Сущность, виды концепций социальных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 03:48, реферат

Описание работы

Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

Работа содержит 1 файл

Сущность.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

При анализе  изменений неоэволюционисты стараются  избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в  виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений. 

Эволюционные  процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно  и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного  развития ведущей может стать  одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии. 

Теории циклических  изменений. Цикличность различных  природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Например, древнегреческие  философы Платон, Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти. 

В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации  с жизненными циклами живых организмов: рост — зрелость — старость. 

В эпоху Просвещения  итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего,

 т. е. движение  идет по восходящей спирали. 

Русский философ  и социолог К. Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и  Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные историко-культурные типы или цивилизации. Каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии. 

В 1918 г. вышла  в свет книга немецкого ученого  О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где  он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь высших культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности — развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости. 

Прогнозы Шпенглера  относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что  западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения. 

Теория жизненных  циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные уcловия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.

Анализ приведенных  выше точек зрения позволяет сделать  некоторые общие выводы из теории циклических изменений в целом:

циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне — более высоком или более низком);

любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;

фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность (ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией);

ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более  совершенной;

социальные изменения  — это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но ирезультат активной преобразующей деятельности человека.

Социальная революция 

Вторым видом  социальных изменений являются революционные. 

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей. 

Революция вовлекает  в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории». 

По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической  формации между отсталыми производственными  отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более созрели для этого. 

Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в  конце 

XIX в., опираясь  на статистические данные о  развитии капитализма в индустриальных  странах, усомнился в неизбежности  революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции. 

История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались  по-своему правы. Социалистических революций  в экономически развитых странах  не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта — конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений. 

К немарксистским теориям социальных революций в  первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:

увеличение подавленных  базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;

репрессии, которым  подвергаются недовольные, должны затрагивать  большие группы населения;

силы порядка  не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений. 

Революции имеют  три фазы: кратковременная фаза радости  и ожидания; деструктивная, когда  искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза. 

Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

Информация о работе Сущность, виды концепций социальных изменений