Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 04:00, курсовая работа
Самоубийство, суицид (от латинского sui caedere — убивать себя) — добровольное, самостоятельное и целенаправленное лишение себя жизни.
Это определение для большинства, пожалуй, так и останется непонятным. Они прочитают его, запомнят, но когда начнут вникать, появится вопрос: «Что значит, добровольное?». Человек не может просто так захотеть уйти из жизни, конечно, его не заставляют это делать какие-то определенные личности, но его вынуждают обстоятельства, у психически адекватного человека должны быть причины для суицида. Другое дело, какие это причины: смерть самых близких и любимых, как следствие – одиночество, или же родители, не дающие денег на карманные расходы.
Не
стоит считать, что суицид есть проблема
только лишь самого человека, решившегося
на столь радикальные меры, или
же тех людей, которые обращались с
ним жестко, несправедливо, будь то родственники
или же начальство на работе. Самоубийство
– болезнь целого общества, ведь человечество
есть единый организм, и никакая его частица,
одна из миллиардов, не может существовать
независимо от остальных. Поэтому суицид
является ничем иным, как глобальной проблемой,
касающейся каждого человека, и для решения
ее недостаточно работать с отдельно взятой
личностью, хотя и это, безусловно, необходимо,
но и нужно пытаться свести к минимуму
материальные факторы.
ИЗ
ИСТОРИИ
Не будь у меня свободы покончить жизнь
самоубийством, я бы уже давно застрелился.
Эмиль
Сьоран
В этой главе мне хотелось бы рассмотреть, как давно возникли самоубийства, а также - как менялось отношение к ним в ходе истории.
Впервые термин «суицид» был введен в Италии в 1947 году психологом Дэзэ, однако само понятие о намеренном лишении себя жизни появилось значительно раньше.
Отношение к суициду менялось на протяжении всей истории человечества: в одну эпоху самоубийство резко осуждалось, в другую считалось одним из самых достойных способов ухода из жизни. Впрочем, отношение это зависело не только от времени, но порой от страны и даже от слоя общества, а также от религиозных, научных, правовых и философских убеждений.
Первые упоминания о таком
явлении, как самоубийство
В древние времена, когда жизнь была в самом буквальном смысле борьбой, правило «выживает сильнейший» было своеобразным законом. В годы, когда особенно остро ощущалась нехватка еды, из племени выбирались самые слабые и больные, также, зачастую старики уходили в лес, чтобы там умереть, подобным образом поступали и по древнему эскимосскому обычаю. У вестготов существовала скала, к которой, состарившись, приходили умирать члены племени, а в Древней Греции в честь стариков устраивалось грандиозное пиршество, в конце которого виновники торжества выпивали бокал яда.
На взгляд современного человека эти обычаи, скорее всего, покажутся жестокими и безнравственными, но самоубийство тогда было необходимостью, своеобразной данью, преподносимой немощными и старыми здоровым и молодым, дабы они могли продлить род. Стоит заметить, что первые шли на такие жертвы без какого-либо сожаления просто потому, что подобный суицид являлся частью многолетних традиций и не воспринимался как нечто сверхъестественное.
Отношение, конечно, у разных народов также было порой абсолютно различное: в Англии существовало поверье, что самоубийцы после смерти превращаются в вампиров, а в древней Германии в рай попадали лишь те женщины, которые после смерти мужа добровольно покончили с жизнью. В одном обществе самоубийство почиталось, существовал даже некий культ, в другом на суицид был наложен строгий запрет, а любые попытки жестоко карались. Так или иначе, но самоубийство присутствовало в каждом обществе.
В эпоху античности продолжалось развитие цивилизации, общество постепенно начинало делиться на определенные классы, а с новой эпохой приходили и новые взгляды, в том числе и на суицид.
В
Греции самоубийство было даже в некотором
роде узаконено: приговоренному к смертной
казни разрешалось
Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель считал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.
В диалогах Платона, рассказывающих о последнем дне жизни Сократа, не раз говорится о предпочтительности смерти перед жизнью. Сократ доказывает молодым ученикам, что душа бессмертна, а потому суицид есть ни что иное, как избавление от телесной оболочки. Однако подобный способ ухода из жизни недопустим, так как не угоден богам: «Не по своей воле пришел ты в этот мир и не в праве устраниться от собственного жребия». Впрочем, Сократ не отрицает самоубийства, если оно происходит по воле высших сил.
Определенное время в Греции суицид не только не осуждался, но считался своего рода преимуществом людей перед богами, обремененными своим бессмертием.
В Древнем Риме осуждалось лишь самоубийство без причины, считалось, что не ценящий своей жизни, не пожалел бы и жизней других. За неудавшиеся суициды людей кидали в клетки на съедение хищникам. А при Андриане имущество самоубийцы изымалось властями, тело запрещалось предавать земле, родственникам не разрешалось носить траур.
В
Древнем Карфагене женские
Поскольку в Риме к тому времени существовало уже довольно четкое деление общества на определенные слои, то и законы для вольных и рабов были разными: если раб покончил жизнь самоубийством в течение шести месяцев с момента заключения сделки, то продавец был обязан вернуть все деньги, потому что продал «негодный» товар.
Совсем по-иному к самоубийству относились иудеи: добровольный уход из жизни не наказывался, но осуждался самой идеологией: кочевой народ считал, что жизнь – величайшая ценность, данная человеку Богом, и поэтому относиться к ней надо крайне бережно.
В эпоху античности не редкостью были самоубийства, совершенные перед угрозой обращения в чужую веру, ведь религия в это время была одной из неотъемлемых частей жизни каждого народа: чем труднее времена, тем крепче хватаются люди за веру в богов. Одним из самых ярких примеров подобных суицидов служит иудейская община Йорка, в 1079 году н.э. не желавшая принимать насильственное крещение, все ее члены покончили с собой.
С
распространением христианства менялось
отношение к добровольному
Под
давлением религии суицид признавался
преступлением и в таких
В
средневековой Англии самоубийцы также
считались преступниками и
Также считалось, что души добровольно ушедших из жизни не находили покоя на небесах и бродили по земле в образе злых духов, поэтому чтобы избежать появления призраков, самоубийц было принято хоронить на перекрестке дорог, вбивая им в сердце осиновый кол. Иногда встречались и случаи, что уже после захоронения человека проходил слух, будто бы он покончил с собой, тогда тело выкапывали из могилы и выставляли на всеобщее обозрение.
О самоубийстве как о пороке пишет и Данте, известнейший итальянский поэт, автор «Божественной комедии», в которой описаны все грехи того времени. Интересно, что по мнению Данте, самоубийство находится в первом кругу, то есть является одним из самых тяжких преступлений:
Насилье
в первый круг заключено,
Который на три пояса
дробится,
Затем что видом тройственно
оно,
Творцу,
себе и ближнему чинится
Насилье, им самим и
их вещам,
Как ты, внимая, можешь
убедиться.
Насилье
ближний терпит или
сам,
Чрез смерть и раны,
или подвергаясь
Пожарам, притесненьям,
грабежам.
Убийцы,
те, кто ранит, озлобляясь,
Громилы и разбойники
идут
Во внешний пояс, в нем
распределяясь.
Иные
сами смерть себе несут
И своему добру; зато
так больно
Себя же в среднем поясе
клянут
Не удивительно, что с таким жестким контролем со стороны государства и религии число самоубийств было крайне небольшим, но все же полностью искоренить это явление не мог никто.
С приходом Новых времен зарождалось и такое явление, как гуманизм, также значительно повлиявшее на изменение отношения к суициду.
И первым, кто попробовал взглянуть на самоубийство не как на преступление, проявление слабости, а как на «благородное средство», был Монтень – французский философ-гуманист. Монтень писал: «Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь - это не зло». В 1777 году была опубликована книга Дэвида Юма, шотландского философа, «О самоубийстве», мгновенно попавшая в список запрещенных изданий.
Однако из-за часто меняющегося отношения к самоубийству общественная точка зрения постепенно перевела покончивших собой из разряда преступников в разряд психически ненормальных.
Со временем стали отменяться законы, по которым суицид являлся уголовно наказуемым преступлением. Раньше законы такие были весьма жестоки с решившимися на самоубийство. В Америке тем, чья попытка покончить с собой не удалась, правительство определяло заключение в тюрьме сроком до 20 лет, а в Англии тем, кто по каким-либо причинам не завершил начатое самоубийство до конца, объявлялся смертный приговор. Уголовным преступлением в Великобритании суицид перестал считаться лишь с 1961.
Отношение со временем менялось, но надо согласиться, что бывают случаи, когда самоубийство выглядит скорее как подвиг, нежели как проявление слабого характера. В основном статусы героев приобретают те суицидники, которые покончили с собой, например, за высокие идеалы. Ярчайшим примером подобным случаям служит памятник, установленный в Бельгии тем, кто добровольно ушел из жизни, узнав, что их родину захватила фашистская Германия.
А теперь зададимся вопросом: почему один самоубийца является презираемой всем обществом «слабохарактерной личностью», а другому ставят памятник? Лично в моем понимании, мемориалы воздвигаются за какие-либо заслуги, и основной их функцией является не только дань уважения, но и своеобразный пример для подражания перед глазами. Вот и получается такая идеология: как только перед нами опасность, бороться мы не будем, а героически покончим жизнь самоубийством. Я ни в коем случае не хочу обидеть национальных героев, но не совсем понимаю, к чему нужен такой пример. Ведь с другой стороны, каждый суицидник лишился жизни, не борясь с проблемой, отчего же тогда в отношении к ним такая разница? Попробую предположить, что в одном случае смерть была выгодна государству как пример проявления беззаветной любви к родине, а в другом, где причина была скорее личного характера, выгоды не было. И выходит, что одни – патриоты, а другие – слабаки, хотя и те, и другие, по сути, совершили одно и то же.