Калужский
Государственный Университет им.
К.Э. Цилковского
Институт
социальных отношений
Реферат
на тему:
«Сущность
и применение социальных
технологий»
Выполнила:
Старовойтова
А.И.
Учебная
группа: СР-31
Проверила:
Коновалова
М.П
Калуга,
2011
Оглавление.
Введение.
Социальная технология1 — совокупность
методов и приёмов, позволяющих добиваться
результатов в задачах взаимодействия
между людьми.
Более широко социальную технологию
можно определить как последовательность
этапов социального взаимодействия, в
ходе которой каждый субъект, участвующий
во взаимодействии, реализует собственную
управленческую стратегию по отношению
к другим и формирует социальную действительность.
Социальные технологии используются,
в частности, в таком особом виде социальной
инновационной деятельности как управленческий
консалтинг.
Можно определить социальную
технологию как структуру коммуникативных
воздействий, которые изменяют
социальные ситуации или социальные
системы, в том числе отдельного
человека как единичную социальную систему.
Виды социальных технологий различаются
в зависимости от того в
каких сферах общественной жизни
они реализуются в следующих
сферах:
- экономической:
- оценка деловитости
и потенциала каждого человека;
- интеллектуальное
развитие его;
- «рядовой
выходит в управленцы» (персонал должен
управлять);
- управленческой:
- развитие
систем управления и систем коллективной
деятельности организаций (фирм, компаний);
- формирование
личной управленческой стратегии, позволяющей
формировать социальную действительность;
- политической:
- предполагает
взвешенность полит. решений, проявление
политической дальновидности;
- сегодня мы
плохие технологи и политики;
- социальной:
- социальная
технология направлена на социальную
справедливость (мера труда должна соответствовать
мере потребления);
- труд должен
вознаграждаться по заслугам;
- рассматривается
демографическая политика, семейно —
бытовые отношения, их влияние на развитие
общества;
- создание
условий для социально незащищённых групп
населения;
- духовной
сфере:
- развитие
культурных запросов и склонностей каждого
человека;
- умение и
гибкое воздействие на тенденции, происходящее
в сфере образования, науки, литературы
и искусства;
- взаимодействие
национальной культуры, изучение спектра
проблем общественного сознания;
- материальные
вопросы, наличие экономических предпосылок
для решения возникших проблем.
Социальные технологии достаточно
разнообразны, их классификация
обусловлена многообразием социального
мира определенной страны, и напрямую
зависит от модели самой социальной
работы в рамках которой можно вести речь
и о применяемых технологиях. Технологии,
которым все более уделяется внимание
как на уровне государственном, так и со
стороны неправительственных организаций:
- Технологии
социальной работы с семьей;
- Технологии
социальной работы с молодежью;
- Технологии
социальной работы с детьми, подростками;
- Технологии
социальной работы с женщинами;
- Технологии
социальной работы с пожилыми людьми;
- Технологии
социального предвидения;
- Технологии
экономическая поддержка населения;
- Технологии
социально-педагогические;
- Технологии
социально-психологические;
- Технологии
социально-медицинские;
- Технологии
связи с общественностью;
- Технологии
адаптационные;
- Творческие
технологии;
- Технологии
профилактического значения.
- Классификация
социальных технологий.
Любая социальная технология, будучи конкретно
направленной на решение определенной
социальной проблемы, всегда имеет те
или иные модификации. Связано это с конкретными
условиями ее реализации: с состоянием
материальных, политических, финансовых
и кадровых ресурсов, с историческими
условиями, традициями и др.
Все это вместе взятое определяет
содержание социальной технологии,
придает ей однозначность и
обусловливает проявление общих
требований к технологическому процессу.
Технологизация любого процесса возможна
при наличии следующих условий: во-первых,
процесс должен иметь определенную структуру
сложности, которая позволяет расчленить
его на относительно обособленные части;
во-вторых, должны иметься средства, позволяющие
так оптимизировать действия социального
работника, чтобы максимальный эффект
достигался при минимуме усилий и времени.
Несмотря на то, что в социальных
технологиях диапазон различий,
дифференциации может быть достаточно
большим, что определяется как сложностью
индивидуального объекта социальной работы,
так и ее творческим характером, по сути
эти различия не затрагивают общего алгоритма,
фиксирующего предельные границы дифференциации,
переход за которые чреват игнорированием
опыта, последовательности, закономерности
и правил, что приводит к снижению эффективности
социального действия.
Социальная технология, как правило,
является ответом на некоторую
назревшую социальную потребность,
поэтому создание новых социальных
технологий выступает как объективный
и закономерный процесс.
В процессе осуществления социальных
технологий может изменяться
объект воздействия, что, в
свою очередь, предопределяет
необходимость постоянного поиска
новых технологий. Социальное воздействие
на один и тот же объект в различных
условиях в зависимости от его состояния
и поставленной цели объективно требует
разработки и применения новых технологий.
Усложнение общественных2 отношений
предопределяет не только разнообразие
социальных технологий, но и диалектическое
единство стереотипных повторяющихся
и творческих действий. Это соотношение
зависит от видов социальных технологий.
Если стереотипность процедур предпочтительна
в производственных технологиях, то в
социальных технологиях она применима
в основном лишь на организационном уровне,
тогда как в частных технологиях, в конкретных
условиях, она невозможна и даже вредна.
Социальные технологии весьма
разнообразны, что обусловлено многообразием
социального мира, социальной жизни,
ее отношениями с природными явлениями.
Классификация социальных технологий
может быть осуществлена по
различным основаниям: видам, уровням,
сферам применения и т.д. По
масштабу объекта, который подвергается
воздействию, можно выделить глобальные
социальные технологии, социальные
технологии применительно к обществу
в целом, различным сферам общественной
жизни, социальной структуре, социальным
институтам, процессам, явлениям.
Специалисты-управленцы выделяют
технологии поиска стратегии
управления, персонального менеджмента,
социального моделирования и прогнозирования.
Можно выделить технологии информационно-внедренческие,
обучающие, инновационные, технологии
прошлого опыта. По характеру решаемых
задач технологии бывают универсальными
и частными. Целесообразно также выделить
технологии социального развития отдельных
стран, регионов, территорий, трудовых
ассоциаций; существуют технологии обучающие,
внедренческие, самореализации и саморазвития
личности и т.д.
Иными словами, классификация
социальных технологий базируется
на дифференциации как применяемых знаний,
способов, методов, так и объектов (явлений,
процессов, групп людей, их общностей и
т.д.), поскольку к каждому из них можно
применить определенные способы воздействия
с целью добиться их оптимального функционирования,
развития и совершенствования.
Естественно, что социальные технологии
существенно различаются своим
содержанием. Определим кратко
содержание наиболее важных социальных
технологий - это поможет более
подробно и обстоятельно рассмотреть
специфику технологий в социальной работе.
С точки зрения масштабности
выделяют глобальные социальные
технологии, цель которых - решение
общечеловеческих проблем. Под
этими технологиями подразумеваются
такие задачи, методы, способы, которые
способствуют уяснению и решению не
только внутренних, но и мировых тенденций
развития, связи общества и природы. Следовательно,
их внедрение прямо или косвенно оказывает
позитивное влияние на жизнедеятельность
людей, повышает их социальную защищенность.
Одной из их разновидностей является
технология глобального моделирования
(исследование и решение вопросов сохранения
мира, природы, обеспечения растущего
населения Земли продовольствием, энергией,
материальными средствами и т.д.).
Региональные социальные технологии
изучают и реализуют закономерности территориальной
социальной жизни и планомерных ее изменений.
Локальные социальные технологии
применяются для решения местных
проблем, которые могут содержать
в себе как типичные, так и
неповторимые особенности.
Технологии можно классифицировать
и по степени новизны. Инновационные
социальные технологии - это методы
и приемы инновационной деятельности,
направленные на создание и
материализацию нововведений в
обществе, реализацию новшеств, которые
приводят к качественным изменениям
в разных сферах социальной жизни, к рациональному
использованию материальных и других
ресурсов в обществе.
Пример инновационных технологий
- инновационные социальные технологии
профессионального обучения безработных
как системы организации их профессионального
обучения, основа которой - активное использование
достижений науки в целях получения нового
качества знаний обучаемых, его средств
и характеристик.
В отличие от инновационных
рутинные социальные технологии
характеризуются такими методами воздействия
на социальные процессы, которые основаны
на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью,
не мотивируют социальный объект, социальную
систему к переменам, изменениям.
Информационные социальные технологии
представляют собой оптимизацию самого
информационного процесса, его воспроизводства
и функционирования. Интеллектуальные
социальные технологии направлены на
развитие и стимулирование мыслительной
деятельности людей, развитие их творческих
способностей. Исторические технологии
предполагают осмысление исторического
опыта по законам социальной технологизации,
т.е. технологизацию исторических знаний
как условия политического, экономического,
духовного и социального диагностирования
(опыт реформ). Демографические технологии
изучают и вырабатывают способы механизма
воспроизводства населения, изменения
его численности, состава и размещения
и т.д.
Социальные
технологии согласия представляют собой
методы достижения согласия большинства
населения относительно решения
наиболее актуальных вопросов общественной
жизни, их взаимного действия. К этому
типу технологий примыкают социальные
технологии разрешения конфликтов, в частности
социально-этнических. В последнем случае
важно учитывать внутреннюю структурализацию
этих технологий, используемых как образные
способы снятия напряженности, решения
проблем3: