Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:35, реферат
Актуальность темы. На современном этапе развития российского общества все более актуальной становится тема “благотворительности”; учет и возрождение традиций благотворительности имеет принципиальное значение для повышения эффективности системы социальной защиты населения. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: 70–80% населения находится на грани нищенского существования; впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость; увеличивается количество детей-сирот при живых родителях; распадается каждый второй-третий брак: ежегодно без одного из родителей остается около 1 млн. детей; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей инвалидов нуждается в материальной,
Как социально-психологический
феномен, благотворительность претерпела
значительные изменения по мере развития
российского общества: изменялись цели,
задачи, мотивы, субъекты благотворительности,
политика правительства по отношению
к ней; расширялись сферы вложения
жертвуемых капиталов. В своем историческом
развитии благотворительность приобрела
различные формы – от милостыни
и общественного призрения до
организованной системы социальной
защиты, сочетающейся с различными
видами общественной и частной благотворительности.
Традиция благотворительности в России: истоки и развитие
Благотворительность как социальное явление в России имеет свою историю и традиции. В нашей стране благотворительность известна со времен Древней Руси. В этот период она выступала как форма помощи имущего неимущему, как проявление милосердия к ближнему, возведенного христианством в нравственный долг.
В основном благотворительность
осуществлялась в виде раздачи милостыни.
Это первичная форма
Важнейшим аккумулятором благотворительности выступали церковь и монастырь, при которых создавались первые богадельни, приюты и бесплатные больницы. До конца XVII в. благотворительная деятельность находилась под контролем церкви, затем благотворительность постепенно вовлекается в орбиту государственной политики.
Впервые государственный план “призрения бедных” был выдвинут Петром I, потребовавшим повсеместного устройства по губерниям “гошпиталей”, т. е. приютов для всякого рода призреваемых, а также приюта для “зазорных” детей. Петр был первым, кто решился искоренить нищенство насильственными методами и запретить частную благотворительность. По указу 1712 г. всех нищих без разбора били на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы: никакой амнистии ни старым, ни больным, ни сумасшедшим. С 1718 г. карали и тех, кто давал милостыню: штраф от 5 до 10 рублей. Но Петр не запрещал милостыню вообще, можно было отдать деньги в приют, богадельню и т. д. Такая политика не могла понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям Руси. Войну с нищими Петр I проиграл.
Окончательно на “государственную службу” благотворительность была поставлена при Екатерине II. По указу от 7 ноября 1775 г. в каждой губернии создавались Приказы общественного призрения. В их обязанности входило устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для психических больных, работные дома. Конечно, система была несовершенна. Но налицо были попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в защите.
Развитие политики государственного призрения нашло свое отражение в дальнейшем в создании ряда благотворительных обществ и ведомств, зачастую по инициативе лиц императорской фамилии: 1802 г. – создание императорского Человеколюбивого общества; 1812 г. – Патриотического общества; 1828–1842 гг. – оформление Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и др. С конца XVIII в. под контроль высочайшей власти поставлена также частная и общественная благотворительность.
С развитием капитализма в России благотворительность приобретает новое значение, становясь заметным общественным явлением. С 1862 г. благотворительность из компетенции царя передана в ведение Министерства Внутренних Дел, где решались вопросы о принятии пожертвований, открытии богаделен, больниц и других заведений и обществ. В этот период активизируется также общественная и частная благотворительность, увеличивается количество и расширяется сфера вложения жертвуемых капиталов. Наряду с традиционным призрением бедных (в богадельнях, сиротских и работных домах), особое внимание уделяется поддержке науки, культуры, возникают различные фонды помощи рабочим.
В конце XIX – начале XX вв. особое развитие получает общественная благотворительность в рамках различных постоянно действующих обществ, комитетов, попечительств. Их отличает более рациональная организация работы, широкая сфера деятельности. Благотворительность рассматривалась как некий регулятор социального равновесия, как один из возможных факторов общественного развития. Благотворительные организации находились в центре внимания всего общества, что обеспечивало их продуктивную деятельность и функционирование.
Главной фигурой здесь становится российский предприниматель. Благотворительность буржуазии во многом зависела от мировоззренческих установок представителей данной социальной группы, обуславливалась различными причинами и преследовала далеко не однозначные цели.
На развитие
благотворительности огромное влияние
оказывала государственная
Некоторое оживление в развитии благотворительности наметилось с конца 1890-х гг., когда начал осуществляться переход городов к самостоятельному заведыванию крупными благотворительными учреждениями. Дальнейшее развитие благотворительности в России происходит в начале XX в.
Особенности развития благотворительности в Сибири
В Сибири благотворительность имела свой путь развития. Его особенности были обусловлены самой спецификой развития региона. Так, в отличие от Европейской России, в Сибири слабая экономическая база дворянства и усиливающаяся роль местного купечества являлись причинами сосредоточения филантропической деятельности в руках зарождающейся буржуазии уже в конце XVIII в.
Объекты вложения
жертвуемых капиталов были традиционными:
церкви, богадельни, реже больницы. Значение
частной благотворительности
Общественная благотворительность в I половине XIX в. не получила заметного развития в Сибири: созданные М. М. Сперанским в 1819 г. в Тобольске и Иркутске благотворительные общества быстро распались. Их зарождение началось лишь с 1860-х гг. и было связано как с оживлением общественной жизни, так и с активизацией деятельности в сфере благотворительности местных властей: учреждение отделений Красного Креста, Общества сестер милосердия, многочисленных благотворительных и др. комитетов под руководством генерал-губернаторов.
В Сибири более широкое распространение во второй половине XIX в. получила частная форма благотворительности, направленная в основном в виде многочисленных пожертвований на развитие образования в данном регионе. Это было вызвано необходимостью решения таких практических задач как создание квалифицированных кадров рабочих, учителей, медиков, повышение уровня образованности местного чиновничества и т. д. Вместе с тем изменилась социально-психологическая характеристика самого купечества, повысился его культурный уровень, пришло осознание необходимости развития культуры и просвещения в Сибири, чтобы вывести этот край на европейский уровень. Подобные стремления находили свое воплощение в филантропической деятельности М. Д. Бутина, И. М. и А. М. Сибиряковых и др. Одним из примеров такой благотворительности, направленной на развитие образования, стали многочисленные пожертвования сибирского купечества на строительство Томского университета: всего было отдано более 230 тыс. руб.
Особенности развития капитализма в Сибири, в частности, узкий внешний и внутренний рынок сбыта местной продукции, неразвитая сеть путей сообщения требовали значительных пожертвований на освоение и изучение Сибири. Например, А. М. Сибиряков финансировал исследование водных путей в Сибири и ряд экспедиций Восточно-Сибирского отделения российского географического общества (ВСОРГО) в 1880–1890-х гг.
Немалые деньги жертвовались купечеством для строительства больниц, богаделен, домов призрения и приютов, тем более, что с развитием капитализма процесс пауперизации населения ускорился. Кроме того, существовали отличия в проявлениях и масштабах благотворительности в отдельных городах Западной и Восточной Сибири. Так, наиболее значительное развитие благотворительная деятельность получила среди иркутского купечества. На эти цели более 1 млн. руб. было пожертвовано Сибиряковыми, Трапезниковами, Хаминовыми.
Роль купеческого
сословия была значительна в развитии
культуры, науки, искусства. Известно,
что до революции основная часть
детских воспитательных домов и
приютов, больниц, даже начальных школ
и гимназий содержалась на средства
городского купечества. Конечно, определенную
роль играл и государственный
бюджет, но его далеко не хватало. Мы,
по большей части, знаем имена
наиболее крупных предпринимателей-
Примером выдающейся
благотворительности и
В начале ХХ в. купечество продолжало пополняться выходцами из разбогатевших крестьян и мещан. Особенно рельефно это прослеживается в Новониколаевске, купеческое общество которого стало формироваться только в начале ХХ века. Среди новониколаевских купцов можно отметить выходцев из потомственного сибирского купечества: Жернаковы, Суриковы, Маштаковы, Зорины; выходцев из сибирского крестьянства: Лобастовы, Корольковы, Машинские и др.; выходцы из купечества Европейской России: Туркины, Каганы и др.
Традиционно купеческими и самыми коммерческими (по всеобщей переписи населения 1897 г.) были: Иркутск – 1089 купцов, Томск – 886, Омск – 472 (имеется в виду гильдейское купечество). Вторая половина XIX в. отмечена активным выходом на поприще предпринимательства евреев, переселившихся в Сибирь из Западной Украины и Белоруссии после отмены так называемой “черты оседлости”. Среди них были барнаульские предприниматели Ельдештейны, новониколаевские Каганы. По национальному составу в конце XIX в. преобладали русские купцы, но в ряде городов Восточной Сибири был велик процент еврейского купечества: Иркутск – 24%, Верхне-Удинск – 55,6%. Среди сибирских купцов встречались татары, якуты, поляки, немцы и представители других национальностей.
Сибирское купечество
играло огромную роль в коммерческой
жизни, занимало ключевые позиции в
торговле, пароходстве, ряде отраслей
промышленности (мукомолье, винокурении).
Среди известных
Жернаков Евграф Александрович (1847–1917) – новониколаевский купец. Основная сфера деятельности – хлеботорговля. Поскольку торговля, как и у многих других купцов, еще не отделилась от производства, он имел и мукомольные предприятия. Его мельница по своей производительности уступала только мельницам новониколаевских купцов и мукомолов И. М. Луканина, В. Д. Горохова. Мука Жернакова отличалась высоким качеством и на I Всероссийской выставке в 1909 г. его предприятие получило большую серебряную медаль. Его фирма имела 4 собственных парохода на Оби. Еще до переезда в Новониколаевск, 3 февраля 1891 г. за благотворительную деятельность был награжден орденом Святой Анны III степени, а 23 февраля 1892 г. получил почетное гражданство. В Новониколаевске продолжал активно заниматься благотворительностью: в 1895 г. вошел в состав Комитета по строительству Собора Александра Невского; сотрудничал в комиссии по проекту сооружения трамвайной линии (1915 г.) Вносил пожертвования на нужды молодого города.