Сущность социальной поддержки и защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их
отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто.

Содержание

Введение.
Социальная защита и поддержка
Сущность социальной защиты и поддержки
Заключение

Работа содержит 1 файл

Сущность социальной поддержки и защиты.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно  обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения - финансирование рас-ходов за счет государственного бюджета и установление категорий обес-печиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. Непосредственное госу-дарственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет дос-таточно ограниченные масштабы применения.

 Другой организационно-правовой  формой социальной защиты является  социальное страхование, которое  широко используется в абсо-лютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхо-вания иногда также участвует государство. В странах с рыночной эконо-микой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования. Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми рабо-тающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Восполь-зоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы. Характерной осо-бенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законо-дательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, меди-цинской помощи, в пенсионном обеспечении и других. Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система соци-ально-экономических отношений, предназначенная для оказания разно-сторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обес-печивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реаги-рующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Система социальной защиты, или поддержки, населения, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально не способна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела  особенно большую остроту, в том числе политическую.

 В соответствии с Конституцией  РФ Российская Федерация является  социальным государством, поэтому  законодательный аспект формирования  системы социальных гарантий  приобретает особую актуальность. В 1992 г. ряд министерств и  ведомств разработал «Основные  принципы и направления социальной  политики Российской Федерации  в 1992?1993 гг.» Среди этих принципов  социальной политики: всеобщность  в сочетании с дифференцированным  подходом к различным группам  населения, активный и адресный  характер, социальное партнерство,  разграничение компетенций между  различными уровнями власти. Главные  направления социальной политики  включали в себя формирование  системы социальной защиты населения,  реформирование социального обеспечения  на принципах социального страхования и социальной помощи.

Далеко не все из перечисленных  принципов удается реализовать  в социальной защите населения. Принцип  всеобщности реализовывается в  виде попытки охватить теми или иными  формами социальной защиты как можно  большее число людей; дифференцированный подход к различным группам населения ? в форме охвата льготой или пособием разных категорий населения без учета нуждаемости отдельных получателей социальной помощи. Адресный характер социальной защиты понимается скорее как принцип предоставления льготы или выплаты пособия тем, кому их хотят предоставить, а не тем, кто действительно нуждается в социальной помощи. Разграничение компетенций между различными уровнями власти заключается, видимо, в том, что решения, создающие обязательства по социальным выплатам, в основном принимаются на федеральном уровне, а выполнение этих решений входит в обязанности регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав и обдумав всё вышесказанное, Российскую Федерацию ещё не в полной мере можно назвать государством социальным (в полном смысле этого слова), тем не менее нам представляется совершенно очевидным то, что правительство РФ нацелено на усовершенствование механизмов социальной политики и социальной защиты, поскольку какую бы сферу не затрагивали государственные преобразования, их цель одна – повышение качества жизни в России. Конечно, многое ещё предстоит сделать, но тот положительный вектор развития в социальной сфере, который мы можем наблюдать, придаёт нам уверенность в том, что наше правительство заботится и думает, в первую очередь, о своих гражданах.

Переход к рынку, ухудшение условий жизни  значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность  прежней системы социального  обеспечения гарантировать каждому  человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

Важной  положительной чертой российской действительности является принцип многообразия и  всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что  гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы время; различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие); активная поддержка общественных организаций, всего населения.

 

 

Список  литературы:

 

    1. Носова С.С.. Экономическая теория, 2008
    2. Материалы сайта www.dszn.ru
    3. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 1998.
    4. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2009.
    5. М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова :Учебное пособие для вузов.Теория социальной работы
    6. Е.И. Холостова: Теория социальной работы, 2001

 


Информация о работе Сущность социальной поддержки и защиты