в широком и узком смысле. В первом случае она включает социальные группы, слои и классы, коллективы, этнические общности, профессиональные, демографические и другие общностные группы. В социальную структуру в узком смысле включают общественные классы, социальные группы и слои, т.е. группы людей, занимающих особое место в системе общественного производства, играющих определенную, только им присущую роль в общественной организации труда. Другие группы, входящие в социальную структуру в широком смысле, различают между собой не место в системе общественного производства, а признаки расового, национального, половозрастного характера.4

     Функционируя  в системе общественного разделения труда, общественного производства, сложившихся общественно -  экономических и социально – политических  отношений, социально – демографические группы также испытывают влияние этих факторов на свое положение в обществе, на свою жизнедеятельность, свой образ жизни, в их жизни по – разному реализуется принцип социальной справедливости, социального равновесия. Об этом свидетельствуют различное положение разных социально – этнических групп в том или ином обществе, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда, значительных групп молодежи.

      В теории и практике работы с молодежью  важное значение имеются также иные квалификации молодежи, а именно: «малая группа», «референтная группа», «первичная группа», формальные и неформальные группы.

      К малым группам относят группам, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временно промежуток не менее полугода. Численность их составляет от 2 до 50 человек, иногда и больше. К малым группам относят коллективы бригад, небольших участков, малых предприятий, постоянные и временные учебные коллективы, небольшие воинские подразделения и др. разновидностью малых групп являются так называемые первичные группы (семьи, соседские группы, бригады и т.д.). Социологические и психологические знания таких групп помогает нередко решать такие вопросы, которые неразрешимы в формальных объединениях, группах. Дело в том, что малая группа характеризуется исключительно высокой степенью эмоциональных отношений  и идентификации членов с этими группами. Именно в них обеспечивается процесс первичной социализации и осуществляется непосредственное вхождение в другие, вторичные группы. Использование эмоционального воздействия здоровых членов этих малых групп на «заблудшие», в частности, отличающихся девиантным поведением, часто оказывается тем способом, с помощью которого решаются вопросы более эффективно, чем путем воздействия на таких людей официальных институтов.

      То  же можно сказать о референтных  группах, под которыми понимается реальная или воображаемая социальная группа, общность, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнения.

      Немалую роль в решении социальных проблем  молодежи может сыграть учет специфики  неформальных групп, члены которых  находятся между собой в особых социально – психологических, неофициальных отношениях: дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатии и т.д. Как правило, такие группы складываются в рамках формальных групп. Последние обладают юридическим статусом, являются частью социального института, организации, имеют целью достижение какого-либо определенного результата на основе разделения труда и специализации функции, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Важно подчеркнуть, что функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т.е. фиксированы в положениях, инструкциях и в других нормативных документах.

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью