Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:35, реферат
Актуальность темы. На современном этапе развития российского общества все более актуальной становится тема “благотворительности”; учет и возрождение традиций благотворительности имеет принципиальное значение для повышения эффективности системы социальной защиты населения. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: 70–80% населения находится на грани нищенского существования; впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость; увеличивается количество детей-сирот при живых родителях; распадается каждый второй-третий брак: ежегодно без одного из родителей остается около 1 млн. детей; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей инвалидов нуждается в материальной,
А.
Белый
РОССИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ НОВОНИКОЛАЕВСКА (1893–1917 ГГ.)1 |
Первый раз за свою уже немалую историю журнал публикует школьную работу.
Представляем автора: Александр Белый, учащийся 11 “А” класса школы № 99 города Новосибирска. Научный руководитель: к. и. н., доцент Зоя Ивановна Белая, Учитель: Людмила Анатольевна Гаевая.
Работа Александра, по нашему мнению, интересна по двум причинам. Первая - из нее мы много узнаем о собственно российской благотворительности. Вторая - предлагаем обратить внимание на то, как раньше писалась история города, как тщательно заносили на скрижали добрые поступки горожан. Этот урок, наверное, стоит усвоить.
Введение
Актуальность темы. На современном этапе развития российского общества все более актуальной становится тема “благотворительности”; учет и возрождение традиций благотворительности имеет принципиальное значение для повышения эффективности системы социальной защиты населения. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: 70–80% населения находится на грани нищенского существования; впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость; увеличивается количество детей-сирот при живых родителях; распадается каждый второй-третий брак: ежегодно без одного из родителей остается около 1 млн. детей; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи; растет преступность; Россия вышла на “передовые рубежи” по количеству алкоголиков и догоняет другие страны по числу наркоманов. Обострение социально-экономической ситуации в России в начале 1990-х годов, изменение ориентиров в социальной политике пробудили интерес к изучению проблем милосердия, благотворительности и меценатства.
В мире
накоплен колоссальный опыт благотворительной
деятельности или, как теперь говорят,
социальной работы. Имеется и немалый
отечественный опыт. Благотворительность
как социальное явление в России
имеет свою историю и традиции,
поэтому нужно знать
Таким образом,
степень научной разработки и
объективная потребность
Все, что связано
с историей благотворительности, имеет
сегодня не только практическое значение.
Тема достаточно актуальна и по моральной
причине: необходимо воссоздать те события,
факты, имена людей, усилиями которых
в самых сложных
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период от основания города (1893 г.) до февральской революции 1917 года. Внутри этого исторического отрезка времени мы выделяем три этапа развития благотворительности в соответствии с тем, что в развитии Новониколаевска до 1917 г. принято выделять этапы: поселок городского типа (1893–1903), безуездный город с упрощенным городским управлением (1904–1908), город с правами полного городового положения (1909–1917). Летопись благотворительных дел отражает каждый новый исторический период в истории дореволюционного Новониколаевска.
Историография темы. Интерес к изучению благотворительности в дореволюционной России проявляли как светские, так и церковные историки. Известный русский историк В. О. Ключевский, исследуя мотивы российской традиции благотворительности, в работе “Добрые люди Древней Руси” сформулировал важный вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. После 1917 г. история благотворительности выпала из поля зрения исследователей: заботу о незащищенных слоях населения взяло на себя социалистическое государство, провозгласив благотворительность буржуазной филантропией. В ряде историографических обзоров подводятся итоги изучения проблемы становления и развития благотворительности в России в XVIII – начале ХХ вв., но по регионам, в том числе и по Сибири, таких обобщающих работ нет. Литература по истории благотворительности в Сибири, а тем более в истории Новониколаевска, крайне малочисленна, и встречающиеся в ней упоминания о благотворительной деятельности еще не обобщены и не систематизированы, хотя уже сейчас ощущается объективная потребность в этом. Это вызвано не только логикой научного исследования, но и стремлением многих людей лучше узнать свое прошлое, в частности – историю духовно-нравственной жизни города, через такую традиционную этическую и социальную норму как благотворительность.
Одной из первых книг по истории Новониколаевска (Новосибирска), используемых в работе, является “Справочник по городу Новониколаевску”, 1912 г. (Переиздан как 3-е издание в Новосибирске в 1992 г.). Это – одна из самых редких книг в России. Единственный экземпляр “Справочника…” хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в г. Санкт-Петербурге. “Справочник…” напечатан по инициативе местного предпринимателя, книготорговца и издателя Н. П. Литвинова. В книге приводятся сведения об истории возникновения города, его экономике, благоустройстве, благотворительной деятельности граждан и различных организаций.
Очень полезной для темы нашего исследования является научно-популярная книга Л. М. Горюшкина и Г. М. Бочановой “Так начинался Новосибирск”. В ней приведены новые материалы по истории города, об участниках строительства железнодорожного моста через Обь, о первом опыте благотворительности в истории города на примере деятельности ведущего инженера-строителя Будагова Г. М., о первых бесплатных школах, библиотеках, о зарождении театрального искусства в городе и пожертвованиях от спектаклей на нужды города и др.
Из последних современных публикаций следует выделить книгу И. Цыплакова “Краткая историческая энциклопедия Новосибирска”. Издание по тематике и по количеству содержащихся сведений не имеет аналогов среди предлагаемой сегодня литературы о городе. Автор систематизировал многообразную информацию о духовно-нравственной жизни дореволюционного Новониколаевска, впервые представил детальный обзор общественно-политической жизни и управления городом; приводятся данные о благотворительных акциях в городе с 1893 до 1917 гг.
Вышла в свет “Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири” (в 4 т., Новосибирск, 1994–1996). Большой интерес представляет характеристика купечества Иркутска, Красноярска, Барнаула, Тюмени и других сибирских городов, жертвовавших значительные суммы на нужды церквей, больниц, приютов, издательское дело, научные экспедиции. Есть, не очень значительный, материал по купцам и предпринимателям Новониколаевска, их благотворительности.
Источники. Как уже отмечалось, литература по истории благотворительности в Новониколаевске крайне малочисленна. Основным первоисточником для нашего исследования послужил архивный материал фонда Д-97 Государственного архива Новосибирской области (ГАНО). Фонд Д-97 – это фонд Новониколаевской городской Управы. Летопись благотворительных дел в истории Новониколаевска 1893–1917 гг. прослеживается по протоколам заседаний городской Думы и городской Управы, личным бумагам купцов, чиновников, отчетам различных общественных организаций и др. Городская Дума и городская Управа занимались вопросами благоустройства, городским транспортом, освещением, отоплением, канализацией, водопроводом, строительством мостовых, тротуаров, образованием, здравоохранением и благотворительными мероприятиями.
Благотворительная
деятельность горожан и организаций
нашла отражение и в местной
периодической печати: “Обь” (1907–1909),
“Сибирская речь” (1907), “Обская жизнь”
(1909–1912), “Голос Сибири” (1916–1917) и др.
Анализируемые источники
Из истории благотворительности в России
Понятие “благотворительности”
Прежде чем приступить к раскрытию темы благотворительности в истории России, Сибири, Новониколаевска, необходимо дать краткое представление о том, что такое благотворительность. В это понятие в разные годы существования нашего государства вкладывался различный смысл.
Благотворительность – это особый вид деятельности, потому что объектом благотворительности служат люди, нуждающиеся в помощи, не способные решать свои проблемы без посторонней поддержки, а во многих случаях и жить. По словарю В. И. Даля, благотворительность означает – делать добро, благодетельствовать. Благотворительный человек – готовый делать добро, помогать бедным. Благотворительные учреждения устраиваются для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих или ради попечения о них. Благотворитель – это человек, делающий добро другим.
В словаре Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. благотворительность рассматривается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
Сегодня
в литературе употребляется более
универсальное понятие
Следует подчеркнуть, что благотворительность должна служить не просто реализации личных потребностей в бескорыстной филантропической деятельности, но и определяться конкретными условиями, в которых находится общество, его экономика и культура. На наш взгляд, благотворительность должна содействовать установлению в обществе атмосферы социальной солидарности. Так, одни люди вкладывают в благотворительные проекты капитал, другие – интеллектуальную и организационную работу, свой труд.
Отметим
также, что если благотворительность
на Западе, наряду с нравственными,
имела еще и юридические
Основой
благотворительности русской
Благотворительную деятельность нужно рассматривать и как процесс самоорганизации общества. Но этот социальный процесс протекает в определенном национальном контексте. Можно выделить следующие мотивы российской благотворительности: