Сушность социального прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной в современном мире, так как, социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно решать возникающие проблемы и привлекать все необходимые для этого ресурсы. Одним из таких успешных механизмов является социальное проектирование.

Содержание

Введение. 1
ГЛАВА 1. Теоретические основы социального проектирования. 3
1.1 Понятие проектирования и близкие ему по смыслу понятия. 3
1.2. Возникновение социального проектирования. 8
1.3. Основные принципы социального проектирования. 11
1.4. Субъект и объект социального проектирования. 13
ГЛАВА 2. Средства и методы социального проектирования. 17
2.1. Методики социального проектирования. 17
2.2. Виды технологий социального проектирования. 20
2.3. Алгоритмы разработки социального проекта. 23
2.4. Факторы, способствующие успешной реализации проекта и типичные ошибки и проблемы социального проектирования. 30
Заключение. 33
Библиографический список. 35

Работа содержит 1 файл

курсач соц. проектирование.docx

— 82.57 Кб (Скачать)

Фактически цель - это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта  рассматриваются с точки зрения соответствия цели. Цель является поводом  для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха.

Процесс построения цели соответствует  в мышлении процессу практической деятельности.

Целеполагание включает в себя три основных звена:

  • отображение потребности (мотив);
  • отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий);
  • отображение   конечных   результатов,   последствий   (прямых   и побочных, желаемых и нежелаемых).

Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое  следует предпринять:

  • в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат;
  • указать сроки предполагаемого достижения цели;
  • определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование;
  • установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута;
  • обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.16

Формулировать цель можно  различными способами, в том числе  и графически. «Дерево целей» - это связанный ориентировочный граф, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения.

Построение «дерева целей» требует детального изучения социального  заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.17

Важно уже на стадии определения  целей предусмотреть все противоречия между ними и избежать дальнейших конфликтов, т, е. уже на этом этапе  проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.

Перед каждой системой выдвигаются  сразу несколько целей. Одну из них  важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой  и направлено функционирование всей системы.

5. Задачи проекта - конкретные действия, которые предстоит осуществить. Задачи прямо вытекают из цели проекта. Конкретность и обозримость результата реализации - отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.

Чтобы задачи «работали», они  должны быть выражены конкретно, при  помощи определенных индикаторов:

  • частные задачи не должны быть растворены в общих;
  • их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.

Задачи - конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.18

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать  и перечислять в виде списка, а  не излагать и описывать в повествовательной  форме.

Задачи формулируются  в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся  измерению в терминах. Если в проекте  перечислен ряд задач, то все они  должны быть связаны между собой  и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта. Признаки хороших задач:

  • являются логическим следствием проблемы;
  • напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
  • сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
  • представляют   собой   конкретные   промежуточные   измеряемые результаты в ходе реализации проекта.19

6. Изыскательский прогноз - характеризует тенденции развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.

7. Нормативный прогноз - это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.

8. Верификации и корректировки производится на основе многочисленных вариантов прогнозов моделирование будущих состояний систем и процессов.

В настоящее время моделирование  - один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования.

9. Модель - это такая мысленно представляемая или материально

реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект

исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам  определенную информацию о системе, формируют информационный образ  будущих объектов.

8. Конструкт - это формирование теоретического знания. Из

многообразия моделей  очень важно выбрать наиболее эффективную при

имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при

достижении запланированного эффекта, - конструкт социальной системы.

9. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выражается в

системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры

как блоков, так и отдельных  элементов, уточняются связи, наличествующие в

ней.

Алгоритм управления проектом представляет собой цикл управленческих функций:

1. Планирование проекта  - определение ресурсного обеспечения, выбор проектной команды и их мотивация (определение «руководителя проекта») и наделение его необходимыми полномочиями по управлению командой, четкое распределение рабочего времени сотрудника между основными функциональными обязанностями и обязанностями в рамках проекта, в дальнейшем - более детальное планирование проекта с учетом текущей ситуации.

2. Организация работы по реализации проекта, либо координация работы (в рамках выделенных средств, в соответствии с поставленными задачами, в поставленные сроки).

3. Контроль реализации каждого этапа проекта, т. е. сбор фактических данных о ходе работ и сравнение их с плановыми (в том числе в рамках проведения совещаний с проектной командой, отчетов руководителя проекта на аппаратных совещаниях или заседаниях, прямых наблюдений, интервью, обзоров документов и т. п.).

4. Анализ результатов реализации каждого этапа проекта, в том числе анализ возможного влияния отклонений на ход реализации проекта в целом и выработка соответствующих управленческих решений.

5. Внесение корректив в существующие планы реализации проекта (в том числе за счет добавления ресурсов, перераспределения ресурсов, расширения масштаба цели проекта, сужения масштаба цели проекта, корректировки технологии, усиления мотивации персонала, изменения состава проектной команды, помощи проектной команде - совет, рекомендация, тренинг, «мозговой штурм», перераспределение обязанностей

ит. п.).

6. На этапе завершения проекта проводится детальный анализ достигнутых результатов, определяются дальнейшие перспективы проекта, в том числе внедрение в деятельность учреждения отработанных технологий через обучение им соответствующих специалистов либо отказ от технологии как неперспективной.

7. Определение жизненного цикла проекта и этапов его реализации (каждый этап включает временные сроки, задачи, результаты и условия реализации, т. е. составляется календарный и ресурсный планы проекта);

8. Разработка критериев результативности проекта.20

2.4. Факторы, способствующие успешной реализации проекта и типичные ошибки и проблемы социального проектирования.

  • Четко поставленные цели. Начиная уже с философии проекта (или его миссии). Приверженность проектной группы заявленным целям.
  • Компетентный руководитель проекта. Грамотный, коммуникабельный руководитель, имеющий необходимый технический и административный опыт.
  • Поддержка со стороны руководителей высшего звена. Все заинтересованные стороны должны знать об этой поддержке.
  • Компетентные члены проектной группы. Успех проекту обеспечивает грамотная и подготовленная группа исполнителей.
  • Ресурсное обеспечение. Финансовые, кадровые, материальные и другие ресурсы в достаточном количестве.
  • Адекватное информационное сопровождение. Наличие необходимой для реализации проекта информации о его целях, статусе, изменениях, организационных условиях.
  • Механизмы управления происходящими событиями и выявления отклонений от плана.
  • Обратная связь. Все заинтересованные стороны по проекту должны иметь возможность изучать положение дел и вносить соответствующие предложения и коррективы.
  • Отзывчивость к клиентам. Все потенциальные пользователи проекта получают информацию о состоянии дел по проекту.
  • Механизмы поиска и коррекции отклонений. Система мер по поиску проблем и устранению их причин.
  • Неизменность состава участников проекта. Кадровая составляющая проекта на весь срок его реализации должна в максимально возможной степени оставаться постоянной. Частая смена кадров может привести к распылению накопленного группой опыта.21

Ошибки социального проектирования лежит в контексте идей, связанных  с определением возможности и  меры целенаправленно влиять на характер будущего развития событий и тем  самым в определённой степени  формировать своё собственное будущее.

Вместе с тем, существуют и проблемы которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

  • отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов;
  • переоценка своих сил и возможностей проектной группы;
  • провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации, то есть доведения до практических результатов;
  • отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта;
  • неправильно сформулированные цели и задачи;
  • начало деятельности по проекту не от проблематики к цели, а от цели к проблеме;
  • не продуманы этапы реализации проекта;
  • инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что приводит к распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов;
  • отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения;
  • выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности;
  • отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В самом общем виде социальное проектирование представляет собой  конструирование локализованного  по месту, времени и ресурсам действия, направленного на достижение социально  значимой цели.

Можно сделать следующие  краткие выводы. Основная цель социального  проектирования, как специфической  управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Информация о работе Сушность социального прогнозирования