Сущность социальной поддержки и защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их
отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто.

Содержание

Введение.
Социальная защита и поддержка
Сущность социальной защиты и поддержки
Заключение

Работа содержит 1 файл

Сущность социальной поддержки и защиты.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

РЕФЕРАТ

по  учебной дисциплине

Теория  социальной работы

для специальности 040400.62 Социальная работа

на тему:

 

 

Сущность социальной поддержки  и защиты

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 

II КУРСА 11/291ВД ГРУППЫ:

  Кравцун А.С.

ПРОВЕРИЛА:

Фатеева Т.Н..

кандидат педагогических наук,

кафедра социальной работы МГПУ.

 

Москва, 2012 г.

 

 

Содержание:

 

Введение.

    1. Социальная защита и поддержка
    2. Сущность социальной защиты и поддержки

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно  по  разным  причинам.  Многие оказались в результате  реформ  за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей,  их

отдыха.   Страшит потеря работы, от безработицы  не  застрахован  никто.

Большую тревогу  вызывают преступность,  падение  нравов,   вседозволен-

ность.

   Не у  каждого  есть  силы  бороться с подобным злом. Многие потеряли

уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям. Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами.

    Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы:  Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что

является  субъектом социальной работы и кто  является объектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Социальная защита и поддержка 

 

 

Чем тяжелее  ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней  призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят её требуют от правительства. Сложность  положения  при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается  создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения.

Чтобы исправить такое положение недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, находятся на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Как помочь людям попавшим в тяжелое бедственное состояние и кому именно надо помогать?

Следует прежде всего понять, что если снизить производство благ и услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном, желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся.

Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных  слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся.

В широком  смысле слова социально уязвимыми  считаются люди, обладающие доходом  ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально  уязвимых следовало бы учитывать  не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное  богатство, так называемый имущественный  ценз. Однако, поскольку получить достоверные  сведения об имущественном положении  людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его  официальные денежные доходы.

В сложившейся  практике социально уязвимыми считаются  семьи с низким денежным доходом  на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры получающие недостаточное пособие, студенты живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства.

Социальная  поддержка может проявляться  в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания  приюта, крова, оказания медицинской, юридической  психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Вопрос  о том, кому, в каких видах и  формах, в каком объеме оказывать  социальную поддержку, относится к  числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, не легко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие к инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность социальной защиты и поддержки

 

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

Система социальной защиты населения  как особый социальный институт находится  в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные  значения. В новых экономических  условиях он заменил термин «социальное  обеспечение», использовавшийся в советской  экономике, где он характеризовал специфическую  организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно  государством. В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был  введен термин «социальная защита», который давно использовался  в мировой практике.

Социальная защита, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством  категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.

В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступ-лении установленных законодательством неблагоприятных событий предо-ставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы соци-альной защиты осуществляют меры профилактического характера, напра-вленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью. Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специ-фические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан. Для осмысления сос-тояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осущест-вляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое сущест-вование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное раз-витие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов госу-дарственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 — 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, соци-альным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к соци-альной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или от-ставку.

Основные направления социальной поддержки населения являются:

    • поддержка малоимущих семей с детьми, обеспечение социальных гарантий семьям, имеющим детей;
    • социальная поддержка участников и инвалидов Великой Отечественной войны;
    • социальная поддержка пенсионеров и инвалидов.

Отсутствие общего представления  о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толко-ванию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раск-рытия смысла данного института. В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он опре-делял весь институт социальной защиты, получивший название «право со-циального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета. В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социа-льной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита». Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» существовать как «право социального обеспечения». Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств сущест-вования  или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения). Социальная защита может осущест-вляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и преду-предительный профилактический характер.

В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т. д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Информация о работе Сущность социальной поддержки и защиты