Технологии социальной работы с безработной молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 11:12, доклад

Описание работы

Относительно эффективным инструментом решения проблемы заня-

тости молодежи оказывается в современной России организация специали-

зированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-

Петербурге, в 1992 году. В настоящее время такого рода учреждения (бир-

жи, центры, службы), действуют более чем в 50 субъектах федерации. Аб-

солютное большинство из них создано при Комитетах по делам молодежи

областных правительств.

Работа содержит 1 файл

Технологии ср с молодежью.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Технологии социальной работы с безработной молодежью

Относительно  эффективным инструментом решения  проблемы заня-

тости молодежи оказывается в современной России организация специали-

зированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-

Петербурге, в 1992 году. В настоящее время такого рода учреждения (бир-

жи, центры, службы), действуют более чем в 50 субъектах  федерации. Аб-

солютное большинство  из них создано при Комитетах  по делам молодежи

областных правительств.

Характерным примером может служить соответствующая организа-

ция в Саратовской  области. Она возникла в 1994 году как  молодежная

биржа труда, в 1997 была преобразована в «Центр занятости  молодежи».

Статус организации  – государственное учреждение, находящееся  в непо-

средственном  подчинении департамента ФГСЗН по Саратовской области

(последнее относительно  нетипично, поскольку большинство  подобных

служб в регионах создавалось при комитетах по делам молодежи и анало-

гичных организациях).

Центр осуществляет диспетчеризацию рабочих мест, выступая в ро-

ли посредника между предпринимателями, ищущими  рабочую силу, и мо-

лодыми людьми, ищущими приложения своих возможностей. Развертыва-

ется масштабная рекламная кампания, в центре которой  – издание инфор-

мационного бюллетеня  «Работа. Образование. Карьера», тиражом порядка

400 тысяч экземпляров.  Консультационные услуги оказываются  по юриди-

ческому, психологическому профилям. Интенсивно ведется, естественно,

профессиональное  консультирование.

Центр взаимодействует  с частными кадровыми агентствами, акцен-

тируя внимание непосредственно на отношениях с  предприятиями. На ос-

новании анализа  заявок формируется банк данных по рабочим местам и

специалистам, юридическая  служба разрабатывает проекты договоров.

Близкой по смыслу к программам, осуществляемым в Великобрита-

нии в соответствии с идеологией «Нового профессионализма», является

программа «Молодежная  практика». В ее рамках Центром заключаются

договора с  предприятиями, согласно которым с  участниками программы

подписываются подрядные или срочные трудовые соглашения на срок до 6

месяцев, при  этом Центр из фонда занятости  перечисляет на счет работо-

дателя для  оплаты услуг практикантов средства из расчета трех минималь-

ных оплат труда  в месяц согласно ЕТС. По истечении  срока практики мо-

лодые люди получают соответствующую запись в трудовую книжку. В

1999 – 2000 годах  шел интенсивный рост по этой  программе, охватывав-

108

шей до 60 % молодых  специалистов региона. «Молодежная  практика» с

1999 года взаимодействует  с бюро вторичной занятости  студентов, высту-

пившим в роли координирующего центра для студенческих кадровых

агентств семи вузов Саратова.

В целом с 1994 года Центр оказал услуги почти 25 тысячам  юношей

и девушек, 45 % которых  составили подростки. Было трудоустроено  более

11 тысяч, и  по программе «Молодежная практика» порядка 800 человек.

При этом Центр  работает с рядом категорий молодежи, которыми не зани-

мается ФГСЗН: подростки до 14 лет, школьники и  студенты, а также лица,

имеющие работу, но желающие ее сменить (все они под  закон «О занято-

сти» не подпадают).

Экономическое пространство российского общества с начала девяностых го-

дов характеризуется  активной экспансией, выражая тенденцию  к тотальному охвату

жизненного пространства. Система __________координат в нем  задается параметрикой процессов

формирования  личности, соответствующей нормативному типу, описываемому теорией

рационального действия: человека экономического. Важнейшие  индексы – «стоимост-

ное» восприятие мира (вещей, отношений, символов); иерархизация занятий по крите-

рию экономической целесообразности; деловая активность и реальная включенность в

отношения экономического пространства; отношение к собственности  и типам органи-

зации хозяйственной  деятельности. Данная область жизненного пространства, как и все

остальные, наряду с количественными имеет качественные измерения, выражающие

различные аспекты  субъективного пространственного  бытия. Молодыми поколениями

свой топос  в нем ощущается, прежде всего, в  необеспеченности гарантии права на труд.

По данным Л. Н. Лесохиной, в первой половине девяностых годов

среди петербургских  студентов доля полагавших, что сможет по оконча-

нии вуза найти  работу (36%), чуть превышала долю сомневавшихся  в этом

(34%), в то время  как однозначно ощущали свою  невостребованность лишь

1/10.90 К 1995-1996 годам ощущает бесперспективность своего образова-

ния в практическом плане половина выпускников. Важнее, однако, каковы

их установки  на ожидаемую работу, поскольку ими  определяется поле по-

иска ее возможных  вариантов. По данным ВЦИОМ 1995 года, для  юношей

и девушек в  наименьшей степени определяющей являлась возможность га-

рантированного  твердого заработка. Работа, дающая высокий  заработок,

пусть без гарантий, более предпочтительна для 46%, но и в этом отноше-

нии молодежь, опережая старшие возраста, уступает наиболее активному

трудовому возрасту. Зато желающих открыть собственное  дело по моло-

дежной группе втрое больше, чем по любой другой91.

Наши данные позволяют судить о содержании отношения  к собст-

венности. В целом  по выборке выстраивается следующий рейтинг. Иметь

собственность означает право на хороший доход (55,84%), независимость

(54,94%), возможность  наладить дело как следует  (28,74%), принадлежать

90 См.: Социология  молодежи/ Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 151.

91 Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Возрастные различия в оценках будущего России // Со-

циологический журнал. 1996. №3\4. С. 51, 53.

109

к числу хозяев жизни (21,25%), быть не хуже других (14,16%). Статусные

характеристики  выступают в роли второстепенных; собственность для

учащейся молодежи связана непосредственно с получением дохода, и зна-

чительно менее  с положением в обществе.

Примечательна максимальная выраженность всех типов  оценки

учащимися элитных  школ, при относительной пассивности  учащихся кол-

леджей. Самостоятельный  рейтинг ценностей демонстрируют студенты:

здесь первую позицию  занимает возможность наладить дело как следует

(65,10%).

Наиболее тесно  связана с достатком собственность  по мнению уча-

щихся элитных  школ (89,24%). Эта группа соотносит  собственность с до-

ходами, свободой, и в наименьшей степени с содержанием трудовой дея-

тельности, поскольку  принадлежит к семьям, ориентированным  на высо-

кие жизненные  стандарты, готовым платить за образование  детей, и не

ставящих их перед необходимостью прирабатывать, в силу чего трудовая

деятельность  для этой группы не актуализирована.

В российском социуме  понимание собственности для  ряда социаль-

ных, возрастных групп остается еще слабо соотнесенным с повседневным

бытием своего «Я». Как писал в свое время  В. В. Розанов, в России вся

собственность выросла из «выпросил», или «подарил»  или кого-нибудь

«обобрал». Труда  в собственности очень мало. И  от этого она не крепка и

не уважается92. Она не конкретизируется в практическом, созданном са-

мостоятельно  деле, тем более, постановке производства. Сдвиги в этом от-

ношении связаны  с существенными изменениями, происходящими  в вос-

приятии собственности  молодым поколением. Примечательны  в этом пла-

не приводимые С. А. Ежовым данные 1993-1995 годов по профессиональ-

ным, карьерным  ориентациям школьников 7-11 классов Петербурга, Рос-

това-на-Дону, Братска, Нефтекамска. Доминировали экономические, юри-

дические, связанные  с рекламой профессии93. Гуманизацию  профессио-

нальных ориентаций можно было бы приветствовать, как  общую тенден-

цию, но хозяйственный комплекс не может быть сведен только к сфере ус-

луг; главное  же в том, что школьников привлекает не содержание труда,

как таковое, а  ожидаемые доходы. Сегодня профессиональные ориентации

меняются в  сторону деятельности, связанной  с обслуживанием менедж-

мента; важнейшим  в выборе работы остается уровень  ее оплаты.

В контексте  крайне сдержанных ориентаций на производственную

сферу со сдержанным оптимизмом надо воспринимать фиксируемые  ря-

дом опросов  устремления молодежи в сферу  предпринимательства (по

данным С. П. Малахова, опросы молодежи Ханты-Мансийского  нацио-

92 Розанов В.  В. Уединенное. М., 1991. С. 25.

93 См.: Социология  молодежи/ Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 152.

110

нального округа выявили желание открыть свое дело у 40,4%)94. Эта ак-

тивность, во-первых, мотивируется для большинства стремлением  к при-

были, а не организации  дела, во-вторых, ориентирована преимущественно

в область посреднической торговли и услуг. В целом же положение  моло-

дежи в экономическом  пространстве остается маргинальным.

Поведение работников в производственной сфере, как показал  Чарльз Сейбел,

можно понять лишь с учетом структуры их представлений  о мире в целом (world view).

Эта структура  включает набор идей о труде, опыт решений в профессиональной сфере,

амбиции и конфигурируется  на основе системы канонов, правил, нормативных уста-

новлений, которые  и определяют индивидуальные стратегии95.

Рассмотрение  тезауруса стратегий поведения  молодежи, осуществ-

ляющей поиск  работы, позволяет выделить следующие модели.

Для относительно незначительной группы (в старших  возрастах она

существенно больше) присвоение статуса безработного может  оказываться

пространством борьбы с государством. Индивид воспринимает свою си-

туацию как  социальную несправедливость, чувствует себя ущемленным и

сосредоточен  на отстаивании того, что понимает как свои права.

Информация о работе Технологии социальной работы с безработной молодежью