Сущность социологического подхода к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:59, реферат

Описание работы

В период формирования и развития человечества, возникла необхо-димость в изучение поведения людей как индивидуально, так и их групп. В ходе изучения решались задачи объективного анализа и исследования соци-альных отношений между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. Данные изучения привели к формированию науки социологии. Поскольку общество состоит из различных групп и индивидуумов, то социо-логия изучает общество в различных формах его проявления: от общих зако-нов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

Работа содержит 1 файл

2_Социология управления КР.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

В период формирования и  развития человечества, возникла необходимость в изучение поведения людей как индивидуально, так и их групп. В ходе изучения решались задачи объективного анализа и исследования социальных отношений между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. Данные изучения привели к формированию науки социологии. Поскольку общество состоит из различных групп и индивидуумов, то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

Социология управления – пограничная наука. Она появилась  на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Будучи частью социологии, социология управления также изучает поведение социальных групп только в вопросах, которые связаны с управлением. Другими словами можно сказать, что социология управления изучает сферу управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху.

Актуальность темы обусловлена  необходимостью изучения руководителем, основным родом деятельности которого является управление, протекающих процессов и социальных взаимоотношений в ходе управленческой деятельности. При выполнении своих обязанностей и функций, он может быть как субъектом, так и объектом управления, а знание законов, принципов, процессов и отношений, происходящих в ходе управления, позволят ему правильно оценивать сложившуюся обстановку, понимать складывающиеся ситуации, делать разумные выводы, принимать своевременные и правильные решения, и как следствие добиваться наибольших результатов и эффективности в своей деятельности.

 

 

1. Сущность социологического подхода к управлению

Понятие «управление» многогранно, оно имеет различные формулировки исходя из различных видов деятельности человека. При этом корни этого понятия лежат глубоко в истории развития человеческих отношений.

С момента образования  человеческих отношений и формирования социальных групп (общества), параллельно, в них формировались и развивались управленческие отношения и законы.

Управление - непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций. Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распределение и потребление.

Таким образом, можно  сказать, что человеческое общество - это организованное, сложно управляемое целое, оно является главным отличием от хаотической группы или собрания людей, ожидающих, например, прибытия общественного транспорта. Такое хаотическое образование можно назвать сборищем, толпой, но не обществом.

Итак, важнейший признак человеческого общества - его управляемость. Не случайно XX век был назван веком управления. И, правда, без соответствующего управления невозможно представить какое-либо предприятие или организацию.

Исходя из изложенного, с социологической точки зрения, управление является совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются иерархические взаимоотношения в любом обществе и в любую историческую эпоху.1 Оно также является властной формой закрепления социальных отношений людей, различающихся позицией (должностным положением) в системе организации труда и местом в системе распределения труда, определяющим размер основного вознаграждения (оклада, заработной платы) и дополнительных выплат (премий, доли от прибыли).

Таким образом, управленческие отношения можно определить как особую сферу социальной реальности, в которой взаимоотношения двух субъектов, различающихся своим иерархическим статусом, очищены от формационных наслоений. Они строятся в терминах статусных предпочтений, ролевого исполнения, ранговой иерархии, власти и полномочий, наконец, взаимодействия социальных групп, представителями которых выступают руководители и подчиненные.

Управление может быть:

а) системой отношений;

б) формой взаимодействия.

В первом случае можно говорить о социальной иерархии, диапазоне контроля, власти, ранге, статусе, ролях и т. п. Во втором - о методах контроля (общем и детальном), что можно было бы назвать динамикой управления.

Управление представляет собой  наиболее рациональный способ организации производительного труда. Его можно определить как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени.

Управлять людьми - значит побуждать их к определенному поведению. Для того чтобы делать это, вовсе не обязательно быть королем, безжалостным тираном, высокопоставленным чиновником или находиться наверху общественной пирамиды, в виде которой мы часто представляем себе общество. Управление, доступно каждому.

Управление - это процесс целенаправленного прямого воздействия одного индивида на другого. В этом процессе выделяются субъект, определяющий направление, цели и задачи, а также конечный результат будущего движения, и объект, который все это реализует.

Таким образом:

- объект управления - это отдельный работник, бригада, цех, предприятие, на которые направлено управленческое воздействие;

- субъект управления - это:

а) руководитель (менеджер), занимающий определенное место в иерархической организационной структуре, наделенный полномочиями, правами, властью над подчиненным ему персоналом;

б) весь управленческий аппарат, формирующий  и реализующий управленческое воздействие.2

В ходе управленческой деятельности (управленческого воздействия) субъект управления, выполнят функции управления.

Функция управления представляет собой особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации управленческого труда, часть процесса управления, выделенную по определенному признаку. Обычно различается от 10 до 25 функций, которые классифицируются по общности предмета управления (качество, труд и зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда и т. п.) и производственных ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.). Все функции управления реализуются посредством системы решения управленческих задач. Комплекс задач объединяет задачи, относящиеся к конкретной функции (нормированию, планированию, учету, контролю, анализу, регулированию), и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой).

В известной мере функции  управления выполняет каждый из нас. Вот почему большинство интуитивно представляет себе, что значит управлять. Основываясь на жизненном опыте и здравом смысле, мы отличаем права начальника от положения и обязанностей подчиненного. Возможно, именно поэтому каждый из нас, в целом понимает и знает, как стать эффективным руководителем. Как правило, свои отношения с друзьями или сотрудниками мы строим не по научным рецептам, распространяя принципы здравого смысла и на руководство как сферу межличностных взаимоотношений.

Все функции управления реализуются посредством системы  решения управленческих задач. Задача управления представляет собой совокупность взаимосвязанных операций по переработке информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом чего является принятие управленческого решения. Задача является основным элементом управленческого процесса.

Между объектом и субъектом управления существует прямая и обратная связь, имеющая информационный характер. Прямая связь выражается в передаче объекту управления потока директивной информации. Обратная связь является результатом реагирования объекта управления на директивное воздействие и материализуется в виде отчетной информации.

Другими словами, вся управленческая деятельность пронизана социальным взаимодействием. Ее изучением под углом зрения социальных взаимодействий занимается одна из многочисленных отраслей социологической науки социология управления.

Как, было сказано ранее, управление в любых его проявлениях в  общественной жизни, на производстве, в деятельности административных органов государства и их должностных лиц представляет собой воздействие одних людей управляющих, то есть реализующих полномочия и функции управления на других, выступающих объектом этого воздействия, то есть управляемых. Но первые в свою очередь испытывают на себе воздействия вторых в процессе осуществления соответствующих функций. Эти воздействия могут быть разными, либо готовность выполнять управленческие предписания, либо, напротив, более или менее сильное сопротивление этим предписаниям и др. Понятно, что в любом случае между управляющими и управляемыми складывается социальное взаимодействие.

С технической точки зрения, управление - всего лишь рациональный способ достижения максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени. С социологической же точки зрения, все обстоит гораздо сложнее чем с технической, так как в этом случае, управление представляет собой искусство направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели таким образом, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.

Социальное взаимодействие в самом  широком смысле предполагает обмен  между его субъектами какими-либо материальными или нематериальными атрибутами.

Уже было сказано, что взаимодействие между управляющими и управляемыми происходит на основе обмена информацией. Таким образом, чтобы предпринять какие-либо управленческие действия, управомоченный на то субъект, прежде всего, должен получить и осмыслить информацию об объекте намечаемого воздействия, в том числе и чисто социальную информацию, характеризующую человеческие качества управляемых и, следовательно, исходящую от них самих. Затем управляющий субъект оказывает на управляемых необходимое для решения поставленной задачи воздействие, что осуществляется с помощью информационных сигналов, которые теперь уже идут сверху вниз. Таким сигналом может быть письменный или устный приказ, содержащий информацию для управляемых о том, что им надлежит делать и как поступать. Управленческое воздействие может найти выражение и в других формах, вплоть до молчаливого жеста. После выдачи указания субъект управления должен убедиться сначала в том, что оно получено тем, кому адресовано, а затем выполняется ли оно и так ли, как нужно. Следовательно, снова нужно получать информацию, исходящую от управляемых и характеризующую их поведение. А затем вновь идет информационный сигнал сверху вниз, воздействуя на ход управляемого процесса. И так на всем протяжении управленческой деятельности происходит социальное взаимодействие между управляющими и управляемыми на основе информационного обмена между ними.

Социальное взаимодействие связывает  и самих лиц, осуществляющих функции управления в какой-то системе (в тех случаях, когда это является делом не одного человека, а команды, более или менее многочисленного аппарата и т.п., как чаще всего и бывает), а также разные организационные образования, учреждения, занимающиеся совместно управлением одним и тем же объектом (группой объектов).

Например, в системе  управления предприятием (фирмой) между  руководителем его и работниками служб аппарата управления этого предприятия (фирмы), а также и между работниками, находящимися на разных ступенях аппаратной иерархии, складывается целая система взаимодействий формальных, служебных, в рамках которых работники управленческого аппарата связаны друг с другом выполнением своих должностных обязанностей, и неформальных, неофициальных, проявляющихся в дружеских контактах или, напротив, в напряженных или даже конфликтных отношениях. Все эти взаимодействия также основываются на обмене различной информацией соответственно служебной или личной. С другой стороны, рядовые работники предприятия также связаны системой взаимодействий друг с другом. И характер этих взаимодействий существенным образом сказывается на том, как строится управление в данной организации.

Например, если взаимодействие работников в трудовом коллективе характеризуется их высокой взаимной ответственностью и дисциплинированностью, управление таким коллективом может быть мягким (демократическим. Если же в этом взаимодействии превалирует разобщенность между людьми, несогласованность их действий, безответственность в выполнении своих функций и т.п., требуется жесткое (авторитарное) управление.

Любое управление основывается на презумпции власти и полномочий, подчинении нижестоящих вышестоящим, явном или скрытом давлении одних на других, неравенстве доступа к экономическим и социальным благам. Горизонтальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепляемая при помощи унаследованных или экономических привилегий, обязательно имеет элитарный характер. Если разделение власти и контроля признано и закреплено обществом, то где бы ни находилась личность, она попадает в жесткую структуру предписанных ролей и ценностей.

Как было сказано ранее, управление может принимать авторитарную или демократическую форму, но оно всегда остается определенным режимом деятельности индивидов или групп, воспринимается как ограничение свободы действий рамками предписанных норм и правил.

Подобным же образом  социальными взаимодействиями пронизано управление общественными системами и процессами и в более широких масштабах, вплоть до общегосударственного уровня. Так, осуществляя управление страной, правительство и другие высшие государственные органы оказываются во взаимодействии с гражданами и различными организационными структурами, на поведение которых направлены соответствующие управленческие воздействия. Вместе с тем и сами субъекты этого управления, выполняя свои задачи и функции, оказываются также во взаимодействии друг с другом.

Информация о работе Сущность социологического подхода к управлению