Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 11:12, доклад
Относительно эффективным инструментом решения проблемы заня-
тости молодежи оказывается в современной России организация специали-
зированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-
Петербурге, в 1992 году. В настоящее время такого рода учреждения (бир-
жи, центры, службы), действуют более чем в 50 субъектах федерации. Аб-
солютное большинство из них создано при Комитетах по делам молодежи
областных правительств.
Технологии социальной работы с безработной молодежью
Относительно эффективным инструментом решения проблемы заня-
тости молодежи
оказывается в современной
зированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-
Петербурге, в 1992 году. В настоящее время такого рода учреждения (бир-
жи, центры, службы), действуют более чем в 50 субъектах федерации. Аб-
солютное большинство из них создано при Комитетах по делам молодежи
областных правительств.
Характерным примером может служить соответствующая организа-
ция в Саратовской области. Она возникла в 1994 году как молодежная
биржа труда, в 1997 была преобразована в «Центр занятости молодежи».
Статус организации – государственное учреждение, находящееся в непо-
средственном подчинении департамента ФГСЗН по Саратовской области
(последнее относительно
нетипично, поскольку
служб в регионах создавалось при комитетах по делам молодежи и анало-
гичных организациях).
Центр осуществляет диспетчеризацию рабочих мест, выступая в ро-
ли посредника между предпринимателями, ищущими рабочую силу, и мо-
лодыми людьми, ищущими приложения своих возможностей. Развертыва-
ется масштабная рекламная кампания, в центре которой – издание инфор-
мационного бюллетеня «Работа. Образование. Карьера», тиражом порядка
400 тысяч экземпляров.
Консультационные услуги
ческому, психологическому профилям. Интенсивно ведется, естественно,
профессиональное консультирование.
Центр взаимодействует с частными кадровыми агентствами, акцен-
тируя внимание непосредственно на отношениях с предприятиями. На ос-
новании анализа заявок формируется банк данных по рабочим местам и
специалистам, юридическая
служба разрабатывает проекты
Близкой по смыслу к программам, осуществляемым в Великобрита-
нии в соответствии с идеологией «Нового профессионализма», является
программа «Молодежная практика». В ее рамках Центром заключаются
договора с предприятиями, согласно которым с участниками программы
подписываются подрядные или срочные трудовые соглашения на срок до 6
месяцев, при этом Центр из фонда занятости перечисляет на счет работо-
дателя для оплаты услуг практикантов средства из расчета трех минималь-
ных оплат труда в месяц согласно ЕТС. По истечении срока практики мо-
лодые люди получают соответствующую запись в трудовую книжку. В
1999 – 2000 годах шел интенсивный рост по этой программе, охватывав-
108
шей до 60 % молодых специалистов региона. «Молодежная практика» с
1999 года взаимодействует с бюро вторичной занятости студентов, высту-
пившим в роли координирующего центра для студенческих кадровых
агентств семи вузов Саратова.
В целом с 1994 года Центр оказал услуги почти 25 тысячам юношей
и девушек, 45 % которых составили подростки. Было трудоустроено более
11 тысяч, и по программе «Молодежная практика» порядка 800 человек.
При этом Центр работает с рядом категорий молодежи, которыми не зани-
мается ФГСЗН: подростки до 14 лет, школьники и студенты, а также лица,
имеющие работу, но желающие ее сменить (все они под закон «О занято-
сти» не подпадают).
Экономическое пространство российского общества с начала девяностых го-
дов характеризуется активной экспансией, выражая тенденцию к тотальному охвату
жизненного пространства. Система __________координат в нем задается параметрикой процессов
формирования личности, соответствующей нормативному типу, описываемому теорией
рационального действия: человека экономического. Важнейшие индексы – «стоимост-
ное» восприятие мира (вещей, отношений, символов); иерархизация занятий по крите-
рию экономической целесообразности; деловая активность и реальная включенность в
отношения экономического пространства; отношение к собственности и типам органи-
зации хозяйственной деятельности. Данная область жизненного пространства, как и все
остальные, наряду с количественными имеет качественные измерения, выражающие
различные аспекты
субъективного
свой топос в нем ощущается, прежде всего, в необеспеченности гарантии права на труд.
По данным Л. Н. Лесохиной, в первой половине девяностых годов
среди петербургских студентов доля полагавших, что сможет по оконча-
нии вуза найти работу (36%), чуть превышала долю сомневавшихся в этом
(34%), в то время как однозначно ощущали свою невостребованность лишь
1/10.90 К 1995-1996 годам ощущает бесперспективность своего образова-
ния в практическом плане половина выпускников. Важнее, однако, каковы
их установки на ожидаемую работу, поскольку ими определяется поле по-
иска ее возможных вариантов. По данным ВЦИОМ 1995 года, для юношей
и девушек в наименьшей степени определяющей являлась возможность га-
рантированного твердого заработка. Работа, дающая высокий заработок,
пусть без гарантий, более предпочтительна для 46%, но и в этом отноше-
нии молодежь, опережая старшие возраста, уступает наиболее активному
трудовому возрасту. Зато желающих открыть собственное дело по моло-
дежной группе втрое больше, чем по любой другой91.
Наши данные позволяют судить о содержании отношения к собст-
венности. В целом
по выборке выстраивается
собственность означает право на хороший доход (55,84%), независимость
(54,94%), возможность наладить дело как следует (28,74%), принадлежать
90 См.: Социология молодежи/ Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 151.
91 Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Возрастные различия в оценках будущего России // Со-
циологический журнал. 1996. №3\4. С. 51, 53.
109
к числу хозяев жизни (21,25%), быть не хуже других (14,16%). Статусные
характеристики выступают в роли второстепенных; собственность для
учащейся молодежи связана непосредственно с получением дохода, и зна-
чительно менее с положением в обществе.
Примечательна максимальная выраженность всех типов оценки
учащимися элитных школ, при относительной пассивности учащихся кол-
леджей. Самостоятельный рейтинг ценностей демонстрируют студенты:
здесь первую позицию занимает возможность наладить дело как следует
(65,10%).
Наиболее тесно
связана с достатком
щихся элитных школ (89,24%). Эта группа соотносит собственность с до-
ходами, свободой, и в наименьшей степени с содержанием трудовой дея-
тельности, поскольку принадлежит к семьям, ориентированным на высо-
кие жизненные стандарты, готовым платить за образование детей, и не
ставящих их перед необходимостью прирабатывать, в силу чего трудовая
деятельность для этой группы не актуализирована.
В российском социуме понимание собственности для ряда социаль-
ных, возрастных групп остается еще слабо соотнесенным с повседневным
бытием своего «Я». Как писал в свое время В. В. Розанов, в России вся
собственность выросла из «выпросил», или «подарил» или кого-нибудь
«обобрал». Труда в собственности очень мало. И от этого она не крепка и
не уважается92. Она не конкретизируется в практическом, созданном са-
мостоятельно деле, тем более, постановке производства. Сдвиги в этом от-
ношении связаны с существенными изменениями, происходящими в вос-
приятии собственности молодым поколением. Примечательны в этом пла-
не приводимые С. А. Ежовым данные 1993-1995 годов по профессиональ-
ным, карьерным ориентациям школьников 7-11 классов Петербурга, Рос-
това-на-Дону, Братска, Нефтекамска. Доминировали экономические, юри-
дические, связанные с рекламой профессии93. Гуманизацию профессио-
нальных ориентаций можно было бы приветствовать, как общую тенден-
цию, но хозяйственный комплекс не может быть сведен только к сфере ус-
луг; главное же в том, что школьников привлекает не содержание труда,
как таковое, а ожидаемые доходы. Сегодня профессиональные ориентации
меняются в сторону деятельности, связанной с обслуживанием менедж-
мента; важнейшим в выборе работы остается уровень ее оплаты.
В контексте крайне сдержанных ориентаций на производственную
сферу со сдержанным оптимизмом надо воспринимать фиксируемые ря-
дом опросов устремления молодежи в сферу предпринимательства (по
данным С. П. Малахова, опросы молодежи Ханты-Мансийского нацио-
92 Розанов В. В. Уединенное. М., 1991. С. 25.
93 См.: Социология молодежи/ Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 152.
110
нального округа выявили желание открыть свое дело у 40,4%)94. Эта ак-
тивность, во-первых, мотивируется для большинства стремлением к при-
были, а не организации дела, во-вторых, ориентирована преимущественно
в область посреднической торговли и услуг. В целом же положение моло-
дежи в экономическом пространстве остается маргинальным.
Поведение работников в производственной сфере, как показал Чарльз Сейбел,
можно понять лишь с учетом структуры их представлений о мире в целом (world view).
Эта структура включает набор идей о труде, опыт решений в профессиональной сфере,
амбиции и конфигурируется на основе системы канонов, правил, нормативных уста-
новлений, которые и определяют индивидуальные стратегии95.
Рассмотрение тезауруса стратегий поведения молодежи, осуществ-
ляющей поиск работы, позволяет выделить следующие модели.
Для относительно незначительной группы (в старших возрастах она
существенно больше) присвоение статуса безработного может оказываться
пространством борьбы с государством. Индивид воспринимает свою си-
туацию как социальную несправедливость, чувствует себя ущемленным и
сосредоточен на отстаивании того, что понимает как свои права.
Информация о работе Технологии социальной работы с безработной молодежью