Субкультура "Cтиляги"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:24, реферат

Описание работы

Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг) .

Содержание

Введение 3
1. Причины возникновения субкультуры «стиляги» 5
2. Взаимоотношение с обществом 8
3. Толковый словарь живого стиляжьего языка 12
Заключение 15

Работа содержит 1 файл

Стиляги.docx

— 115.86 Кб (Скачать)

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра. В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль pin up), редкие в то время авторучки. Откуда они взялись? Кем придуманы? Прическам, которые вдохновляли чуваков на парикмахерские эксперименты, далеко до стильных «укладок» советской формации. Гипертрофированные, вызывающие, эти коки будто бы выросли у стиляг сами – в знак протеста! Это был гордый плюмаж рыцарей стиля. Их антенны для связи с Америкой и Африкой, с Чаттанугой и Уругваем-ваем-ваем… С далеким, ярким, экзотическим, неведомым вольным миром. Конечно, такие «вавилоны на голове» вызывали негодование партработников и рядовых граждан – как и всё, чем выделялись стиляги. Еще бы! В то время все мужское население СССР стрижется по-военному, у этих – волосы дыбом! В то время как пристало носить идеологически выдержанный «бокс» или «полубокс», эти позволяют себе такое!

Легендарный ленинградский стиляга  Валентин Тихоненко вспоминает, что  когда его судили за драку, на которую  он был спровоцирован, прокурор даже не произнес никакого обвинения, просто сказал: «Вы посмотрите, как он выглядит, товарищ председатель, обратите внимание на его прическу! Знаете, как она  называется? „Что хочу, то и делаю”». «Я согласен, – ответил тогда  Тихоненко. – У меня волосы послушные: как зачешу, так и лежат» . И  был осужден на трудовые исправительные работы. Пострижение и обрезание Комсомольские отряды караулили стиляг на улицах с ножницами наперевес – всех под одну гребенку! Всем – «политический зачес» и ни сантиметра лишнего! «Длинные волосы, свисающие на шею или, не приведи Господь, на плечи – считалось недопустимым и приравнивалось к чему-то антиобщественному. – пишет в своей книге джазмен Алексей Козлов. – Начав ходить на „Бродвей”, я принял мужественное решение, отрастить волосы „под Тарзана”, а впереди делать „кок” с пробором, а иногда, в особо важных случаях, – и два пробора по обе стороны от „кока”».

     О публичной стрижке составлялся  акт, который затем направлялся  в деканат или на работу нарушителя. Уже тамошние активисты принимали  «соответствующие меры»: прорабатывали  и исключали. Женщинам доставалось  сильнее всех – обритая или  коротко остриженная девушка  сразу становилась объектом насмешек и даже платок или шляпка, под  которые прятали стрижку, не спасали  от косых взглядов.

     Зафиксируйте объем!

      Девушки-стиляги завивали волосы и  укладывали их в форме венца вокруг головы – такая прическа называлась «венчик мира» . Копировали прически из редких доступных журналов мод, но прежде всего, из западных кинофильмов. После выхода на экраны картины «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли в моду вошли высокие начесы, которые так и называли – «бабетта». Благодаря Бардо завоевал внимание модниц и «конский хвост». Все эти эксперименты стали альтернативой прическам советского образца. Кок представлял собой прическу в виде уложенной «трубы», проходившей ото лба до спины. Наводили его тщательно и любовно. Было это не так уж просто – советская промышленность не баловала граждан средствами для укладки волос, разве что иногда удавалось раздобыть бриолин. В ход шли подручные средства: например, пиво или вода с сахаром, которые склеивали волосы и держали объем. «Конечно, у меня был кок, – рассказывает Олег Янковский.– Если не было бриолина, использовали вазелин, потом это все надо было отмывать, чтобы идти в школу, но, тем не менее, мы все мазали волосы вазелином». Откуда же взялся кок?

     Первым  в голову приходит Элвис Пресли со своим знаменитым зачесом, но он появился позже! По-видимому, источниками вдохновения  стильных куаферов были новоорлеанские джазмены и фильм «Тарзан» с легендарным  Джонни Вайсмюллером. Впрочем, и у  музыкантов в довоенных фильмах  коки совсем небольшие, и у красавца из джунглей прическа несколько иная. Одним словом, стильные чуваки выдумали свой собственный неповторимый образ, доведя его до гротеска и заявив: Смотрите! Мы не такие, как все! Мы – свободны! Стиляги не гуляли по своим «Бродвеям», а «хиляли». Носили не заурядные брюки, а модные «трузера», не банальные ботинки, а лихие «шузы на манке». Все их подружки были не просто девушками, а веселыми «чувихами».

 

Толковый  словарь живого стиляжьего языка

     Частично  сленг стиляг был воспринят от джазистов, частично – придуман ими  самими. Стиляги адаптировали английские слова к правилам русского языка, часто прибавляя к английским корням русские суффиксы и окончания («герла», «лукать», «дринкать»). Некоторые  слова взялись непонятно откуда, как, например, «чувак». Какие-то слова, выйдя впоследствии за пределы стиляжьего мира, были усвоены хиппи и слушателями рока, а многие вообще стали общеупотребительными. До сих пор некоторые из этих словечек можно услышать в разговорах не только субкультурной молодежи. Нужно отметить, что стиляги задали общий неформализм для последующих эпох. Это вторая русская субкультура, после ГОП субкультуры. Современные неформалы, сами того не замечая, заимствуют стиль поведения, сленг, часть их игр, манеру жить и одеваться. Как не пыталась субкультура всё заимствовать, она принесла то, чего ещё не было: непринятие системы, свободную от любых вмешательств жизнь.

     Я чувака узнаю по повадке

     У стиляг все было особенным. И одежда, и речь, и, конечно, манеры. По улицам города, превращенным ими самими в  модные подиумы, стиляги шествовали характерной походкой – раскачивающейся, развинченной. Говорили с особой интонацией, будто бы пели, растягивая слова, чуть в нос. Даже выражение лица было специальным. Музыкант Алексей Козлов вспоминает: «У стиляг было такое отработанное бессмысленное выражение глаз. Не потому что мы придурки. Просто если бы мы обнажили свой взгляд, если бы смотрели, как мы чувствуем, – все бы увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд можно было поплатиться. Вот мы и  придуривались». В разных городах в разное время стиляги вели себя по-разному. Писатель Борис Дышленко рассказывает, что стиляги в Одессе вели себя изысканно вежливо, а ленинградские – раскованно и по-свойски. При этом в провинции, узнав в незнакомом человеке единомышленника, обращались к нему очень вежливо, но затем быстро переходили на дружеский тон. А в Ленинграде на дружеский тон переходили сразу. Стиляги любили устраивать розыгрыши и приколы. Самый распространенный – мистифицировать обывателя, выдавая себя за иностранцев. Композитор Юрий Саульский рассказывал о саксофонисте Лене Геллере, который знал по-английски всего несколько слов: «Но когда он шел с приятелями по «Бродвею» (Тверской), то говорил – да так, чтобы все слышали: «Ноу, ит из» . И все. Больше ничего! Он и не знал ничего… Зато был в шикарном американском костюме, волосы набриолинены, модный галстук».

     В Москве, на улице Горького, как пишет  Алексей Козлов, они любили играть в «очередь»: пристраиваться целой  толпой сзади к какому-нибудь старичку, образуя движущуюся очередь. Тут  же к ним присоединялись все новые  и новые шутники, и очередь  превращалась в длиннейшую колонну, идущую за ничего не подозревающим  старичком. Если он останавливался у  витрины, все останавливались тоже, он шел дальше – движение колонны  возобновлялось. Иногда по реакции  встречных прохожих он догадывался, что что-то не так, оборачивался и  начинал ругаться, пытаясь разогнать  «очередь». Но все ее участники стояли молча, абсолютно не реагируя на крики, и, как только он пытался идти дальше и оторваться от колонны, как тень следовали за ним. Иногда, когда объект издевки скандалил слишком громко, вмешивалась милиция, «очередь»  рассыпалась, но обычно никого в отделение  не забирали, так как шутка была достаточно невинной. «Хэппенинги возникали сами собой, – вспоминает Алексей Козлов. – Я подключался к уже давно придуманным кем-то шуткам. У нас масса была хэппенингов. Мы разыгрывали, например, с приятелем жлобов где-нибудь в набитом битком автобусе. Наклоняемся над жлобом, который сидит, и ведем якобы разговор двух бандитов, которые на дело собираются идти, либо двух шпионов. И он сидел, и видно было, что он напряжен. А мы обменивались такими короткими полупонятными фразами, на жаргоне еще. Но так, чтобы этот жлоб, который нам не понравился, все это слышал. Он дико начинал бояться , что сейчас тут его вообще прирежут, и поскорей пытался выйти из автобуса. А мы садились на его место». Все эти уличные шуточки и специальные словечки были не просто способом развлечься. Они позволяли заявить о себе и найти единомышленников среди однообразной толпы, были одновременно и опознавательным знаком и тайным кодом стиляг, паролем в мир своих – мир, куда закрыт ход «жлобам».

Слэнг стиляг 

     Стилягам  было важно не только выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при  помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот слэнг был воспринят  стилягами от джазистов. Вот некоторые  слова и выражения, принятые в языке стиляг: 

     Бродвей (или Брод) — как правило, центральная  улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская). В Ленинграде — Невский днако  грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с проспект, в Баку — улица Торговая, в Ташкенте — улица Карла Маркса (сейчас Сайёлгох). Свои «Бродвеи» были в каждом городе или даже городском районе.  Чувак — проверенный молодой человек, которого приглашали на "процесс" (узкую вечеринку) в "хату".  Чувиха (чува) — девушка.  Хилять — ходить, фланировать.  Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть - себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду».  Чуча — песня из культового фильма «Серенада Солнечной Долины» («Chattanooga Choo-Choo...»)  Совпаршив — отечественные изделия лёгкой промышленности.  Динамо, Динамо-машина - такси.  Динамить - сбегать.  Шузы - ботинки стиляг на высокой подошве. Обычно можно было приобрести исключительно у фарцовщиков. Советский аналог "шузов" - так называемая "манная каша" - на советские ботинки наклеивался по форме толстый кусок пластмассы. 

 

            Заключение 

     Россия  в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов  на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Культура России в советский период развивалась очень интенсивно. Политический режим направлял развитие культуры, непосредственно от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России и России советского периода.

 

     Список  использованной литературы

    1. Кравченко А.И. Культурология – учебник для вузов – М., 2002 г.
    2. Пичко Н.С. Культурология – учебник для вузов – М., 2004 г.
    3. Левикова С.И. «Молодежная субкультура» - учебное пособие - М., Гранд, 2004г.
    4. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учебное пособие - 2-е издание - М., 2003г.
    5. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Субкультура "Cтиляги"