Автор: f********@ukr.net, 26 Ноября 2011 в 13:43, контрольная работа
В целях рассмотрения понятия «субкультура», выявления особенностей данного явления рассмотрим определение данного понятия, данное в «Кратком словаре по социологии».
Субкультура – это «1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чём-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью социальных связей, неполнотой или затруднённостью доступа для неё к культурному наследию и возможностей для саморазвития… В ряде случаев… группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишённые доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ей нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому».1
Введение 3
1. Субкультура как особая система ценностей и способов поведения; изучение и типологизация субкультур. 4
2. Субкультуры современной России. 5
3. Виды молодёжных субкультур. 7
Заключение 14
Список литературы 15
Оглавление
Введение 3
1. Субкультура как особая система ценностей и способов поведения; изучение и типологизация субкультур. 4
2. Субкультуры современной России. 5
3. Виды молодёжных субкультур. 7
Заключение 14
Список литературы 15
В целях рассмотрения понятия «субкультура», выявления особенностей данного явления рассмотрим определение данного понятия, данное в «Кратком словаре по социологии».
Субкультура – это «1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чём-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью социальных связей, неполнотой или затруднённостью доступа для неё к культурному наследию и возможностей для саморазвития… В ряде случаев… группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишённые доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ей нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому».1
Согласно современной точке зрения «Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определённой социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней»2.
В рамках субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры общества интерпретируются, то есть так или иначе изменяются каким-либо конкретным, но необязательно замкнутым сообществом.
С.И. Левикова выделяет следующие отличительные черты субкультуры:
«- специфический стиль жизни и поведения;
-
свойственные данной
-
наличие более или менее
«Составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности (см. схему)
Рис. 1 Составляющие субкультуры
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров. Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать прежде всего в широком смысле. То есть как большую общность людей, главным признаком которой является прежде всего культура, а не место в системе общественных отношений»4.
Современные
общества представляют собой систему
множества различных
«Каждая субкультура хранит собственную эзотерическую… чистоту, поскольку подробности того или иного субкультурного существования не поддаются обобщению. При этом каждая субкультура, в отличие от базовой культуры, в которую первая включена и является её составной частью, подвержена очень быстрым изменениям и выступает инновационной областью для базовой культуры»5.
Как же изучается явление субкультуры в российском обществе?
Интерес к глубокому изучению такого социального явления как субкультура в нашей стране появился достаточно недавно. Понятие «субкультура» вошло в научный оборот только во второй половине XX века. Вообще в первых работах советских учёных, посвящённых субкультурам данное явление оценивалось с негативной стороны, рассматривалось как одна из отрицательных черт капиталистического общества. Лишь в конце 80-х годов понятие «субкультура» стало использоваться как характеристика не только капиталистического, но и социалистического общества. Однако несмотря на то, что явление субкультуры больше не рассматривалось только в отрицательном ракурсе, негативный оттенок по отношению к субкультурам сохранился, он наблюдается и сейчас. Всё же заметны некоторые изменения в отношении к субкультурам. Исследователи стараются избегать односторонних подходов, учитывать не только отрицательные, но и положительные стороны данного явления, рассматривают основные причины, факторы, влияющие на выбор человеком той или иной субкультуры, выявляют тенденции развития субкультур и их взаимодействия с официальной культурой, с обществом в целом.
«Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры нет и сегодня. Каждая наука понятие “субкультура” интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию данного явления. Кратко охарактеризуем их. Системно-динамический подход заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования. Синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают. Информационный подход представляет образ культуры (субкультуры) как сочетания социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание (несущее в себе духовные ценности) формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ (телевидение, радио, пресса) активно влияют на этот процесс. Генетический подход заключается в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов. Иерархический подход интерпретирует культуру как иерархически организованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются по собственным законам, отличным от законов нижнего уровня. Трофический подход основан на принципе: верхний уровень развивается за счет низшего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть преобразование мира человеческих чувств в мыслительные образы. Экологический подход рассматривает субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде. Эпидемиологический подход уподобляет процесс формирования субкультур распространению инфекционной болезни: возбудитель — социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая массу пораженных. Когнитивный подход заключается в представлении о субкультуре как системе познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность.
Кроме указанных выше основных подходов к изучению субкультуры, по нашему мнению, заслуживает внимания и предложенная К. Соколовым концепция социокультурной стратификации, понимающая субкультуру, в первую очередь, как явление социально-психологическое и художественное. Согласно этой концепции, субкультура — это не что иное, как картина мира, общая для определенной большой группы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство, оно отображает картины мира разных субкультур, а также своеобразным путем формирует и изменяет их. Именно различия в картинах мира порождают разнообразные субкультуры общества. Все разнообразие субкультур в обществе интегрирует в единую культурную систему "ядро культуры". Речь идет об общенациональной картине мира, в которой отражена целостность национальной культуры.
Назовем еще несколько известных на сегодняшний день типологизаций субкультур. Например, Б. Ерасов выделяет и кратко характеризует следующие десять типов: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная . А. Шилова, предлагая программу учебного курса "Социология девиантного поведения", выделяет три типа субкультур: делинквентную (преступную), молодежную и профессиональную. Как видим, здесь не наблюдается четкой логики выделения оснований для типологизации.
Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что нужно типологизировать не субкультуры, а социальные группы, которые могут образовывать или не образовывать субкультуру.
Сегодня можно утверждать, что понятие субкультуры постигла судьба большинства других наиболее употребимых понятий… которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве правильного и отмести остальные как неверные. Каждый исследователь и каждая научная дисциплина интерпретируют это явление в соответствии со своими исследовательскими потребностями»6.
В современном обществе существует множество самых различных молодёжных субкультур. Некоторые из них сохранились с 80-х – 90-х гг. XX века, однако появились и новые субкультуры со своими особенностями, спецификой. Молодёжная субкультура – это не просто определённый стиль, совокупность манер, атрибутов и музыкальных пристрастий, каждая из субкультур – это особая философия, система взглядов на мир, порой в корне отличающаяся от традиционного общественного мировоззрения.
Рассмотрим
наиболее популярные субкультуры, получившие
широкое распространение в
Хиппи
Субкультура хиппи – одна из старейших
молодежных субкультур в мире и России
в том числе.
В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с "движением Иисуса", что породило новую волну "Иисус-революционеров".
Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна« хиппи. Представители последней волны, так называемого движения молодых (15—18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки преобладают над юношами.
Внешний
вид хиппи «третьей волны» достаточно
традиционен для данной субкультуры:
длинные распущенные волосы, джинсы
или джинсовая куртка, иногда балахон
неопределенного цвета, на шее –
«ксивник» (небольшая кожаная сумочка),
украшенная бисером или вышивкой.
На руках – «феньки» (от англ. thing
– вещь), т.е. самодельные браслеты
или бусы, чаще всего из бисера, дерева
или кожи.
От «классических» хиппи «третью волну»
отличают такие атрибуты, как рюкзак и
три-четыре колечка в ушах, реже в носу
(пирсинг). Движение хиппи следует отнести
к субкультурам, которым свойственно стремление
к самопознанию и самоосознанию (можно
назвать их рефлексирующими или рефлексивными). Хиппи
придерживаются пацифистских взглядов,
исповедуют идею "непротивления злу
насилием", склонны к творчеству. Собрания
хиппи чаще всего сопровождаются употреблением
алкоголя и наркотиков.
Растаманы
Субкультура,
возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке
и уходящая корнями в синкретические
культы стран Африки и Карибского
бассейна, на российской почве выглядит
весьма экзотично. Красно-желто-зеленые
(цвета флага Эфиопии) береты, волосы,
заплетенные в косички (дреды) –
вот наиболее броские черты внешнего
облика «растаманов». Можно смело
утверждать, что мало кто из молодых
россиян, примеривших на себя подобный
стиль, глубоко знаком с идеологией
национально-религиозного движения афро-американского
населения Ямайки, увидевшего в эфиопском
императоре Хайле Селассие мессию,
своего рода собирателя «пребывающих
в рассеянии» выходцев из Африки. В
1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую
смесь африканских сект с трудно выговариваемыми
названиями. Высланный из США Маркус Мосайя
Гарви активно проповедует идею о том,
что Иисус Христос был черным, поэтому
следует ждать пришествия из Африки великого
царя – избавителя черной расы.
2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен
(или Рас Тафари – отсюда и название движения)
короновался императором Эфиопии. Тысячи
людей сочли пророчества сбывшимися. Так
зародилось растафарианство.
С самого первого дня своего существования оно было призвано помочь африканским нациям обрести потерянный рай и восстановить справедливость на Земле. Джа (от англ. Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский.
Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Вавилон с их точки зрения – ад, губительный город, очаг греха и смерти. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.