Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 04:00, курсовая работа
Самоубийство, суицид (от латинского sui caedere — убивать себя) — добровольное, самостоятельное и целенаправленное лишение себя жизни.
Это определение для большинства, пожалуй, так и останется непонятным. Они прочитают его, запомнят, но когда начнут вникать, появится вопрос: «Что значит, добровольное?». Человек не может просто так захотеть уйти из жизни, конечно, его не заставляют это делать какие-то определенные личности, но его вынуждают обстоятельства, у психически адекватного человека должны быть причины для суицида. Другое дело, какие это причины: смерть самых близких и любимых, как следствие – одиночество, или же родители, не дающие денег на карманные расходы.
Подводя
итоги этой главы, можно сказать,
что мы рассмотрели не только историю
появления самоубийств, но и проследили
изменение отношения к суициду. Нельзя
сказать, что в какую-то определенную эпоху
добровольный уход из жизни поощрялся,
а в другую осуждался, ведь через несколько
сотен лет о нашем времени также могут
сказать: «к суициду относились либерально».
И это будет неверно, потому что у каждого
человека свое мнение на этот счет: кто-то
считает, что всех самоубийц нужно упрятать
в психическую лечебницу, а кто-то сам
задумывается о суициде, причем первое
не исключает второго, как ни странно.
Но единого отношения к этой проблеме
нет, хотя, конечно, времена немало влияют
на моральные устои человека, его характер,
суждение и, соответственно, на мнение
о проблеме самоубийства. Как говорил
Цицерон «O tempora, o mores!».
«КУЛЬТ»
Ничто так не утомляет, как ожидание поезда, особенно когда лежишь на рельсах.
Дон-Аминадо
В этой главе мне хотелось бы еще раз вернуться к вопросу об отношении общества в целом, и человека в частности, к самоубийству. Только на этот раз рассмотреть этот аспект более подробно и в более узких временных рамках: последние десятилетия.
Раньше тема суицида была почти запрещенной: о ней не принято было говорить на людях, иногда даже произносить вслух термин «самоубийство». Сейчас же Интернет наполнен форумами суицидников, в новостях то и дело рассказывается о только что обнаруженных фактах, указывающих на то, что какая-нибудь актриса покончила с собой.
Для того, чтобы понять, насколько изменилось отношение к самоубийствам, стоит понаблюдать за людьми: поколение 60-ых годов при произнесении слова «суицид» вслух до сих пор ощущает дискомфорт, в то время как подростку ничего не стоит сказать фразу «…Пойду-повешусь…». Да и статистика говорит о многом: за последние несколько лет число подростковых суицидов возросло почти в 4 раза.
Конечно, замечательно, что на суицид наконец-то обратили внимание, но, к сожалению, при этом сделали из него действие, полное некоего мрачного романтизма. Это в большинстве случаев относится к рекламным компаниям знаменитостей. Пишут, что, к примеру, известная певица чуть не покончила с собой из-за несчастной любви и т.п. Эта самая певица, скорее всего, о суициде даже не задумывалась, зато диски с ее песнями теперь будут продаваться в два раза лучше.
Ничего удивительного в том, что, глядя на своих кумиров, которые от безответной любви якобы травятся таблетками, молодежь постепенно формирует в себе какое-то странное представление о суициде, при этом зачастую даже не понимая, что смерть - это навсегда.
Среди современных подростков даже возник термин «эскейп» (чего еще ожидать от поколения, которое считает, что любое их действие можно отменить сочетанием ctrl+Alt+delete?), обозначающий «красивый уход из жизни».
Но
существуют и другие проявления темы самоубийства
в творчестве. В последнее время появилось
множество песен о самоубийстве. В основном,
эти песни исполняются рок - группами,
которые, как известно, не имеют вредной
привычки покрывать суровую истину розовыми
кружевами:
Разреши мне застрелиться-
Только это мне по силам.
Рядом кто-то удивится
И тормознет меня постыло.
Крикнет он, но будет поздно:
Холодеть уж будет тело.
Я нахмурю брови грозно
И свалюсь неумело.
Хоронить меня придется,
Будет дождь и будут слезы.
Было у меня два друга,
Теперь их тысяча найдется.
И скажут: "Классным был он парнем!"
Будут врать и притворяться.
Я скажу им, чтоб заткнулись,
Чтобы
молча попрощаться.
Это песня «Готика» группы «Пилот», принадлежащей к стилю рок. Как видно, никакого фанатизма, все весьма сурово. Человек покончил с собой не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а скорее наоборот, от безысходности. Причем после смерти-то ничего не изменилось: легче не стало, мир не просветлел и не избавился от обмана и лжи. А человека уже нет и изменить уже ничего нельзя.
А
вот отрывок из песни Владимира
Высоцкого «Попытка самоубийства»:
Движение
закончилось, и сдуло
С назначенной мишени
волосок -
С улыбкой Смерть уставилась
из дула
На аккуратно выбритый
висок.
Виднелась сбоку поднятая
бровь,
А рядом что-то билось
и дрожало -
В виске еще не пущенная
кровь
Пульсировала, то есть
возражала.
И перед тем как ринуться
посметь
От уха в мозг, наискосок
к затылку,-
Вдруг загляделась пристальная
Смерть
На жалкую взбесившуюся
жилку...
Промедлила она - и прогадала:
Теперь обратно в кобуру
ложись!
Так Смерть впервые
близко увидала
С рожденья ненавидимую
Жизнь.
Мне
кажется, что говорить о суициде
можно сколько угодно, петь о нем,
писать о нем, но дело не в том, сколько
это делают, а как. Можно приукрашивать,
акцентировать внимание на чем-то кроме
смерти, преподнести самоубийство на блюдечке
с золотой каемочкой, а можно рассказать
о нем, не боясь показать жестокой правды
и указать на главное: жизнь кончена, изменить
больше ничего нельзя, человек сдался.
ЧТО
ДЕЛАТЬ?
Многие не смеют покончить с собой, из страха вызвать неодобрение у соседей
С.
Коннолли
В современном обществе множество проблем: СПИД, наркотики, загрязнение окружающей среды, демографические кризисы, список бесконечен. Неудивительно, что вопросу суицида не уделяется много внимания. Между тем, это глобальная проблема всего общества, она одинаково важна и для периферических стран Африки, и для постиндустриальной Японии. Однако не многие знают, что именно самоубийство является наиболее распространенной причиной смерти в мирных условиях.
Именно поэтому одна из целей написания этой курсовой – попробовать найти пути решения этой проблемы. Конечно, это не просто, так как суицид связан не только с социальной, но и с психологической сферой современного общества.
В первой главе своей работы я определила основные причины, по которым люди кончают жизнь самоубийством. Совершенно очевидно, что для устранения проблемы суицида необходимо сначала разобраться с тем, что, собственно говоря, эту проблему породило.
Прежде всего, на суицид необходимо обратить внимание, при чем, немаловажно, именно как на проблему, о чем и писалось в предыдущей главе. Почему устраиваются мероприятия по борьбе со СПИДОМ, а по борьбе с самоубийством – нет? Почему проводятся психологические тренинги на тему «Моя будущая профессия», но нет такой темы, как «А есть ли у меня будущее?». Может быть потому, что это личная проблема каждого?
Но ведь есть не только психологические факторы, но и социальные, общественные? Можно ведь решить проблему с нехваткой денег, улучшать жилищные условия. Можно, но не нужно. Несмотря на то, что Россия давно уже относится к странам с очень высоким показателем смертности от суицида, правительство не торопиться создавать какие-либо социальные программы по устранению причин многочисленных самоубийств. Тысячи смертей ежегодно отчего-то стараются не замечать.
Однако гораздо сложнее обстоят дела с устранением причин психологического характера хотя бы потому, что человек вряд ли будет налево и направо рассказывать, почему именно он не хочет жить (если это, конечно, не демонстративный суицид), да и для решения таких проблем зачастую нельзя принять какие-то конкретные меры.
Существует ряд факторов, противостоящих желанию покончить с жизнью. Это могут быть определенные принципы, убеждения или обстоятельства, удерживающие человека от самоубийства. К таким факторам относятся:
Все это позволяет человеку сконцентрироваться на решении проблемы, которая подтолкнула его к мысли о суициде, а не на идее «нет человека – нет проблем». И мне кажется, что если бы был проведен ряд мероприятий, направленных на укрепление этих самых факторов, можно было бы значительно снизить уровень самоубийств. Я, конечно, не предлагаю демонстрировать трупы покончивших с собой, но вполне приемлемо, по моему мнению, направить силы на укрепление национальных и религиозных институтов, а также нравственных ценностей.
Те, кто задумывается о суициде,
часто задают себе вопросы
«Для чего я живу? В чем смысл
моего существования?», а
Конечно, все это предстает пока что в слишком туманных перспективах. А что делать, если меры необходимо принять быстро, если видно, что какой-то определенный человек уже близок к самоубийству? Здесь может помочь только внимание. Ведь большинству суицидников не хватало именно этого: внимания, любви. Если бы кто-нибудь вовремя заметил бы и попробовал оказать простую человеческую поддержку, большинство самоубийц так и не покончили бы с собой.
К
сожалению, даже несмотря на то, что
многие суицидники так или иначе
намекали окружающим о своих намерениях,
людей редко волнуют другие, если
это не их близкие и родные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед удачливыми открыты все двери, перед неудачливыми - все окна.
В.
Верховский
Подводя итоги своей курсовой, хочу сказать, что самоубийство – это ведь не только проблема того, кто решился на последний шаг, это проблема окружающего его общества, ведь говорят, что человека формирует его окружение. Я не полностью согласна с этим высказыванием, но, безусловно, люди вокруг влияют на нашу личность, и поскольку человек – существо коллективное, постольку он начинает чувствовать одиночество, когда его отвергает общество, и если вовремя не дать понять ему, что он вовсе не один, он вполне может лишить себя безрадостной жизни.
Как я уже говорила, многие предпочитают не ввязываться лишний раз в чужие проблемы. И вообще, собственно говоря, какое им-то дело до этого суицидника? Ну, спрыгнет он в окно, и что? Им от этого ни холодно, ни жарко. У них ведь с психикой все в порядке, они как-то со своими проблемами справляются. И почему-то никто не желает понять, что у него пока нет таких причин, которые толкнули того человека на самоубийство. И неизвестно, не поступят ли эти люди точно также. Суицид для них – нечто далекое, то, о чем где-то там слышали, как о далеких галактиках, но в принципе, никогда с этим не встречались, а потому вообще в реальности такого явления они не уверены. А кто сказал, что от этого «далекого» застрахованы они, их родные и близкие?
Я
не оправдываю самоубийц, но считаю, что
ни один человек не вправе осуждать
их: мы все разные, и у кого-то есть
силы справиться с проблемой, а у
кого-то - нет.