Сущность и причины социальных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Сегодня конфликты – повседневная реальность. Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба – один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека.
Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX века Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Конец столетия поставил Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития и разрешения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но, все же, великой державы.
Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Содержание

Содержание.
Введение. 3-4
Понятие конфликта. 5-7
Типология конфликта. 8-11
Причины конфликтов. 12-14
Разрешение конфликта. 15-18
Стили поведения во внешнем конфликте. 19-20
Последствия конфликтов. 21
Заключение. 22-23
Литература. 24

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 122.50 Кб (Скачать)
type="DISC">
  • устранение объекта конфликта;
  • замена одного объекта другим;
  • устранение одной стороны участников конфликта;
  • изменение позиции одной из сторон;
  • изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
  • получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий;
  • недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников;
  • приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитражу при условии подчинения любому его решению.
  •     Здесь необходимо ввести еще два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта.

        Цена  конфликта для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин: из затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность; из ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны; из потери, связанной с ухудшением общей ситуации. Не строгость интуитивно вылавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнить ее с другой интуитивно оцениваемой величиной – ценой выхода из конфликта.

        Цена  выхода из конфликта – это разность между утратами, с которыми сопряжен этот выход из конфликта, и приобретениями, которые дает этот выход.

        Если  приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения конфликта  очевидна. Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетическими, что значительно снижает их оценку, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. Вот почему неудивительно, что гораздо чаще встречается иной вариант: утраты представляются больше приобретений. В этом случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта. Если цена конфликта меньше, т.е. выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытки продолжить конфликтную борьбу еще имеют смысл.

        Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же прекратить его.

        Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах.

        Переговоры  предполагают взаимный поиск компромисса  конфликтующих сторон и включают всевозможные процедуры:

    • признание наличия конфликта;
    • утверждение процедуры, правил и норм;
    • выявление основных спорных вопросов;
    • исследование возможных вариантов решения проблемы;
    • поиск соглашения по каждому спорному вопросу и урегулирование конфликта в целом;
    • выполнение всех принятых взаимных обязательств.

        В основу переговорного процесса может  быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод консенсуса, ориентированный на совместное решение существующих проблем.

        Методы  ведения переговоров и их результат  зависит не только от отношений между  противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, отношения с союзниками и другие внеконфликтные факторы.

        Завершение  непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений:

    • насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;
    • какими методами и способами велась борьба;
    • насколько велики потери сторон;
    • насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
    • удалось ли в результате мира снять эмоциональное напряжение сторон;
    • какие методы были положены в основу переговорного процесса;
    • насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
    • навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или являлся результатом взаимного поиска решения конфликта;
    • какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

        Послеконфликтная  стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде; новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. 
     
     
     
     
     
     
     

    5. Стили поведения во внешнем конфликте.

        Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, то К.У. Томас и Р.Х. Килменн разработали стратегию поведения в конфликтной ситуации. Исследователи указывают на пять основных стилей поведения при конфликте; сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание. Стиль поведения в конкретном конфликте, замечают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом активно или пассивно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

        Сотрудничество – стиль, направленный на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Характеризуется тем, что субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей. Человек с таким ведущим стилем разрешения конфликтных ситуаций способен пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации. Как правило, этот стиль присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное, что возможно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием социального волевого контроля.

        Соперничество – стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным представителям мужского пола с мотивацией активно-оборони-тельного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. Соперничество вызывает часто максимальное сопротивление у партнеров по общению, т.к. противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем.

        Компромисс – стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, естественно, не разрешается, а маскируется и временно загоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта. Тактика этого стиля – постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если остальные участники готовы идти на уступки. Наименее активен в конфликтной ситуации способ поведения, когда один из партнеров демонстрирует стиль соперничества. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта и адекватной высокой самооценки.

        Приспособление – стиль, ориентированный на сохранение социальных отношений, доминирует у представителей женского пола, занимающих подчиненную социальную позицию на фоне неадекватной, заниженной самооценки. Субъект с этим стилем поведения осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик, в том числе с участием какой-то психологической защиты. Противоречие, вызвавшее конфликт, как бы снимается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления. Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль может быть вполне эффективным. Однако слишком частое использование этого стиля, независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всем вытекающим из этого последствиям.

        Избегание – стиль, ориентированный на сохранение статуса своего «я», поэтому наиболее социально пассивный, сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего конфликта. Тактика субъекта с таким стилем поведения сводится к уменьшению значимости событий, вызвавших конфликт. Существует еще один способ поведения индивидов с этим стилем, который сводиться к способности ускользнуть, уйти из конфликтной ситуации. Естественно, что этот стиль не способен разрешить противоречие, лежащее в основе конфликта, т.к. личность не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Этот стиль свойственен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же, как и другие, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов.

    6. Последствия конфликтов.

        Следующая стадия конфликта как процесса –  это управление им. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.

        Различают несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений – враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

        Если  не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей:

    1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
    2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
    3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
    4. Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.
    5. Сворачивания взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
    6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
     
     
     
     

    Заключение.

        Конфликтологи замечают, что хорошо адаптированный к социальной среде человек обычно пользуется большей частью рассмотренных стилей поведения в зависимости от конкретного содержания внешнего конфликта. В профессиональной среде наиболее эффективными являются сотрудничество и соперничество, в семейных отношениях одним из наиболее удачных способов разрешения сложных жизненный ситуаций может быть компромисс, используемый в сочетании с сотрудничеством.

        Проявление  различных стилей проявляется характерологическими особенностями. Например, уровнем экстраверсии. У ярко выраженных экстравертов доминирующим стилем в конфликте чаще всего является соперничество, а затем сотрудничество. Для интровертов наиболее легким стилем является избегание и приспособление.

        Итак, стиль разрешения, поведения во внешнем  конфликте связан с индивидуально-психологическими особенностями человека, жизненным опытом и конфликтным содержанием ситуации, которая привела к конфликту. Основной компонент последней, безусловно – это стиль поведения партнера по взаимодействию.

        Правила поведения в условиях конфликта:

    1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки, за которые впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинства собеседников, иронические замечания, высказываемые с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения.
    2. Стремитесь к уважительной мере разговора. Такие фразы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции.
    3. Стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях. Старайтесь выслушать собеседника, т.к. умение слушать является одним из критериев коммуникабельности.
    4. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
    5. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих – это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное, замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
    6. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше.
    7. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то чтобы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
    8. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства. Не обвиняйте, не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
    9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

    Информация о работе Сущность и причины социальных конфликтов