Сущность социологического подхода к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:59, реферат

Описание работы

В период формирования и развития человечества, возникла необхо-димость в изучение поведения людей как индивидуально, так и их групп. В ходе изучения решались задачи объективного анализа и исследования соци-альных отношений между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. Данные изучения привели к формированию науки социологии. Поскольку общество состоит из различных групп и индивидуумов, то социо-логия изучает общество в различных формах его проявления: от общих зако-нов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

Работа содержит 1 файл

2_Социология управления КР.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Например, для осуществления  принятой правительством управленческой программы конверсии оборонной промышленности требуется, чтобы этим занялись многие министерства и ведомства, и при том, чтобы все они действовали согласованно. При этом, складывается взаимодействие и между теми, кто выступает объектом управления, и характер этого взаимодействия опять-таки влияет на то, как будет осуществляться соответствующее управление. Так, если работники конверсируемых предприятий проявят сплоченность и будут на этой основе активно отстаивать свои интересы, осуществляющие конверсию органы государственного управления будут в большей мере учитывать эти интересы, нежели при пассивной покорности людей.

Рассмотренные элементы социологического подхода требуют  при разработке и реализации управленческих решений и программ:

- во-первых, анализировать  складывающиеся при этом социальные  взаимодействия, учитывать их и стремиться придать им оптимальный характер;

- во-вторых, учитывая  сказанное об информационном  обмене как основе социального взаимодействия, оптимизировать этот обмен.

Все это вместе взятое будет способствовать обеспечению  эффективности управления.

Социологический подход к управлению раскрывает социальные факторы, детерминирующие ту деятельность людей, посредством которой они вступают в социальное взаимодействие в процессе управленческой деятельности, а это очень важно для понимания сущности управленческой деятельности и ее оптимизации.

Следует остановиться на двух, особенно важных именно для социологии управления элементах механизма детерминации человеческого поведения:

1) Самым исходным фактором, побуждающим человека, а также  и массы людей и различные их объединения, организации действовать, являются потребности.

Потребность - очень обширное понятие, по своей сути занимающее важное место и имеющее огромное значение в повседневной жизни и развитии человека – как индивида, так и группы (общества) людей. Понятие «потребности» имеет много трактовок и определений, так как по своей сути вся жизнь и деятельность человека неразрывно связана с его потребностями, а вернее, с их удовлетворением.

Всю историю человечества, человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей3.

По происхождению потребности  могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания. По характеру бывают естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания - материальными и нематериальными.

При этом выделяют три уровня удовлетворения потребностей:

а) минимальный - обеспечивает выживание;

б) нормальный - поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);

в) уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.4

Управленческая деятельность всегда направлена на удовлетворение какой-то потребности или нескольких потребностей. Этим определяется цель конкретной управленческой деятельности и последующие действия, ведущие к ее достижению. В ряде случаев соответствующая деятельность преследует цель непосредственно удовлетворения потребностей тех, кто выступает объектом управления. Например, действия администрации предприятия по созданию более благоприятных и безопасных условий труда. Или действия правительства по расширению возможностей для трудоустройства граждан. Но во многих случаях управление направляет поведение людей на достижение целей, вытекающих из потребностей не их самих, а государства, производства и других социальных систем.

Например, осуществляются меры, направленные на повышение трудовой дисциплины на производстве, качества труда, исполнительской дисциплины служащих госаппарата. Однако и в таких случаях управление будет более эффективным, если оно строится с учетом потребностей управляемых, например, предусматривает их материальную и нематериальную заинтересованности в достижении соответствующих управленческих целей.

2) Характер деятельности  субъекта, а следовательно и его  взаимодействия с другими детерминируется его социальным статусом и выполняемыми им социальными ролями.

Социальный статус —  положение, занимаемое индивидом или  социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.5 Другими словами, социальный статус является положением, которое человек занимает в иерархически организованной общественной системе (т.е. когда положение одних выше, чем других и т.д.), в обществе в целом или в каком-то социальном образовании более ограниченного масштаба, например, в трудовой организации. Понятно, насколько различно это положение у руководителя организации, руководителей ее подразделений рядовых работников, т.е. не выполняющих административно-распорядительные функции.

Этими различиями определяются действия каждого из них в тех  социальных взаимодействиях, которые складываются между ними в процессе управления организацией. Руководитель организации выполняет максимально широкий для данного масштаба круг управленческих действий, руководители подразделений менее широкий круг, но во многом более конкретных действий, и в то же время выполняют идущие к ним сверху указания, рядовые работники обязаны выполнять идущие к ним управленческие указания и в то же время могут выражать свое отношение к ним, проявлять инициативу и т.д.

Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений.6

Поскольку взаимодействия, в которых участвует человек, различны по своей природе, различны и выполняемые им роли:

а) в семейной жизни - роль супруга, родителя и др.;

б) в трудовой деятельности - работника с определенным набором функций и обязанностей;

в) в политической жизни - активного деятеля или сторонника определенной партии, движения и т.д.

В управленческих взаимодействиях человек выполняет ролевые функции руководителя того или иного масштаба в соответствии с занимаемым статусом либо функции исполнителя, круг которых также определен его положением в данной организации. Поскольку роли участников управленческого взаимодействия определены, мы можем достаточно точно знать, какие действия каждый из них может и должен предпринимать, что следует и чего не следует ожидать в его поведении, что можно и чего нельзя от него требовать.

Конечно, в реальной действительности субъект любого социального взаимодействия, в том числе и управленческого, может выполнять связанные с его статусом ролевые функции, требования, ожидания лучше или хуже, более или менее полно и адекватно.

В ходе деятельности субъектом  могут быть превышены ролевые полномочия, определяемые данным статусом человека, и совершены различные злоупотребления своим положением. Такие отклонения неизбежно порождают негативные последствия. Поэтому управленческая деятельность должна быть настроена и отрегулирована так, чтобы максимально исключать возможность таких отклонений, а в случае их возникновения успешно устранять.

Чем лучше в организации  управленческого взаимодействия обеспечивается выполнение каждым его субъектом ролевых функций, вытекающих из его статуса, тем эффективнее оказывается соответствующая управленческая деятельность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена сущность социологического подхода к управлению.

Социологический подход к управлению позволяет рассматривать  складывающиеся взаимоотношения в процессе управления, как со стороны субъекта управления, так и со стороны объекта. При этом видны сильные и слабые стороны различных методов управления.

Социологический подход к управлению, наглядно показывает складывающиеся социальные взаимоотношения в ходе управления и позволяет руководителю более разносторонне подходить к процессу формирования системы мотивации и стимулирования в организации.

При написании работы, особое внимание уделялось отражению  процессов и отношений, сопровождающих управленческую деятельность, при этом более подробно отражены формальные и личностные взаимоотношения между субъектами, субъектами и объектами, а так же между объектами управления, складывающиеся в процессе управления.

В ходе изложения материала так же уделялось значительное внимание раскрытию социальной природы управления, её функций и задач.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кравченко, А. И. Социология управления: фундаментальный курс : учебное пособие / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2005. — 1136 с.

2. Кравченко, А. И. Социология : Учебник для вузов : учебник / А. И. Кравченко. - М. : Велби, Проспект, 2008. — 536 с.

2. Кибанов, А. Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева. – М. : ИНФА-М, 2009. – 524 с. – (Высшее образование)

3. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Велби, 2006. - 504 с.

4. Социальный статус : Википедия. – Режим доступа: [http: // ru. wikipedia. org / wiki / Социальный_статус].

5. Социальная роль : Википедия.  – Режим доступа: [http: // ru. wikipedia. org / wiki / Социальная_роль].

1 Кравченко А. И. Социология управления: фундаментальный курс. - М., 2005. – С. 168.

2 Кравченко А. И. Социология управления: фундаментальный курс. - М., 2005. – С. 172.

3 Веснин В.Р. Менеджмент. – М., 2006. – С. 128

4 Там же. – С. 129

5 Социальный статус : Википедия. – Режим доступа: [http: // ru. wikipedia. org / wiki / Социальный_статус]

6 Социальная роль : Википедия. – Режим доступа: [http: // ru. wikipedia. org / wiki / Социальная_роль]


Информация о работе Сущность социологического подхода к управлению