Сущность и причины социальных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Сегодня конфликты – повседневная реальность. Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба – один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека.
Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX века Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Конец столетия поставил Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития и разрешения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но, все же, великой державы.
Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Содержание

Содержание.
Введение. 3-4
Понятие конфликта. 5-7
Типология конфликта. 8-11
Причины конфликтов. 12-14
Разрешение конфликта. 15-18
Стили поведения во внешнем конфликте. 19-20
Последствия конфликтов. 21
Заключение. 22-23
Литература. 24

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

 Российский  государственный профессионально-педагогический  университет

Институт  социологии

Кафедра социологии 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Социология»

Тема: «Сущность и причины социальных конфликтов» 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент группы ЗСМ-309С        Е.И. Татауров 

Проверил:

преподаватель          И.Н. Кочкин                               
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2010

Содержание.

Введение. 3-4

  1. Понятие конфликта. 5-7
  2. Типология конфликта. 8-11
  3. Причины конфликтов. 12-14
  4. Разрешение конфликта. 15-18
  5. Стили поведения во внешнем конфликте. 19-20
  6. Последствия конфликтов. 21

Заключение. 22-23

Литература. 24

Введение.

    Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

    Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.

    История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах жестокого царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию царь Соломон (965-928 гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

    На  протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.

    К великому сожалению, все заканчивалось  неудачей и порождало еще более  жестокие конфликты.

    Сегодня конфликты – повседневная реальность. Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба – один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека.

    Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX века Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Конец столетия поставил Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития и разрешения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но, все же, великой державы.

    Для эффективного решения возникающих  проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие конфликта.

    Конфликт (от лат. – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

    Конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

    Существуют  различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта  лежит противоречие, т.е. такое положение, при котором нечто одно исключает  другое. Мир устроен противоречиво. Об этом устройстве говорят, что оно амбивалентно, двойственно.

      Конфликт разворачивается в контексте  противоречивого мира, являясь, с  одной стороны, формой существования противоречия, с другой стороны – одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, с третьей – источником всякого развития, движения.

    «Добро» и «зло», «день» и «ночь», «молодость»  и «старость», «жизнь» и «смерть», «хочу» и «надо», «сила» и «слабость», «мечта» и «реальность», «бедность» и «богатство», «щедрость» и «скупость», «любовь» и «ненависть» … - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

      Только тогда, когда противоречие  рождается и разворачивается  в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.

    Там, где нет субъекта, нет и конфликта. Вернее, противоречие, возникшее во взаимодействии двух существ, не являющихся личностями, субъектами, не характеризуется как конфликт, не обозначается понятием «конфликт». Для сферы столкновений животных и природных стихий есть другие категории. Понятие «конфликт» - достояние сферы социальной, психологической, личностной, отношенческой.

    До  тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте и в одно и тоже время. Конфликт вокруг истины «2×2=4» не возникает именно потому, что эта объективная истина никак не касается ваших интересов, момента проживания жизни. Но если вдруг сведения об истине повышают или понижают статус человека в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она представлена перед ним.

    Конфликт – явление сложное, многообразное и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность этого социально-психологического феномена, можно выделить его существенные признаки:

  • субъектность носителя противоречия;
  • личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;
  • обстоятельства, выявившие противоречие и столкнувшие интересы субъектов.

    Конфликт  – это момент в межличностных  отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.

    Поведение человека в конфликте характеризуется  большой степенью напряженности как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.

    Чем сложнее конфликт, тем больших  он требует. Если мы не выдерживаем  напряжения, то скрываем, нарушаем границы общения и поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем недозволительные приемы подавления противника. Потом очень сожалеем о случившемся, терзаем себя за потерю контроля над собой, нам стыдно за неэтичное поведение.

    Если  бы в момент такого разворачивания конфликта мы бы взглянули в зеркало, то были бы потрясены собственной некрасивостью.

    Иногда  человек долго не успокаивается, вновь и вновь проживает в  мыслях ситуацию, проговаривает еще раз то, что сказал, ищет другие варианты собственной реакции, «жует» интеллектуальную жвачку. Даже понимая, что следует забыть о незначительном эпизоде, упорно возвращается к происшедшему: «Ах, если бы все заново, я вел бы себя иначе! Я бы сказал…я бы был спокоен, как скала, и достойным, как джентльмен…».

    Успокоение  придет позже. Но след останется.

    Конфликты – константа человеческой жизни  от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если – это жизнь, а не прозябание, не биологическое существование, не болотистый застой. И природа этой закономерности связана с общим законом развития жизни через преодоление противоречий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Типология конфликта.

    Классифицируя конфликты, мы тем самым получаем возможность конкретней раскрывать их возможности, отследить индикаторы конфликтности в той или иной сфере общественных отношений и деятельности, специфику динамики конфликтов различных типов, а на этой основе разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.

    Основные  группы конфликтов:

  1. Мотивационные конфликты.

Последние годы о мотивации написано так  много, что нет нужды еще раз  говорить о том, что собой представляет пирамида потребностей по Маслоу, шкала мотивационных и гигиенических факторов по Херцбергу, не говоря уже о более сложных моделях. На первый взгляд в качестве мотива производственной деятельности и поведения в целом, как правило, недооцениваются психологические потребности. Наиболее ярко выражены такие мотивы, как безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация.

  1. Конфликты коммуникации.

Любая словесная или бессловесная информация, которую мы получаем, в первую очередь улавливается высокочувствительными мембранами нашего эмоционального восприятия («детское Я»), прежде чем она рассматривается под углом зрения возможного конфликта с усвоенными нормами («Можно ли так поступать?», «Поступают ли так?»), и только на завершающем этапе при интеллектуальном усилии анализируется собственно деловое содержание информации. Если этого усилия не последует из-за усталости или просто интеллектуальной слабости, то возникает эмоциональная реакция. Единственный тормоз – полученное воспитание, которое также может весьма своеобразно модифицировать реакцию на тех, кто ведет себя «не так». Коммуникационный конфликт налицо, когда никто не решается на установление «обратных связей» с руководителем, т.е. никто не обращает внимания шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его признают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, то становится неуверенным.

«Что  приходит в голову, когда утром вы обнаруживаете в своем почтовом ящике письмо, адресованное вам лично руководством компании?» Спонтанный ответ участников семинара: «Или увольнение - или повышение!» Можно с уверенностью сказать, что отвечающие работают на предприятии с недостаточно развитыми коммуникационными связями. Это поле для конфликтов. В разряд «коммуникационных конфликтов» попадают и банальное непонимание, неверная интерпретация той или иной информации, но не их мы имеем в виду. Вопрос: «Правильно ли меня поняли?» остается. Но если нет, то в этом «источник» информации. Только тот, кто передает информацию, точно знает, что именно он передает.

Информация о работе Сущность и причины социальных конфликтов