Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:27, курсовая работа
Целями данной работы являются:
• изучение методики социальной адаптации лиц без определённого места жительства,
• выявления причины возникновения бездомничества и бродяжничества
• освещение роли государства в этом вопросе
Мною была предпринята попытка решить следующие задачи:
• разработка методик по сокращению количества бездомных
• определение сущности понятия социальная адаптация
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Бездомность и ее причины…………………………………………..6
§ 1.1 Определение понятия «БОМЖ»…………………………………..6
§ 1.2 История бомжей в России…………………………………………7
§ 1.3 Причины и факторы появления бездомных……………………..9
Глава 2. Методика социальной адаптации бездомных…………………….13
§ 2.1 Социально-трудовая адаптация бездомных…………………….13
§ 2.2 Особенности социальной адаптации лиц без определенного места
жительства……………………………………………………………….16
§ 2.3 Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж………………………………………………………………………19
Глоссарий………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………..27
Собственный выбор послужил причиной ухода на улицу лишь в 7 случаях из 100. Основная масса бездомных - лица 35–54 лет. Очевидно, людям, которые росли еще в СССР, значительно труднее приспособиться к новым общественным отношениям. Возрастная структура бездомных вызывает тревогу потому, что явное преобладание в ней не старых людей можно рассматривать как потенциальный ресурс криминального мира.
Факторы, определяющие численность бездомных.
Даже при той колоссальной стигматизации, которая характерна для положения лиц «бомж» в России, они не являются изолированной (замкнутой) социальной группой. Численность бомжей постоянно изменяется и определяется, прежде всего, тремя основными факторами:
- скоростью (массовостью)
пополнения этой социальной
- скоростью (массовостью)
оттока бездомных в другие
социальные группы и, в первую
очередь, скоростью (
- смертностью.
Репродукция внутри этого сообщества, разумеется, тоже играет определенную роль, но она не существенна по сравнению с определяющими факторами, указанными выше.
Причины, по которым в России люди становятся и остаются бездомными, являются производными множества взаимосвязанных факторов, основными из которых являются политика, экономика и кризис института семьи. Комплексный анализ причин бездомности и численности бездомных показывает, что уровень бездомности и длительность бездомного существования являются показателем того, насколько права человека, его свободы и интересы находятся в фокусе политики государства; того, какое место в системе ценностей элит, определяющих политику государства, занимает человек. Формирование российской бездомности в масштабах и с особенностями, которые присущи ей сегодня, свидетельствует о том, что в стране отсутствует продуманная государственная политика профилактики бездомности, ресоциализации, социально-трудовой реабилитации, что эти вопросы не являются значимыми для властей. Невыполнение семьей своего предназначения также приводит к различным негативным последствиям, в том числе к бездомности. В условиях явной недостаточности государственных и общественных механизмов защиты прав и свобод человека значение семейного фактора в каждом конкретном случае становится решающим как в вопросах профилактики бездомности, так и в вопросах ресоциализации бездомного.
Остальные причины бездомности, по сути, являются лишь частными проявлениями совместного действия этих двух причин, и их скорее можно характеризовать как механизмы развития проблемы бездомности.
Глава 2.
Методика социальной адаптации бездомных
§ 2.1
Социально-трудовая адаптация бездомных
Бомжи в стране представляют неоднородную группу, у разных типов представителей которой имеются абсолютно разные социально-экономические интересы. Следовательно, и государственная политика их социально-трудовой адаптации также будет сильно различаться. В тоже время политика социальной адаптации рассматриваемых категорий граждан должна учитывать и то обстоятельство, что эти лица различаются по своим индивидуальным (прежде всего, половозрастным, социальным и т.п.) характеристикам. В наибольшей степени трудовая адаптация бомжей актуальна для лиц «средних» возрастных групп, с одной стороны, имеющих возможность полноценно работать, но с другой стороны, с точки зрения работодателей, не имеющих трудовых перспектив вследствие приближения к пенсионному возрасту. Следовательно, компонент трудовой адаптации является исключительно значимым для государственной политики социально-трудовой адаптации этой категории лиц. Кроме того, важно отметить, что для лиц младших возрастных групп этой категории лиц важно создать долгосрочные предпосылки для реализации их способностей к трудовой деятельности. В то же время для лиц старших возрастных групп важнее создать предпосылки для стабильных заработков и социального обустройства. Проблема лиц без определенного места жительства и их социальной и трудовой реабилитации не является специфической для Российской Федерации – такие граждане есть в каждой экономически развитой стране. Тем не менее, Россия уникальна в том отношении, что осуществленный в ней переход к рыночной экономике потребовал внедрения демократических процедур государственной политики по отношению к таким гражданам взамен ранее широко практиковавшихся репрессивных методов. Эти методы предполагают, с одной стороны, обращение лиц «бомж» за помощью в органы социальной защиты населения на основе принципа добровольности. С другой стороны, необходима разработка таких программ социальной и трудовой адаптации этих граждан, которые могли бы частично окупаться за счет будущих налоговых поступлений от занятости лиц «бомж», по отношению к которым меры трудовой адаптации оказались результативными.7
В настоящее время бездомные
не могут официально (легально) трудоустроиться.
Это обусловлено тем, что в
перечне документов, которые в
соответствии со ст.65 Трудового кодекса
РФ необходимы для трудоустройства,
указаны документы, которые не могут
быть получены бездомными. Например, страховое
свидетельство государственного пенсионного
страхования, которое оформляется
территориальным органом
Таким образом, положение
бомжей в России удручающее. Правительство
своими действиями и решениями фактически
исключили бездомных из легальных
социально-экономических
§ 2.2
Особенности социальной
адаптации лиц без
Одним из направлений развития системы оказания социальной поддержки лиц «бомж» является их трудовая реабилитация и создание нормальных условий для общественно-полезного труда.
Работа по организации
занятости бомжей ведется с 1996 года
с введения в действие «Порядка взаимодействия
органов федеральной
1. Органы федеральной
государственной службы
- о действующих законодательных
и нормативных актах по
- сведения о возможности
трудоустройства данной
- справочные и информационные
материалы, касающиеся
2. Учреждения социальной
помощи проводят с гражданами
работу по следующим
- социальная адаптация граждан;
- содействие в трудовом
устройстве граждан, в том
- консультация граждан
по вопросам получения
- приглашение работников
службы занятости для
3. Учреждения социальной
помощи производят
4. Органы службы занятости:
- на основании полученной
информации ведут
- регистрируют обращающихся
в службу занятости граждан
данной категории и оказывают
им помощь в обеспечении
- разъясняют положения
действующих нормативных актов
в области занятости, проводят
консультации по вопросам прав
граждан в сфере занятости,
выбора или перемены профессии,
- оказывают услуги по
профессиональной ориентации и
консультируют по вопросам
- направляют граждан,
признанных в установленном
- направляют на рабочие
места в счет квоты,
- оказывают содействие в развитии рабочих мест при учреждениях социальной помощи для данной категории граждан.
5. Органы службы занятости
информируют учреждения
Основными мероприятиями
по профилактике бездомности и оказанию
социально-трудовой поддержки лицам
без определенного места
1. Создание различных
учреждений социально-трудовой
2. Привлечение трудоспособных
граждан указанной категории
к общественным и временным
работам на предприятия
Информация о работе Технологии социальной адаптации бездомных