Сущность социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы. На современном этапе развития российского общества все более актуальной становится тема “благотворительности”; учет и возрождение традиций благотворительности имеет принципиальное значение для повышения эффективности системы социальной защиты населения. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: 70–80% населения находится на грани нищенского существования; впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость; увеличивается количество детей-сирот при живых родителях; распадается каждый второй-третий брак: ежегодно без одного из родителей остается около 1 млн. детей; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей инвалидов нуждается в материальной,

Работа содержит 1 файл

реферат№4..docx

— 43.74 Кб (Скачать)
А. Белый

РОССИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ  НОВОНИКОЛАЕВСКА (1893–1917 ГГ.)1

Первый  раз за свою уже  немалую историю  журнал публикует  школьную работу.

Представляем  автора: Александр  Белый, учащийся 11 “А”  класса школы № 99 города Новосибирска. Научный руководитель: к. и. н., доцент Зоя Ивановна Белая, Учитель: Людмила Анатольевна Гаевая.

Работа  Александра, по нашему мнению, интересна  по двум причинам. Первая - из нее мы много  узнаем о собственно российской благотворительности. Вторая - предлагаем обратить внимание на то, как раньше писалась история города, как  тщательно заносили на скрижали добрые поступки горожан. Этот урок, наверное, стоит  усвоить.

Введение

Актуальность  темы. На современном этапе развития российского общества все более актуальной становится тема “благотворительности”; учет и возрождение традиций благотворительности имеет принципиальное значение для повышения эффективности системы социальной защиты населения. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: 70–80% населения находится на грани нищенского существования; впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость; увеличивается количество детей-сирот при живых родителях; распадается каждый второй-третий брак: ежегодно без одного из родителей остается около 1 млн. детей; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи; растет преступность; Россия вышла на “передовые рубежи” по количеству алкоголиков и догоняет другие страны по числу наркоманов. Обострение социально-экономической ситуации в России в начале 1990-х годов, изменение ориентиров в социальной политике пробудили интерес к изучению проблем милосердия, благотворительности и меценатства.

В мире накоплен колоссальный опыт благотворительной  деятельности или, как теперь говорят, социальной работы. Имеется и немалый  отечественный опыт. Благотворительность  как социальное явление в России имеет свою историю и традиции, поэтому нужно знать исторические корни и мотивы российской благотворительности, не повторять уже сделанных ошибок, знать своих великих предшественников, учитывать их опыт в деле заботы о благе человека. Среди нравственных ценностей, которые сегодня заслуживают особого внимания, укрепления и культивирования благотворительность занимает видное место. Несмотря на возрастающий интерес к проблеме, благотворительность остается сравнительно неизученным и остающимся без объективной исторической оценки явлением как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам.

Таким образом, степень научной разработки и  объективная потребность исследования проблем истории зарождения, развития, а теперь возрождения национальных традиций благотворительности, обусловили наш выбор темы: “Российская традиция благотворительности в истории  Новониколаевска (1893–1917 гг.)”. Цель нашего исследования состоит в том, чтобы на основе исторического анализа феномена благотворительности на конкретных примерах истории Новониколаевска показать, что российская традиция благотворительности в молодом, растущем сибирском городе возникла с момента его рождения, развивалась в дальнейшем и имела довольно активных носителей. Конечно, не надо идеализировать то время и ту благотворительность, как не надо сокрушать все дореволюционное прошлое, но она была – благотворительность!

Все, что связано  с историей благотворительности, имеет  сегодня не только практическое значение. Тема достаточно актуальна и по моральной  причине: необходимо воссоздать те события, факты, имена людей, усилиями которых  в самых сложных обстоятельствах  укреплялось российское государство; которые следовали народной традиции и помогали выжить тем, кто имел ограниченные возможности для жизни и деятельности. Не только Москва и Санкт-Петербург, но и малые русские города (как  в то время Новониколаевск), внесли весомую лепту в развитие благотворительности и меценатства в России. Невозможно описать историю города, не отмечая, что многим новониколаевским купцам, предпринимателям, представителям интеллигенции, мещанства была свойственна традиционная, бескорыстная и разносторонняя благотворительная деятельность.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период от основания города (1893 г.) до февральской революции 1917 года. Внутри этого исторического отрезка времени мы выделяем три этапа развития благотворительности в соответствии с тем, что в развитии Новониколаевска до 1917 г. принято выделять этапы: поселок городского типа (1893–1903), безуездный город с упрощенным городским управлением (1904–1908), город с правами полного городового положения (1909–1917). Летопись благотворительных дел отражает каждый новый исторический период в истории дореволюционного Новониколаевска.

Историография темы. Интерес к изучению благотворительности в дореволюционной России проявляли как светские, так и церковные историки. Известный русский историк В. О. Ключевский, исследуя мотивы российской традиции благотворительности, в работе “Добрые люди Древней Руси” сформулировал важный вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. После 1917 г. история благотворительности выпала из поля зрения исследователей: заботу о незащищенных слоях населения взяло на себя социалистическое государство, провозгласив благотворительность буржуазной филантропией. В ряде историографических обзоров подводятся итоги изучения проблемы становления и развития благотворительности в России в XVIII – начале ХХ вв., но по регионам, в том числе и по Сибири, таких обобщающих работ нет. Литература по истории благотворительности в Сибири, а тем более в истории Новониколаевска, крайне малочисленна, и встречающиеся в ней упоминания о благотворительной деятельности еще не обобщены и не систематизированы, хотя уже сейчас ощущается объективная потребность в этом. Это вызвано не только логикой научного исследования, но и стремлением многих людей лучше узнать свое прошлое, в частности – историю духовно-нравственной жизни города, через такую традиционную этическую и социальную норму как благотворительность.

Одной из первых книг по истории Новониколаевска (Новосибирска), используемых в работе, является “Справочник по городу Новониколаевску”, 1912 г. (Переиздан как 3-е издание в Новосибирске в 1992 г.). Это – одна из самых редких книг в России. Единственный экземпляр “Справочника…” хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в г. Санкт-Петербурге. “Справочник…” напечатан по инициативе местного предпринимателя, книготорговца и издателя Н. П. Литвинова. В книге приводятся сведения об истории возникновения города, его экономике, благоустройстве, благотворительной деятельности граждан и различных организаций.

Очень полезной для темы нашего исследования является научно-популярная книга Л. М. Горюшкина и Г. М. Бочановой “Так начинался Новосибирск”. В ней приведены новые материалы по истории города, об участниках строительства железнодорожного моста через Обь, о первом опыте благотворительности в истории города на примере деятельности ведущего инженера-строителя Будагова Г. М., о первых бесплатных школах, библиотеках, о зарождении театрального искусства в городе и пожертвованиях от спектаклей на нужды города и др.

Из последних  современных публикаций следует  выделить книгу И. Цыплакова “Краткая историческая энциклопедия Новосибирска”. Издание по тематике и по количеству содержащихся сведений не имеет аналогов среди предлагаемой сегодня литературы о городе. Автор систематизировал многообразную информацию о духовно-нравственной жизни дореволюционного Новониколаевска, впервые представил детальный обзор общественно-политической жизни и управления городом; приводятся данные о благотворительных акциях в городе с 1893 до 1917 гг.

Вышла в свет “Краткая энциклопедия по истории  купечества и коммерции Сибири” (в 4 т., Новосибирск, 1994–1996). Большой интерес представляет характеристика купечества Иркутска, Красноярска, Барнаула, Тюмени и других сибирских городов, жертвовавших значительные суммы на нужды церквей, больниц, приютов, издательское дело, научные экспедиции. Есть, не очень значительный, материал по купцам и предпринимателям Новониколаевска, их благотворительности.

Источники. Как уже отмечалось, литература по истории благотворительности в Новониколаевске крайне малочисленна. Основным первоисточником для нашего исследования послужил архивный материал фонда Д-97 Государственного архива Новосибирской области (ГАНО). Фонд Д-97 – это фонд Новониколаевской городской Управы. Летопись благотворительных дел в истории Новониколаевска 1893–1917 гг. прослеживается по протоколам заседаний городской Думы и городской Управы, личным бумагам купцов, чиновников, отчетам различных общественных организаций и др. Городская Дума и городская Управа занимались вопросами благоустройства, городским транспортом, освещением, отоплением, канализацией, водопроводом, строительством мостовых, тротуаров, образованием, здравоохранением и благотворительными мероприятиями.

Благотворительная деятельность горожан и организаций  нашла отражение и в местной  периодической печати: “Обь” (1907–1909), “Сибирская речь” (1907), “Обская жизнь” (1909–1912), “Голос Сибири” (1916–1917) и др. Анализируемые источники использовались в комплексе, на основе их сопоставления, взаимопроверки и взаимодополнения, чтобы представить наиболее объективную картину состояния и динамики благотворительных акций в Новониколаевске в 1893–1917 гг.

Из  истории благотворительности  в России

Понятие “благотворительности”

Прежде  чем приступить к раскрытию темы благотворительности в истории  России, Сибири, Новониколаевска, необходимо дать краткое представление о том, что такое благотворительность. В это понятие в разные годы существования нашего государства вкладывался различный смысл.

Благотворительность – это особый вид деятельности, потому что объектом благотворительности  служат люди, нуждающиеся в помощи, не способные решать свои проблемы без посторонней поддержки, а  во многих случаях и жить. По словарю В. И. Даля, благотворительность означает – делать добро, благодетельствовать. Благотворительный человек – готовый делать добро, помогать бедным. Благотворительные учреждения устраиваются для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих или ради попечения о них. Благотворитель – это человек, делающий добро другим.

В словаре  Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. благотворительность рассматривается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

Сегодня в литературе употребляется более  универсальное понятие благотворительности. Благотворительность – социальное явление, вызванное наличием имущественного неравенства в обществе и направленное на оказание помощи отдельным лицам и группам лиц, а также на поддержку и развитие образования, науки, культуры, здравоохранения и других сфер нематериального производства со стороны частных лиц, общественных организаций, государства. С конца XVIII в. в России благотворительность находит проявление в виде меценатства – покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д. В данном реферате меценатство как особое проявление благотворительности не рассматривается.

Следует подчеркнуть, что благотворительность  должна служить не просто реализации личных потребностей в бескорыстной филантропической деятельности, но и  определяться конкретными условиями, в которых находится общество, его экономика и культура. На наш  взгляд, благотворительность должна содействовать установлению в обществе атмосферы социальной солидарности. Так, одни люди вкладывают в благотворительные  проекты капитал, другие – интеллектуальную и организационную работу, свой труд.

Отметим также, что если благотворительность  на Западе, наряду с нравственными, имела еще и юридические основания, то глубинная российская традиция благотворительности  чаще всего была связана с религиозными, нравственными понятиями, подчинялась  требованиям общественного мнения. На всех этапах развития российского  общества не последнее место в  системе благотворительности занимала Русская Православная Церковь.

Основой благотворительности русской церкви стало православное учение о милосердии, смысл которого можно выразить следующими положениями:

  • Библия, Новый и Ветхий Заветы рассматривают милосердие, заботу и помощь бедным как лучший способ искупления греха, поскольку в лице нищего милость оказывается якобы самому Богу.
  • Если благотворение вызвано искренним душевным порывом и с любовью, оно становится мощным средством, очищающим душу, средством религиозного самовоспитания личности.
  • Христианское милосердие и благотворительность направлены прежде всего на привнесение пользы самому благотворителю, а решение проблем социального благоустройства носит вторичный, опосредованный характер.

Благотворительную деятельность нужно рассматривать  и как процесс самоорганизации  общества. Но этот социальный процесс  протекает в определенном национальном контексте. Можно выделить следующие  мотивы российской благотворительности:

  • Мотив следования народной традиции. Отказ кому-либо в милосердии означал вызов окружающим, общепринятому.
  • Моральный мотив – связанный с любовью к человеку, уважением его достоинства.
  • Мотив сострадания.
  • Мотив искупления – особенно распространенный среди купцов и мещан. Речь идет не о религиозном, а морально-психологическом искуплении. Человек оказывает помощь нуждающимся для очищения собственной души, с целью обретения собственного равновесия.
  • Сильным мотивом, побуждающим к благотворительности, был религиозный мотив, в особенности среди духовенства.
  • Видное место в мотивах благотворительности занимает престиж, социальное признание. Общество высоко ценило благотворительную деятельность людей, многие из которых удостаивались титула “Почетный гражданин города”. В общественном мнении благотворительность выступала как норма общественной жизни. Благотворительность была делом выгодным и престижным. Богатство не давало такого признания, авторитета купцу, как его благотворительная деятельность, в результате которой можно было стать “потомственным почетным гражданином” или попасть на государственную службу.

Информация о работе Сущность социальной работы