Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 03:48, реферат
Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.
При анализе
изменений неоэволюционисты стараются
избегать оценок и аналогий с прогрессом.
Основные взгляды формируются в
виде гипотез и предположений, а
не в виде прямых утверждений.
Эволюционные
процессы протекают не равномерно по
восходящей прямой линии, а скачкообразно
и носят многолинейный
Теории циклических
изменений. Цикличность различных
природных, биологических и социальных
явлений была известна уже в глубокой
древности. Например, древнегреческие
философы Платон, Аристотель и другие
разработали учение о цикличности политических
режимов власти.
В Средние века
арабский ученый и поэт Ибн Хальдун
(1332-1406) сравнивал циклы цивилизации
с жизненными циклами живых организмов:
рост — зрелость — старость.
В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего,
т. е. движение
идет по восходящей спирали.
Русский философ
и социолог К. Я. Данилевский (1822-1885)
в своей книге «Россия и
Европа» представил человеческую историю,
разделенную на отдельные историко-культурные
типы или цивилизации. Каждая цивилизация
подобно биологическому организму проходит
стадии зарождения, возмужания, дряхления
и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация
не является лучшей или более совершенной;
каждая имеет свои собственные ценности
и тем самым обогащает общую человеческую
культуру; каждая имеет свою внутреннюю
логику развития и проходит свойственные
ей стадии.
В 1918 г. вышла
в свет книга немецкого ученого
О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где
он развивает идеи своих предшественников
о циклическом характере исторических
изменений и выделяет в мировой истории
восемь высших культур: египетскую, вавилонскую,
индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую,
мексиканскую (майя) и западную. Каждая
культура переживает циклы детства, юношества,
зрелости и старости. Реализовав всю сумму
возможностей и выполнив свое предназначение,
культура умирает. Возникновение и развитие
той или иной культуры нельзя объяснить
с точки зрения причинности — развитие
культуры происходит по присущей ей внутренней
необходимости.
Прогнозы Шпенглера
относительно будущего западной культуры
были весьма мрачными. Он считал, что
западная культура прошла стадию своего
расцвета и вступила в стадию разложения.
Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные уcловия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.
Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы из теории циклических изменений в целом:
циклические процессы
бывают замкнутыми, когда каждый полный
цикл возвращает систему в исходное
(тождественное
любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность (ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией);
ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
социальные изменения — это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но ирезультат активной преобразующей деятельности человека.
Социальная революция
Вторым видом
социальных изменений являются революционные.
Революция представляет
собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические
и политические изменения, осуществляемые,
как правило, насильственным путем. Революция
- это переворот снизу. Она сметает правящую
элиту, доказавшую свою неспособность
управлять обществом, и создает новую
политическую и социальную структуру,
новые политические, экономические и социальные
отношения. В результате революции происходят
базовые преобразования в социально-классовой
структуре общества, в ценностях и поведении
людей.
Революция вовлекает
в активную политическую деятельность
большие массы народа. Активность, энтузиазм,
оптимизм, надежда на светлое будущее
мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный
труд и социальное творчество. В период
революции массовая активность достигает
своего апогея, а социальные изменения
— невиданных темпов и глубины. К. Маркс
называл революции «локомотивами истории».
По К. Марксу,
революция — это качественный
скачок, результат разрешения коренных
противоречий в базисе общественно-экономической
формации между отсталыми
Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце
XIX в., опираясь
на статистические данные о
развитии капитализма в
История XX в. показала,
что и Бернштейн, и Ленин оказались
по-своему правы. Социалистических революций
в экономически развитых странах
не произошло, они были в проблемных
регионах Азии и Латинской Америки. Социологи,
в частности французский ученый Ален Турен,
считают, что основной причиной отсутствия
революций в развитых странах является
институционализация основного конфликта
— конфликта между трудом и капиталом.
В них действуют законодательные регуляторы
взаимодействия между работодателями
и наемными работниками, а государство
выступает в качестве социального арбитра.
Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического
общества, которое изучал К. Маркс, был
абсолютно бесправен, и ему нечего было
терять, кроме своих цепей. Сейчас положение
изменилось: в ведущих индустриальных
государствах действуют и строго соблюдаются
демократические процедуры в политической
сфере, а большая часть пролетариата составляет
средний класс, которому есть что терять.
Современные последователи марксизма
подчеркивают также роль мощного идеологического
аппарата капиталистических государств
в сдерживании возможных революционных
выступлений.
К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:
увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
силы порядка
не обладают средствами для подавления
разрушительных поползновений.
Революции имеют
три фазы: кратковременная фаза радости
и ожидания; деструктивная, когда
искореняются старые порядки, зачастую
вместе с их носителями; созидательная,
в процессе которой в значительной
степени реанимируются самые стойкие
дореволюционные ценности и институты.
Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый
обществу революциями, всегда оказывается
большим, чем вероятная польза.
Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.
Информация о работе Сущность, виды концепций социальных изменений