Сущность и применение социальных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Социальная технология — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.

Содержание

Введение. 3
1. Классификация социальных технологий. 6
2. Социальное пространство как объект технологизации. 13
3. Эффективность социальной технологии. 14
4. Специфика и классификация технологий в социальной работе. 15
Заключение. 19
Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

Сущность и применение социальных технологий.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Калужский Государственный  Университет им. К.Э. Цилковского

Институт  социальных отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Сущность и применение социальных технологий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Старовойтова  А.И.

Учебная группа: СР-31

Проверила:

Коновалова  М.П 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга, 2011 

Оглавление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Социальная технология1 — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

     Более широко социальную технологию  можно определить как последовательность  этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.

      Можно определить социальную  технологию как структуру коммуникативных  воздействий, которые изменяют  социальные ситуации или социальные  системы, в том числе отдельного  человека как единичную социальную систему.

       Виды социальных технологий различаются  в зависимости от того в  каких сферах общественной жизни  они реализуются в следующих  сферах:

  1. экономической:
  • оценка деловитости и потенциала каждого человека;
  • интеллектуальное развитие его;
  • «рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять);
  1. управленческой:
  • развитие систем управления и систем коллективной деятельности организаций (фирм, компаний);
  • формирование личной управленческой стратегии, позволяющей формировать социальную действительность;
  1. политической:
  • предполагает взвешенность полит. решений, проявление политической дальновидности;
  • сегодня мы плохие технологи и политики;
  1. социальной:
  • социальная технология направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления);
  • труд должен вознаграждаться по заслугам;
  • рассматривается демографическая политика, семейно — бытовые отношения, их влияние на развитие общества;
  • создание условий для социально незащищённых групп населения;
  1. духовной сфере:
  • развитие культурных запросов и склонностей каждого человека;
  • умение и гибкое воздействие на тенденции, происходящее в сфере образования, науки, литературы и искусства;
  • взаимодействие национальной культуры, изучение спектра проблем общественного сознания;
  • материальные вопросы, наличие экономических предпосылок для решения возникших проблем.

    Социальные технологии достаточно  разнообразны, их классификация  обусловлена многообразием социального  мира определенной страны, и напрямую  зависит от модели самой социальной работы в рамках которой можно вести речь и о применяемых технологиях. Технологии, которым все более уделяется внимание как на уровне государственном, так и со стороны неправительственных организаций:

  1. Технологии социальной работы с семьей;
  2. Технологии социальной работы с молодежью;
  3. Технологии социальной работы с детьми, подростками;
  4. Технологии социальной работы с женщинами;
  5. Технологии социальной работы с пожилыми людьми;
  6. Технологии социального предвидения;
  7. Технологии экономическая поддержка населения;
  8. Технологии социально-педагогические;
  9. Технологии социально-психологические;
  10. Технологии социально-медицинские;
  11. Технологии связи с общественностью;
  12. Технологии адаптационные;
  13. Творческие технологии;
  14. Технологии профилактического значения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Классификация социальных технологий.
 
 

     Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

     Все это вместе взятое определяет  содержание социальной технологии, придает ей однозначность и  обусловливает проявление общих  требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

      Несмотря на то, что в социальных  технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно  большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

     Социальная технология, как правило,  является ответом на некоторую  назревшую социальную потребность,  поэтому создание новых социальных  технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

     В процессе осуществления социальных  технологий может изменяться  объект воздействия, что, в  свою очередь, предопределяет  необходимость постоянного поиска  новых технологий. Социальное воздействие  на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

      Усложнение общественных2 отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

       Социальные технологии весьма  разнообразны, что обусловлено многообразием  социального мира, социальной жизни,  ее отношениями с природными явлениями.

      Классификация социальных технологий  может быть осуществлена по  различным основаниям: видам, уровням,  сферам применения и т.д. По  масштабу объекта, который подвергается  воздействию, можно выделить глобальные  социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

     Специалисты-управленцы выделяют  технологии поиска стратегии  управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

      Иными словами, классификация  социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

      Естественно, что социальные технологии  существенно различаются своим  содержанием. Определим кратко  содержание наиболее важных социальных  технологий - это поможет более  подробно и обстоятельно рассмотреть  специфику технологий в социальной работе.

      С точки зрения масштабности  выделяют глобальные социальные  технологии, цель которых - решение  общечеловеческих проблем. Под  этими технологиями подразумеваются  такие задачи, методы, способы, которые  способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

      Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

     Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

     Локальные социальные технологии  применяются для решения местных  проблем, которые могут содержать  в себе как типичные, так и  неповторимые особенности. 

     Технологии можно классифицировать  и по степени новизны. Инновационные  социальные технологии - это методы  и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и  материализацию нововведений в  обществе, реализацию новшеств, которые  приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

      Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии  профессионального обучения безработных  как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

       В отличие от инновационных  рутинные социальные технологии  характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

       Информационные социальные технологии  представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д. 

Социальные  технологии согласия представляют собой  методы достижения согласия большинства  населения относительно решения  наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем3:

Информация о работе Сущность и применение социальных технологий