Сущность, виды концепций социальных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 03:48, реферат

Описание работы

Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

Работа содержит 1 файл

Сущность.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Сущность, виды концепций социальных изменений 

Изменения —  это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что  стало с ней через определенный период времени. Изменения присущи  всему живому и неживому миру. Они  происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества. 

В социологии под  социальными изменениями понимают преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. 

Факторами, причиной социальных изменений выступают  многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии). 

Толчком, движущими  силами социальных изменений могут  выступать преобразования как в  экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия. 

Тема социальных изменений была одной из центральных  в социологии XIX и XX вв. Это объяснялось  естественным интересом социологии к проблемам социального развития и социального прогресса, первые попытки научного объяснения которых принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру. 

Социологические теории социальных изменений принято  разделять на две главных ветви  — теории социальной эволюции и  теории социальной революции, которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.

Социальная эволюция 

Теории социальной эволюции определяли социальные изменения  как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII — начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития. 

О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную  и научную, которым соответствуют  формы человеческого знания (теологического, метафизического и позитивного). Эволюция общества для него — это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму. 

Виднейший представитель  эволюционизма Г. Спенсер представлял  эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера. 

Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных  процессов: дифференциации структур и  их интеграции на более высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы. 

Современный структурный  функционализм, продолжая спенсеровскую  традицию, отвергавшую непрерывность  и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в  ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции. 

Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли  происхождение социальных изменений  эндогенными, т. е. внутренними причинами. Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами. 

Другой подход — экзогенный — представлен теорией  диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения  внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.

Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов. 

1. Реформы в  социальных системах — преобразование, изменение, переустройство какой-либо  стороны общественной жизни или  всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений. 

Под реформами  обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому  насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. 

2. Социальная  модернизация — прогрессивные  социальные изменения, в результате  которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного  общества в индустриальное принято  называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности:

органическую  — развитие на собственной основе;

неорганическую  — ответ на внешний вызов, с  целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху»). 

3. Социальная  трансформация — превращения,  происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.

Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие  изменения:

Изменение политической и государственной системы, отказ  от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.

Обновление экономических  основ общественной системы, отход  от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику  рыночного типа, в интересах которой:

проводится разгосударствление собственности и широкая программа  приватизации;

создается новый  правовой механизм экономических и  финансовых отношений, допускающий  многоукладность форм экономической  жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;

вводятся свободные  цены. 

К настоящему времени  практически во всех странах создана  правовая база для развития рыночного  хозяйства. 

Период активного  вхождения в рынок был сопряжен с расстройством финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых постсоциалистических государств были развязаны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербайджан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдавию, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза. Утрачено национальное единство. Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут решаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкуренцию экономических регионов, некогда дополнявших друг друга. В качестве компенсации общество получило отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидацию системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократи-ческих свобод. 

Практическое приспособление к требованиям мирового рынка предполагает новые формы внешнеэкономической деятельности, переструктурирование экономики, т. е. разрушение ее установившихся пропорций и кооперационных связей (в частности, проведение конверсии, т. е. радикального ослабления сектора производства вооружений). 

Сюда же относят  проблему экологической безопасности, которая действительно приобретает  характер одного из главнейших факторов развития национального производства. 

Перемены в  сфере духовных ценностей и приоритетов 

Эта сфера трансформации  затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям существования  большого количества людей, их сознания, изменения ценностных критериев. Причем, изменение менталитета напрямую связано с процессом социализации в новых условиях. Современное развитие показывает, что трансформация политических и экономических систем может осуществляться в относительно короткие сроки, в то время как сознание и социализация, которые были приоритетны в течение долгой жизни, не могут подвергнуться быстрым переменам. Они продолжают влиять и могут в процессе приспособления к новым требованиям вызывать кризис человека и системы. 

В общественном сознании населения трансформационных  стран еще не выработались общепризнанные критерии имущественного расслоения. Углубление пропасти между богатыми и бедными, прогрессирующее обнищание значительной части трудоспособного населения порождают известную реакцию: рост преступности, депрессию и другие негативные психологические последствия, понижающие привлекательность нового общественного строя. Но ход истории неумолим. Объективная необходимость всегда оказывается выше субъективного фактора. Трансформация, таким образом, оказывается специфическим механизмом развития, призванным обеспечить не только гарантии от реставрации старой системы, возвращения прежней идеологии, но и воссоздания мощного государства, которое могло бы существенно влиять на геополитические процессы в их экономических, торгово-финансовых, военных, научно-технических и прочих измерениях, что является российской спецификой. 

В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических  изменений. 

Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных. 

Классический  эволюционизм рассматривает изменения  как строго линейные, восходящие и  развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников.

В качестве аргументов выдвигались следующие доводы:

многие исторические события имеют ограниченный и  случайный характер;

рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;

нарастающая конфликтогенность  социальных систем не соответствует  эволюционным взглядам на изменения;

имеющиеся в  истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии. 

Эволюционистский  постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождение других — ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство. 

Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости. Они качественно отличны от западных. 

Нельзя отождествлять  эволюцию с прогрессом, так как  многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном  состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад. 

Классический  эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития. 

Неоэволюционизм. В 50-х гг. XX в. после периода критики  и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.

Основные положения  неоэволюционизма 

Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений. 

Информация о работе Сущность, виды концепций социальных изменений