Субкультуры современной России

Автор: f********@ukr.net, 26 Ноября 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

В целях рассмотрения понятия «субкультура», выявления особенностей данного явления рассмотрим определение данного понятия, данное в «Кратком словаре по социологии».
Субкультура – это «1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чём-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью социальных связей, неполнотой или затруднённостью доступа для неё к культурному наследию и возможностей для саморазвития… В ряде случаев… группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишённые доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ей нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому».1

Содержание

Введение 3
1. Субкультура как особая система ценностей и способов поведения; изучение и типологизация субкультур. 4
2. Субкультуры современной России. 5
3. Виды молодёжных субкультур. 7
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Субкультуры современной России.docx

— 45.23 Кб (Скачать)

  Оглавление 

Введение 3

1. Субкультура как особая система ценностей и способов поведения; изучение и типологизация субкультур. 4

2. Субкультуры современной России. 5

3. Виды молодёжных субкультур. 7

Заключение 14

Список литературы 15

 

   Введение

 

  В целях рассмотрения понятия «субкультура», выявления особенностей данного  явления рассмотрим определение  данного понятия, данное в «Кратком словаре по социологии».

  Субкультура – это «1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в  чём-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью  социальных связей, неполнотой или  затруднённостью доступа для  неё к культурному наследию и  возможностей для саморазвития…  В ряде случаев… группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение  в обществе или временно лишённые доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ей нормальные, естественные формы и в той или иной степени  противостоящие культуре как целому».1

  Согласно  современной точке зрения «Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных  стилей определённой социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней»2.

 

   1. Субкультура  как особая система  ценностей и способов  поведения; изучение  и типологизация  субкультур.

 

  В рамках субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры общества интерпретируются, то есть так или иначе изменяются каким-либо конкретным, но необязательно  замкнутым сообществом.

  С.И. Левикова выделяет следующие отличительные  черты субкультуры:

  «- специфический стиль жизни и  поведения;

  - свойственные данной социальной  группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит  представителей данной субкультуры  к нонконформизму;

  - наличие более или менее явного  инициативного центра, генерирующего  идеи»3.

  «Составляющими  субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль  и образ жизни; социальные институты  как системы норм; процедурное  знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности (см. схему)

    
 
 
 
 
 
 
 

  Рис. 1 Составляющие субкультуры

  Критерием наличия и сформированности субкультуры  является совокупность указанных выше параметров. Творцом и носителем  субкультуры здесь оказывается  социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать прежде всего  в широком смысле. То есть как  большую общность людей, главным  признаком которой является прежде всего культура, а не место в  системе общественных отношений»4.

  2. Субкультуры современной России.

 

  Современные общества представляют собой систему  множества различных субкультур, среди которых каждый человек  может выбрать какую-либо в соответствии со своими интересами и приоритетами. Ведь если общую, традиционную культуру человек не может выбрать конкретно  для себя, то многообразие субкультур предоставляет свободу выбора, простор  для собственных решений.

  «Каждая субкультура хранит собственную  эзотерическую… чистоту, поскольку  подробности того или иного субкультурного существования не поддаются обобщению. При этом каждая субкультура, в отличие  от базовой культуры, в которую  первая включена и является её составной  частью, подвержена очень быстрым  изменениям и выступает инновационной  областью для базовой культуры»5.

  Как же изучается явление субкультуры  в российском обществе?

  Интерес к глубокому изучению такого социального  явления как субкультура  в  нашей стране появился достаточно недавно. Понятие «субкультура» вошло  в научный оборот только во второй половине XX века. Вообще в первых работах советских учёных, посвящённых субкультурам данное явление оценивалось с негативной стороны, рассматривалось как одна из отрицательных черт капиталистического общества. Лишь в конце 80-х годов понятие «субкультура» стало использоваться как характеристика не только капиталистического, но и социалистического общества. Однако несмотря на то, что явление субкультуры больше не рассматривалось только в отрицательном ракурсе, негативный оттенок по отношению к субкультурам сохранился, он наблюдается и сейчас. Всё же заметны некоторые изменения в отношении к субкультурам. Исследователи стараются избегать односторонних подходов, учитывать не только отрицательные, но и положительные стороны данного явления, рассматривают основные причины, факторы, влияющие на выбор человеком той или иной субкультуры, выявляют тенденции развития субкультур и их взаимодействия с официальной культурой, с обществом в целом.

  «Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры нет и  сегодня. Каждая наука понятие “субкультура”  интерпретирует и описывает с  позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался  ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию данного  явления. Кратко охарактеризуем их. Системно-динамический подход заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования. Синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают. Информационный подход представляет образ культуры (субкультуры) как сочетания социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание (несущее в себе духовные ценности) формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ (телевидение, радио, пресса) активно влияют на этот процесс. Генетический подход заключается в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов. Иерархический подход интерпретирует культуру как иерархически организованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются по собственным законам, отличным от законов нижнего уровня. Трофический подход основан на принципе: верхний уровень развивается за счет низшего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть преобразование мира человеческих чувств в мыслительные образы. Экологический подход рассматривает субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде. Эпидемиологический подход уподобляет процесс формирования субкультур распространению инфекционной болезни: возбудитель — социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая массу пораженных. Когнитивный подход заключается в представлении о субкультуре как системе познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность.

  Кроме указанных выше основных подходов к  изучению субкультуры, по нашему мнению, заслуживает внимания и предложенная К. Соколовым концепция социокультурной стратификации, понимающая субкультуру, в первую очередь, как явление социально-психологическое и художественное. Согласно этой концепции, субкультура — это не что иное, как картина мира, общая для определенной большой группы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство, оно отображает картины мира разных субкультур, а также своеобразным путем формирует и изменяет их. Именно различия в картинах мира порождают разнообразные субкультуры общества. Все разнообразие субкультур в обществе интегрирует в единую культурную систему "ядро культуры". Речь идет об общенациональной картине мира, в которой отражена целостность национальной культуры.

  Назовем еще несколько известных на сегодняшний  день типологизаций субкультур. Например, Б. Ерасов выделяет и кратко характеризует  следующие десять типов: субкультура  бедных и богатых, гендерная, городская  и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная . А. Шилова, предлагая  программу учебного курса "Социология девиантного поведения", выделяет три типа субкультур: делинквентную (преступную), молодежную и профессиональную. Как видим, здесь не наблюдается четкой логики выделения оснований для типологизации.

  Все это, на наш взгляд, свидетельствует  о том, что нужно типологизировать не субкультуры, а социальные группы, которые могут образовывать или  не образовывать субкультуру.

  Сегодня можно утверждать, что понятие  субкультуры постигла судьба большинства  других наиболее употребимых понятий… которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая  часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве правильного и отмести  остальные как неверные. Каждый исследователь  и каждая научная дисциплина интерпретируют это явление в соответствии со своими исследовательскими потребностями»6.

  3. Виды молодёжных субкультур.

 

  В современном обществе существует множество  самых различных молодёжных субкультур. Некоторые из них сохранились  с 80-х – 90-х гг. XX века, однако появились и новые субкультуры со своими особенностями, спецификой. Молодёжная субкультура – это не просто определённый стиль, совокупность манер, атрибутов и музыкальных пристрастий, каждая из субкультур – это особая философия, система взглядов на мир, порой в корне отличающаяся от традиционного общественного мировоззрения.

  Рассмотрим  наиболее популярные субкультуры, получившие широкое распространение в современном  российском обществе. 

  Хиппи 
     Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в мире и России в том числе.

  В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное  с "движением Иисуса", что породило новую волну "Иисус-революционеров".

  Движение  хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу 60 –  началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна« хиппи. Представители последней волны, так называемого движения молодых (15—18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки преобладают над юношами.

  Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен для данной субкультуры: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон  неопределенного цвета, на шее –  «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.  
     От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию (можно  назвать их рефлексирующими или рефлексивными). 
Хиппи придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею "непротивления злу насилием", склонны к творчеству. Собрания хиппи чаще всего сопровождаются употреблением алкоголя и наркотиков. 

  Растаманы

  Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотично. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) –  вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов». Можно смело  утверждать, что мало кто из молодых  россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского  населения Ямайки, увидевшего в эфиопском  императоре Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В  1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы.  
     2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.

  С самого первого дня своего существования  оно было призвано помочь африканским  нациям обрести потерянный рай и  восстановить справедливость на Земле. Джа (от англ. Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский.

  Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это  рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Вавилон  с их точки зрения – ад, губительный  город, очаг греха и смерти. Они  объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать  смысл жизни, рассказывать другим о  растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб  без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать  недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или  любым другим творчеством, живут  в квартирах своих знакомых.

Информация о работе Субкультуры современной России