Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа
Социальная технология — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.
Введение. 3
1. Классификация социальных технологий. 6
2. Социальное пространство как объект технологизации. 13
3. Эффективность социальной технологии. 14
4. Специфика и классификация технологий в социальной работе. 15
Заключение. 19
Список литературы. 21
1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
2) демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
3) компромисс, взаимные уступки;
4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий;
5) ликвидация
объекта или субъекта
Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической Деятельности.
С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.
В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологии (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.
Кроме того, для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.
Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.
Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:
Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.
Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.
Категория «социальное пространство»4 является основополагающей для технологизации. В то же время многообразие определений социального пространства объясняется его сложностью и неоднородностью. К социальному пространству может быть отнесено все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов граждан, реализацию их потребностей, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума.
Соответственно
одна из функций социального
Социальное
пространство можно рассматривать
как поле непосредственного
Все это подтверждает важность и необходимость поиска путей оптимизации социального пространства, в том числе и с помощью технологий социальной работы.
Эффективность социальной5 технологии можно определить как конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках и в оптимальные сроки. Однако проблемы эффективности социальных технологий пока еще относятся к числу новых и малоизученных.
Что же необходимо учитывать при разработке и использовании социальных технологий?
Во-первых, социальные технологии, поскольку они непосредственно связаны с людьми, должны иметь вид выверенной экспериментальной модели, содержащей научно обоснованные гарантии, что любая технология будет человеку во благо.
Во-вторых, социальные технологии, хотя и предполагают некоторое повторение, применение к сходным социальным объектам, не могут быть использованы механически, без соответствующей корректировки. Иными словами, методика применения, реализация социальной технологии всегда является уникальной, оригинальной, учитывающей конкретные условия.
В-третьих, социальная технология в определенном
смысле представляет собой завершенную,
строгую систему действий, решения практической
задачи, но вместе с тем это развивающаяся
система, так как она обогащается новыми
операциями в ходе воплощения.
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе -- они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.
Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками -- социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.
Социальная работа6 может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку включает в себя три компонента:
а) социальную работу как науку;
б) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); в) социальную работу как вид деятельности.
Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности -- социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле -- социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.
Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это -- старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.
Кроме того, объект социальной работы может быть представлен различными уровнями ассоциативности: индивид, группа (семья, трудовой, учебный коллектив, молодежная или профессиональная группа, объединение лиц со сходными трудностями и т.п.), община (поселение, район, город). Это также требует своеобразных подходов и программ. Поэтому такие технологии можно назвать «частными» по отношению к объекту: технологии социальной работы с пожилыми (одним человеком или группой), технологии социальной работы с неполными семьями (одной, конкретной семьей или семьями, проживающими в конкретном городе), технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и т.д.
По отношению к объекту социальные технологии могут быть «внешними» и «внутренними». «Внешние» технологии направлены на создание условий (что связано с сущностью проводимой социальной политики), способствующих уменьшению численности и доли населения, которое нуждается в помощи и поддержке государства, и помогающих человеку, группам "(слоям) людей, решать свои проблемы самостоятельно.
Учитывая, что социальная технология - это совокупность способов, методов приемов организации человеческой деятельности, выделим несколько групп методов, применяемых в социальной работе и определяющих использование той или иной технологии.
Прежде всего это классические методы социальной работы: индивидуальный, групповой, общинный, - применяемые к тому или иному уровню объекта и служащие основой «частных», «внутренних» и «внешних» технологий.
Несмотря на различие методов7 и конкретных сфер практической работы, можно представить технологическую схему их применения в виде шести основных этапов:
1) встреча с клиентом и установление контакта;
2) оценка,
диагноз и определение
3) определение
цели, планирование услуг,
4) обслуживание, посредничество;
5) оценка итогов социальной работы (общинной, групповой, индивидуальной);
6) обратная
связь и применение
Кроме того, технологии, основанные на классических методах социальной работы, предполагают использование таких специальных методов конкретных наук, как социологические, психологические, педагогические, социально-экономические, организационно-управленческие, медико-социальные. Например, методы наблюдения, тестирования, консультирования, психодиагностики, психокоррекции и т.п. в определенном сочетании могут служить основанием для разработки и применения психологической технологии.
По иерархии управления можно выделить следующие технологии: государственные, региональные, территориально-отраслевые, местного самоуправления и трудового коллектива. Несомненно, разработка и исполнение этих технологий напрямую связано с субъектом, целями и масштабом тех задач, которые он должен решать.
Субъекты социальной работы - это государство со своими структурами, общественные, благотворительные и другие организации и учреждения, социальные работники.
В заключение отметим самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Добавим к этому, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на практической смекалке и не отличающихся высокой наукоемкостью. Их применение обычно связано с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки.
Информация о работе Сущность и применение социальных технологий