Сущность и причины конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:10, лекция

Описание работы

Низкий уровень культуры общения — благодатная почва для возникновения всевозможных конфликтов. Столкновение различных характеров, несовместимых ценностей, вкусов, привычек, мнений основа для развития противоречий между людьми, что является благодатной почвой для возникновения конфликтов.

Работа содержит 1 файл

тема 8.конфликты при общении.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Объект

(Предмет конфликта)

Дефицитный ресурс

Новое оборудование

Действующими  лицами любой конфликтной ситуации являются в первую очередь ее участники. Главными из них являются противостоящие друг другу стороны, или оппоненты. В практической деятельности далеко не всегда можно сразу определить подобных оппонентов, так как до определенного времени они могут явно не проявлять своих намерений, целей и устремлений. Остальные участники будущего конфликта могут выступать в роли подстрекателей, пособников и организаторов.

Подстрекателем  является лицо, которое подталкивает стороны к противоборству.

Пособник оказывает  содействие участникам конфликтов советами, технической поддержкой. Организатор  обычно планирует конфликт, но далеко не всегда

сам участвует  в нем. Следующий важный элемент  конфликтной ситуации — объект,

который чаще всего  неделим либо вообще, либо «по справедливости». Подобным объектом может быть, например, какой-либо дефицитный, дорогой ресурс или только что закупленное новое оборудование.

Несовпадение  взглядов сторон на объект образует предмет  конфликтной ситуации.

Различают объективные и субъективные конфликтные ситуации.

Объективной ситуация является, когда для столкновения уже имеются соответствующие  основания. Субъективные ситуации по своей природе всегда эмоциональны и бывают следствием психологической несовместимости людей, их нежелания понять друг друга.

В том случае, когда различия во взглядах мнимые и люди просто по-разному выражают одно и то же мнение, конфликтная ситуация оказывается еще и беспредметной.

По прошествии некоторого времени с конфликтной  ситуацией

могут произойти  следующие события:

• может сохраниться  в прежнем состоянии;

• может исчезнуть (если перестанет существовать сам  объект, породивший ее);

• трансформироваться в другую;

• обостриться  под воздействием инцидента, т.е. события  или обстоятельства, послужившего конкретным толчком или поводом к столкновению сторон.

Именно инцидент является второй фазой конфликта. Он представляет собой событие или  действие одной из сторон, затрагивающее интересы другой. Такое событие или действие может быть целенаправленно спровоцированным или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств. Инцидент обычно дает толчок к тому,что противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения. В большинстве случаев такое поведение ставит своей целью помешать другой стороне реализовать свои интересы.

Третья фаза развития конфликта — кризис и  разрыв нормальных отношений между сторонами. В этой фазе происходит открытое противоборство сторон, которое может проявляться в таких формах, как захват и удержание спорного объекта, оскорбляющие высказывания и действия, прямое насилие над оппонентом.

Производственные  конфликты могут осуществляться в следующих основных формах:

• образование  клик;

• интриги;

• забастовки;

• саботаж.

Кликой называется группа работников, активно противопоставляющих себя официальной власти и стремящихся любыми средствами достигнуть корыстных, неблаговидных целей

Под интригой понимают нечестное запутывание окружающих для того, чтобы вынудить их к действиям, выгодным инициаторам, и нанесению ущерба тем, против кого она направлена. Основным орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», очерняя одних людей или обеляя других и, соответственно, их поступки.

Забастовка  — это временное организованное прекращение работы с выдвижением совместных требований к администрации. Как правило, она заранее планируется, но при крайнем обострении отношений может вспыхнуть и стихийно.

Саботаж всегда происходит в рамках буквы закона и характерен для бюрократических организаций. Правила, регламентирующие их деятельность, бывают иногда

настолько жесткими, что продуктивная работа оказывается возможной только при их нарушении. Неукоснительное же их исполнение(в чем саботаж часто и проявляется) ее парализует. Работники прибегают к этому методу, чтобы отстоять свои законные, по их мнению, права. По форме саботаж бывает пассивным и активным. Пассивный — состоит в игнорировании возникающих нарушений или, наоборот, излишнем к ним внимании. В результате происходит либо дезорганизация, либо задержка работы.Активный — основан на сознательном инспирировании неполадок, приводящем в конечном итоге к тем же последствиям.Объектами саботажа могут быть:

1. Организация  самой работы. В этом случае  их эффективные,но не узаконенные  приемы заменяются официальными, но противоречащими реальностям жизни, а в отдельных случаях—и здравому смыслу.

2. Техника и  материальные ресурсы. Они выводятся  из строя или нерационально используются с целью помешать внедрению новой техники, избежать предстоящих увольнений работников, снизить требования к исполнителям.

Взаимосвязанность большинства стадий промышленного производства придает саботажу особую опасность. Во время его актов возникают значительные простои, приносящие большой материальный ущерб, но в ряде случаев для работников являющиеся дополнительным оплачиваемым отдыхом.

Информация о работе Сущность и причины конфликтов