Технологии социальной работы с безработной молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 11:12, доклад

Описание работы

Относительно эффективным инструментом решения проблемы заня-

тости молодежи оказывается в современной России организация специали-

зированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-

Петербурге, в 1992 году. В настоящее время такого рода учреждения (бир-

жи, центры, службы), действуют более чем в 50 субъектах федерации. Аб-

солютное большинство из них создано при Комитетах по делам молодежи

областных правительств.

Работа содержит 1 файл

Технологии ср с молодежью.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Вторая модель, более типичная, особенно для молодых  женщин, мо-

жет быть обозначена как рентные отношения. Государственные  пособия

воспринимаются  в качестве относительно реального источника средств

существования, во всяком случае, на какой-то период.

Третья модель, опять-таки, более типичная для старшего поколения,

нежели молодых, предполагает формирование альтернативного  жизненно-

го стиля. Это  уход в семейное, натуральное хозяйство, личные увлечения;

переосмысление  личных приоритетов, приводящее к падению  ценности

занятости как  таковой. Если для старших возрастов  эту модель можно со-

относить с  ретритизмом по Р. Мертону__________, то для молодежи это своеобразная

деперсонализация будущего. Последнее начинает рассматриваться как

формируемое внешними, не зависящими от человека, силами.

Четвертую модель определим как хаотический поиск. Она выстраи-

вается на основе отсутствия выраженных приоритетов, готовности взяться

за любое дело именно оттого, что нет реальных ориентаций. Результатом,

как правило, оказывается  состояние неудовлетворенности, или  закрепле-

ние вторичности  производственной активности как таковой, что в совре-

менных условиях означает маргинализацию, с тенденцией к перманентно-

му понижению  статуса.

Пятую модель, наиболее типичную для молодых людей, в  литерату-

ре иногда определяют как продуктивное иждивенчество. Юноши  и девуш-

ки используют ресурсы семьи, не только для «пережидания»  периода по-

94 Молодежная  политика. Информационный бюллетень №118-120/ Под ред. В. К. Кри-

ворученко, Б. А. Ручкина и др. М., 1997. С. 44.

95 Sabel C. F. Work and politics: the division of labor in industry. Cambridge. Cambridge

university press. 1982.

111

иска работы, но и собственно для самого поиска. Высказываются сообра-

жения по поводу соотнесенности этой модели со стратегиями  поведения,

типичными для  традиционных обществ. Однако, здесь  имеет место оче-

видное существенное различие. В традиционных культурах  молодые люди

принимают предопределенную идентичность, интернализуют родитель-

ский выбор. В  современной России речь идет просто об использовании ре-

сурсов родительской семьи, при том, что система ценностей  юношей и де-

вушек не претерпевает, в результате, существенных деформаций.

Следующая модель может быть названа сетевой. В  ней происходит

интенсивное использование  ресурсов социальных сетей, доступных  для

молодого человека. Это связи родственников, возможности  референтного

круга общения, перспективы использования личного  окружения в качестве

потребителей  предлагаемых услуг.

Последняя, адаптивная модель предполагает действенное изменение

собственного  «я», приобретение конкурентоспособных  навыков и ресур-

сов. Она предполагает способность видеть многообразие сфер приложения

собственных сил; предметизацию оценок, намерений, планов; накопление

опыта на свободном  рынке труда; включает возможность  переобучения.

4. 5. Стратегии  профессионального консультирования

Нормативные документы, определяющие направленность деятельно-

сти социальных служб в плане поддержки занятости молодежи, содержат

комплексное понимание  профессиональной ориентации. Она рассматрива-

ется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющий-

ся в форме  заботы общества о профессиональном становлении подрас-

тающего поколения, развития природных дарований, осуществлении  ком-

плекса мер  содействия в профессиональном самоопределении, выборе оп-

тимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей инди-

вида, ситуации на рынке труда96.

Это понимание предполагает деятельность соответствующих соци-

альных служб  в качестве посредников на рынке  труда, ориентированных

не на «управление» им, а на регулирование возникающих  отношений.

Содержанием деятельности социальных служб, работающих в сфере  занятости,

становятся, таким образом, прежде всего, анализ и мобилизация индивидуальных и со-

циальных ресурсов клиентов. Профессиональное консультирование при этом, во-

первых, приобретает  характер сложной программно-целевой  деятельности, во-вторых,

индивидуализируется, в-третьих, ориентируется на видоизменение институциональных

форм организации  занятости. Главным предметом для  консультирования оказываются

96 Положение  о профессиональной ориентации  и психологической поддержке  населе-

ния в РФ. Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития

РФ от 27 сентября 1996 года. М., 1996. С. 1.

112

формы coping behavior (на русский язык переводимого обычно как конструктивная

адаптация, или  совладающее поведение).

Проблема состоит  в том, что службы занятости достаточно жестко

ориентированы на структурацию своей деятельности по типу, исключаю-

щему возможности  оптимизации механизмов конструктивной адаптации.

Это обусловлено, прежде всего, жестким дефицитом  средств. Руководство

служб принуждено ориентироваться на реализацию ограниченных про-

грамм переобучения и информационное консультирование. Клиентам

предлагается  банк данных по вакансиям и небогатый  набор профессий, ко-

торые они могут  освоить. Напротив, ожидания клиентов связаны с получе-

нием подробной  информации об условиях труда и содержании деятельно-

сти на предлагаемой работе, овладением навыков поведения  при прохож-

дении конкурса, приобретением возможности попробовать  свои силы в но-

вом деле.

Между тем, для  сотрудников службы занятости информация об ус-

ловиях труда (первая по важности для клиентов) занимает десятое место

(по данным  исследований в Краснодарском  крае); зеркальная картина в от-

ношении консультаций по вопросам возможности переподготовки (высоко

ценной с точки  зрения сотрудников службы, и малозначимой с позиций

клиентов), равно  как и информации об организации  собственного дела.

Службы занятости, очевидным образом, не учитывают  реального

уровня активности клиентов, структуры их ожиданий. Особенно очевидно

это проявляется  в практиках квотирования рабочих мест для молодежи:

интерес юношей и девушек к такого рода трудоустройству  минимален.

Аналогичным образом, и приоритетные для сотрудников  служб занятости

мероприятия в  области переобучения молодежью  воспринимаются неадек-

ватно в силу непопулярности набора предлагаемых специальностей. Такое

__________положение  вещей связано с медленной  переориентацией специалистов,

осуществляющих  профессиональную ориентацию, с характерной  для со-

ветской эпохи  модели однократного выбора профессии  на востребуемую

современной эпохой, характеризуемой обособлением рынков труда и про-

фессий, очевидностью трассирования траектории занятости  на протяжении

жизни одного человека (предполагающей смену нескольких профессий).

Сохраняются как  консервативные подходы к профессиональному

обучению, так  и интерпретации профессионального  ориентирования, адек-

ватные скорее предшествующей эпохе. Именно здесь  видятся перспективы

для молодежных служб занятости, как способных  предложить не просто

модифицированные  формы услуг, но новую идеологию профессионально-

го консультирования в целом.

Такая идеология  должна быть ориентирована на формирование у

юношей и девушек  навыков активных агентов рынка, самомаркетологов,

способных не просто приобретать те или иные навыки, но и продавать их.

113

Речь при этом идет о проектировании индивидуального  стиля деятельно-

сти как основы для индивидуальной траектории адаптации.__

Информация о работе Технологии социальной работы с безработной молодежью